24 января 2016
«Мой город – родина моя!»
«Мой город – родина моя!» (нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста) Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.К. Князькова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать её независимости». Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания. Чувства верности своей Отчизне. Готовности выполнять гражданский долг по защите её интересов. Собранные в систему в течение веков народные педагогические традиции нашли свое отражение в современных программах и методических пособиях, посвящённых патриотическому воспитанию дошкольников. Ведь именно обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю на которой ты живёшь. Необходимо рассказать о культуре своих предков, традициях, быте, исторических событиях, учить их с уважением относиться к культурным ценностям других народов. Нужно создать условие для формирования самосознания и гражданской ответственности. Для воплощения лучших исторических, культурных и трудовых традиций русского и других народов, проживающих в России. Начав с воспитания любви к родному дому, природе, культуре малой родины, мы сможем привить детям и любовь ко всей Отчизне. Детский сад, семья, окружающая микросреда оказывают сильное влияние на ребёнка в плане формирования и развития интереса. Уважения к своему народу, обычаям, месту, где он родился и вырос. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия. Воспитание ребёнка опирается на нравственно-патриотические и общечеловеческие ценности. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически. Наибольшую трудность вызывает у воспитателей работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о своей малой родине. Все вышесказанное обусловило выбор темы проекта «Мой город – родина моя!» В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений (скинхеды, неформалы, фолкеры, готы, эмо и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в «Социально коммуникативной» образовательной области одной из задач является – «формирование патриотических чувств». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам «Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». МБДОУ Детский сад №19 реализует различные комплексные программы.. Для успешной совместной работы детского сада и родителей в учреждении имеется педагог – психолог, который помогает родителям и педагогам выявлять имеющиеся проблемы в воспитании детей и разрабатывать планы решения данных проблем. Главным условием создания единого пространства развития, является выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду, а также выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса. Основная проблема Отсутствует система работы педагогов в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном городе, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию патриотизма и любви к родному краю. Сопутствующие проблемы- Недостаточное знание педагогов методик и технологий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Недостаточное знание об истории возникновения родного города Великие Луки, его символике. Незаинтересованность родителей в воспитании патриотических чувств у детей . Несформированность представлений у детей старшего дошкольного возраста о своём городе. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Решение- Ознакомить педагогов с теоретическими и методическими основами, способами и приемами гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Пройти курсы повышения квалификации. Актуализировать знания. Повысить профессиональное мастерство, стимулировать поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников Разработать перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом. Изучить традиции, историю и культуру своего народа и родного края. Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с историей родного город. Провести прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами города, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея. Разработать перспективный план работы с родителями. Организовать для родителей «Дни открытых дверей». Вовлечь родителей в проведении праздников («День рождение детского сада», «День города»). Организовать чтение книг о городе; экскурсии по улицам города. Провести с детьми конкурс детских рисунков «Улицы города», «Мой край родной», «Любимый город. Пополнить предметно-развивающую среду материалом и пособиями: Альбома «Мой любимый город», Книги о городе Великие Луки Герб города, его история. Архитектура старого города Объект исследования — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет – воспитание у старших дошкольников любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания. Гипотеза – правильно подобранная система работы по воспитанию у детей познавательного интереса о родном городе, его символике, воспитания чувства гордости и бережного отношения к нему и как следствие, воспитания патриотизма и любви к родному городу. Приступая к работе по патриотическому воспитанию детей через любовь к родному городу, руководствуемся программой « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, учитывая региональный компонент. Необходимо учитывать следующие принципы: - доступность; - научность и достоверность; - культурологический подход; - краеведческий опыт; -экологическое воспитание; - создание развивающей среды; - организация работы с родителями. Проблема будет решена, если: Заинтересуем родителей своей проблемой и привлечем их к созданию предметно – развивающей среды, участиям в экскурсиях и праздниках. Считаем, что музеи, библиотека города являются реальными помощниками для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, достопримечательностях и людях прославивших город до каждого маленького ребёнка. Конспект НОД в старшей группе «Мой город» образовательные задачи: — Расширять и активизировать словарь по теме «Мой город». — Закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных). — Закреплять навык правильного согласования прилагательного и существительным в роде, числе, падеже. — Закреплять навык составления простого распространённого предложения. — Учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”. — Закреплять у детей навык диалогической речи. развивающие задачи: — Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. воспитательные задачи: — Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие»,«Речевое развитие». Оборудование: иллюстрации достопримечательностей города, почтальон Печкин, плакат, аудиокассета, колокольчик, мяч. Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение областной детской библиотеки, кинотеатра, музея, музыкальной школы, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Мой город». Игровая мотивация. В гости к ребятам приходит почтальон Печкин, которому ребята рассказывают про свой родной город. В конце занятия Печкин благодарит ребят и дарит им открытки о Великих Луках. Печкин: Ребята, я слышал, что вы очень любите свой город и много о нем знаете. Расскажите и мне, пожалуйста, о своем городе. Ход. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ. Утро настаёт, солнышко встаёт. Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. Друг на друга поглядим, про себя поговорим: Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? (дети по очереди называют друг друга ласковыми словами) 2. Сообщение темы — Ребята, сегодня мы совершим необычное путешествие по нашему городу и почтальону Печкину расскажем про наш родной город. Воспитатель читает стихотворение о Великих Луках. На древней Псковщине, на сей Земле Где предки славились делами. На долю выпало родиться мне Чрез корни прошлого расти годами... Здесь стены крепостей хранