182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 24» «Родничок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
19 апреля 2013

Конструирование как средство, метод и форма развития и саморазвития ребёнка

Одно из важных направлений программы Крыловой Н. М. «Детский сад - дом радости», которую реализует наш детский сад, - это содействие развитию конструктивной деятельности дошкольника.

Конструирование из строительного материала как часть игровой деятельности представляет собой интересную, но очень сложную практическую деятельность, направленную на получение результата (конструкции). Оно формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, а также развивает поисковую деятельность во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.

Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, что позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления самосознания ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Конструктивная деятельность содействует нравственному развитию ребенка: он учится заботиться о ком-то с учетом особенностей персонажа (корове — хлев, матрешке в зависимости от ее роста — ворота, дверь и т. д.). Но самое главное заключается в том, что она становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки «не слушаются», и для девочек, ибо соответствует интересам и потребностям дошкольника.

Но для начала надо раскрыть действие основного закона архитектуры, который сформулировал древнеримский архитектор Витрувий в трёх словах: полезность, прочность, красота.

Полезность – постройки могут быть разного назначения: для человека – жилые дома, дворцы, здания служебные, гаражи, мосты, парки и т.д.; для животных – ферма, птичник, конюшня т.д…

Прочность – конструкция будет прочной, если строить её соблюдая правила:

1-все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу;

2-основание конструкции (фундамент, 1 этаж, опоры), нужно делать прочным.

3 – все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками и др.), образно говоря «завалинками».

4 – пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями и придавить её сверху какой-нибудь деталью.

5 – второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках лесенки – поперёк.

6 – стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью.

7 - недостающие детали можно заменить другими формами.

Один из основных показателей конструктивной деятельности - умение творчески создавать свои постройки. В процессе игры-конструирования на основе полученных знаний у детей формируются обобщенные представления о том, какие бывают мосты, дома, транспорт, игровые площадки, дворцы. Дети находят общие признаки, сравнивают, делают зрительный анализ, проявляют свое творчество. У них развиваются пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определять, как они расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно или с помощью воспитателя исправлять свои ошибки. Они учатся различать геометрические фигуры: куб, брусок, пластина, призма, цилиндр, дощечка.

Немаловажно и то, что детское конструирование тесно связано с игрой. Самое главное – играть нужно по-настоящему. Ведь основная деятельность дошкольника - игра, где проявляется деятельность воображения, эмоции радости, самоутверждение, познание, коммуникация, художественное творчество. Воспитатель сам должен верить в то, что делает он это впервые и по собственному замыслу. И тогда игра будет интересной и взрослым, и детям. Она будет и средством формирования умственных способностей, и средством формирования отношений.

Чтобы детям было легко воспроизвести в памяти алгоритм постройки, используются различные схемы. Для проведения занятия нужна правильная организация среды и большая подготовка дополнительного материала. Это машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, фонтаны, дороги, которые дети изготовляют совместно с воспитателем в свободной деятельности. Если ребенок, организует себе среду, он учится культуре труда, что тоже очень важно для его дальнейшего развития. Необходимо приучать ребенка по окончании работы разбирать постройку сверху вниз, носить по одной, две детали и ни в коем случае не ломать, не рушить построенное. Напольный конструктор хранится на специальных полках, чтобы дети знали, где что лежит и могли в блоке самостоятельной деятельности свободно найти необходимое оборудование.

В занятиях огромную роль выполняет персонаж (Мишка в младшей и средней группах, Незнайка – в старших). Он служит как бы средством обращения к самосознанию человека. Персонаж ребенку нужен только тогда, когда ребенок все уже умеет. Персонаж выполняет три задачи:

1) персонаж вызывает у ребенка желание о нем позаботиться, т.е. он показывает ребенку, что он глупый, ничего не знает, а ребенок – умный, создает проблемную ситуацию, что ребенку нужно научить его;

2) персонаж вызывает у ребенка потребность разговаривать с ним потому, что что-то не понимает, что-то у него не получается и ребенок должен с ним разговаривать;

3) персонаж поменяет роль ребенка: из ученика превратит его в учителя, чтобы ребенок понял, оказывается, я уже много чего знаю и умею. Не только мне помогают, но и я могу помочь!

Именно персонаж естественным образом ставит ребенка перед проблемами. А любые проблемные ситуации обладают даже не столько интеллектуальной, сколько нравственной направленностью. Разумеется, за персонажа говорит воспитатель, выполняя одновременно две роли: за себя и за персонажа.

Одним из главных направлений программы является «Лесенка успеха».

Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития деятельности ребенка.

Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество). Каждая ступенька, получила своё метафорическое звучание.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА обозначает этап знакомства с новой деятельностью. На первой ступеньке ребёнок оказывается в роли «очарованного зрителя», а воспитатель - артист, чародей. Эту форму «спектакля» воспитатель применяет в разных вариантах до тех пор, пока ребёнок действительно не будет «очарован» и не проявит инициативу учиться, сказав: «Научи меня. Я тоже хочу так делать».

На ВТОРОЙ СТУПЕНЬКЕ актерскую импровизацию, воспитателя

можно назвать «вкусный собеседник». Ребенок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему еще необходимо содействие взрослого, диалог с ним.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКА «Лесенки успеха» — это уровень самостоятельности, для которого характерны инициативность, автономность и ответственность за достижение результата.

Именно на уровне «третьей ступеньки» и возникает место того, что принято называть «занятием». Здесь реализуется возможность каждого ребенка стать участником новой коллективной формы деятельности.

И, наконец, ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬКА — вершина и одновременно старт для новых начинаний. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль исполнения деятельности, используют уже её как средство и форму для самовыражения своей неповторимости, превращаются в «артистов», творцов.

Иначе говоря, ребенок, научившийся «восходить на вершину успеха» и далее будет строить свою жизнь как путь «от ученика к мастеру», создателю своей неповторимой индивидуальности.

В младшей группе конструирование из строительного материала — важнейший вид деятельности.

С одной стороны, под руководством воспитателя ребенок овладевает так называемым сюжетным конструированием. В группах, работающих по «Дому Радости» минимум кукольной мебели, и для того, чтобы уложить куклу спать необходимо построить кроватку, чтобы её покормить нужно построить стол, стол, дорожку, чтобы кукла по ней гуляла). С другой стороны, важно сохранить малышу возможность как бы без цели экспериментировать с разными материалами (городить, доставая все из коробки, перебирать строительные детали конструкторов, в этом случае он постепенно узнает их свойства, в том числе и конструктивные (широкие детали — хорошая основа для конструкции, отдельные детали можно соединять, используя разные способы крепления, и получать разные конструкции и т. п.).

Для оптимизации строительной деятельности детей Н. М. Крылова предлагает использовать модель пяти пальцев, в которой мизинец – это замысел, то что мы будем делать; безымянный – выбор материала из которого мы будем что-либо делать, или то, что будем преобразовывать; средний – выбор средств достижения цели, оборудования для преобразования материала, выбранного объекта; указательный – определение последовательности действий, обеспечивающих поэтапное осуществление деятельности по достижению задуманного результата; большой – результат, котором в конце деятельности будет дана оценка в форме развёрнутой системы высказываний на основе рефлексии и саморефлексии.

Младший дошкольник уже способен раскрыть на основе конструирования и по аналогии с ним любой вид деятельности как взаимосвязь пяти компонентов.

Осуществляя обучение детей планированию, организации и оценке своей деятельности по заданной модели мы столкнулись с тем, что на третьем этапе – выбор средств достижения задуманного, дети младшего дошкольного возраста начинают философствовать, рассуждать и приходят к выводу о том что мало материальных средств для успешного осуществления деятельности, надо ещё хорошенько подумать головой. Эти рассуждения, поддержанные воспитателем, подводят детей к инициативе по дополнению содержания третьего этапа и включению в его перечень не только оборудования, но и «головы».

Уровень развития конструктивной деятельности малыша — показатель мастерства педагога, работающего на основе технологии «Детский сад — Дом радости».

В средней группе ребенок через конструирование отражает познание окружающего мира. Он открывает, конструируя по образцу, по фотографии, по представлению здания (жилой дом, магазин, детский сад, школу, театр, цирк, вокзал и др.).

Конструирование дает ребенку пятого года жизни богатые возможности для интеллектуального развития: он учится строить разные конструкции одного и того же объекта (например, здания, машины), самостоятельно преобразовывать их в высоту, длину, ширину; сооружать раз¬личные конструкции одного и того же объекта в соответствии с разными условиями их использования (мост для пешеходов, мост для транспорта; судно пассажирское, судно военное, судно грузовое).

Он учится планировать на основе схемы, нарисованной воспитателем, будущую коллективную постройку улицы города или села (проспекта, площади, набережной или сказочной деревни), овладевает умением находить место конструкции в пространстве.

Конструирование из строительного материала — важнейшая форма развития коллективных взаимоотношений между сверстниками, т. к. умение у каждого достигает уровня самостоятельности и творчества. Постройки сохраняются в течение нескольких дней, потому что у ребенка на их основе развиваются другие виды игр (строительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и др.).

В старшей группе «Детского сада — Дома радости» ознакомление с архитектурой своего города, рассматривание фотографий построек других городов открывают ребенку образ России.

Разные постройки развивают у детей способность замечать прекрасное, видеть красивое, ценить что имеешь. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки.

Воспитанник шестого года жизни учится не только конструировать разные здания, улицы, проспекты, набережные, но и проектировать, как архитектор, он воплощает свой замысел в виде схемы будущей коллективной постройки. Конструирование превращается в форму самовыражения старшим дошкольником своей неповторимости.

Ребенку старшей группы интересна деятельность с новыми видами конструкторов из деталей (пластмассовых, деревянных), разными способами их крепления (шипами, штифтами и т. п.) и разными свойствами. Он учится конструировать модели (здания, самолета, поезда и т. д.) как по рисунку, так и по словесному заданию воспитателя.

В подготовительной группе дети с удовольствием строят по чертежам, внося в постройки что-то новое. Они сами спрашивают чертежи, фотографии, договариваются между собой, выбирают место для постройки, ведь все это формирует у них положительные качества, которые надо воспитателю заметить и похвалить каждого. Когда что-то не получается в постройке, воспитатель должен подсказать вопросом: "А что если заменить эту деталь на другую, что получится? " Когда постройка сохраняется несколько дней, ребёнок к ней возвращается, что-либо изменяет или дополняет ее. Ребенок строит постройку, воспитатель оценивает ее, после чего он может ее потом разобрать и построить снова. Оценку получает каждый воспитанник.

Конструктивная деятельность очень значима для подготовки детей к школе. В конструктивной деятельности формируется высокий уровень познавательной сферы: развивается функция обобщения, происходит формирование памяти, внимания, развитие речи, высокий уровень самооценки и контроля, умение устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, что является важным для обучения в школе.

Выстраивая работу по обучению детей конструированию из строительных материалов с учётом описанных нами педагогических условий, мы смогли вывести детей в заданном виде деятельности на очень высокий уровень. Результативность адаптированного нами алгоритма Н. М. Крыловой заключалась не только в воспроизведении детьми примеров сложных построек, предложенных воспитателем, но и в сознании своих авторских вариантов зданий, которые объединились в города, сёла, деревни. При этом постройки становятся центром сюжетно-ролевых, театральных и других игр для младших дошкольников.

Как мы знаем, весь образовательный процесс в ДОУ делится на четыре направления развития ребёнка. Задачи, направленные на формирование конструктивной деятельности, можно решать, через интеграцию их в данные направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физкультурно-оздоровительное.

В познавательно-речевое направление развития ребёнка входят такие образовательные области ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В области «Познание» задачи конструктивной деятельности интегрируют в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, надо дать им знания о геометрических фигурах и телах. Интеграция задач конструирования также осуществляется и в задачи сенсорного развития ребёнка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов, материале, из которого сделан предмет и т.д. Все эти познавательные умения ребёнка хорошо используются при организации игр направленных на развитие конструктивной деятельности.

Читая и разучивая стихи и сказки конструирование тесно связанно с образовательной областью «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

В социально - личностное направление входят такие образовательные области, как БЕЗОПАСНОСТЬ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Рассматривая фотоальбомы, иллюстрации с постройками, людьми строительных профессий, обращаем внимание детей на то, как одеты строители, обговариваем, для чего нужна спецодежда и каска. При конструировании вспоминаем, из какого материала сделаны детали конструктора, как с ним работать, если работаем с мелкими деталями повторяем правила их безопасного использования. Во время постройки отмечаем высоту здания, говорим о том, что высокое здание неустойчиво, может упасть и навредить здоровью других детей или сломать постройку. Таким образом, прослеживаем интеграцию задач конструктивной деятельности в образовательной области «Безопасность»

Уборка своего рабочего места, коллективный труд по уборке и мытью деталей, раскладывание конструктора по цветам, классификация конструктора по моделям, способствует также решению задач конструктивной деятельности.

Об интеграции конструктивной деятельности в образовательную область «Социализация» позволяет говорить следующее:

-использование построек из конструктора при организации сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевой игре дети закрепляют знания о профессиях людей, работающих на стройке, учатся строить конструктивный диалог;

-сравнение жилых строений древних и современных, разных народов (юрта, чум, изба, терем, шатер);

обсуждение с детьми, какой дом надежнее (деревянный, каменный); постройки из конструктора типовых объектов и объектов, имеющих индивидуальные отличия (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр, Военно-Морской музей).

В художественно – эстетическое направление развития ребёнка входят такие образовательные области, как ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

В художественном творчестве – это работа с бумагой – украшений для построек , лепка украшений – знакомство с лепниной, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек, аппликации архитектурных ансамблей, зарисовка построек, раскрашивание картинок, рисование по трафаретам, изготовление макетов...

В музыкальном творчестве – знакомство с музыкальными инструментами, их формой, материалами, из которых они изготовлены, музыкально – дидактические игры, подбор тематических музыкальных произведений.

В физкультурно – оздоровительное направление развития ребёнка входят такие образовательные области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ.

Поскольку работу по развитию физических качеств личности осуществляет руководитель ФИЗО, то соответственно он совместно с воспитателем являются инициаторами осуществления интеграции задач конструктивной деятельности и физической.

Руководитель проводит эстафеты, целью которых является, помимо развития физических качеств, постройка из деталей конструктора какого-либо сооружения (можно по схеме или по замыслу), можно поставить обязательным условием построить крепкое здание, правильно подобрав детали.

Постройки из модулей широко используются для организации подвижных игр, а также для развития физических качеств – различные постройки, в которые можно подлезть, или проползти, или перелезть, или пройти в полный рост и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач конструктивной деятельности возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.



Архив
наши успехи
    Лауреат III степени Ковальчук Милана

    Поздравляем с победой Долгашеву Марину Васильевну!

    Международный конкурс рисунков "Самый добрый мультфильм"!

    Международный конкурс конспектов!

    Всероссийские конкурсы творческих работ: 1) посвященный символу 2021 года "Комплименты для Бычка"; 2) посвящённый празднованию Нового года "И снова в гостях новогодняя сказка...."

    Всероссийский конкурс "Призвание"!

    II Всероссийский конкурс, посвященный Дню матери "О той, что дарует нам жизнь и тепло..."

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.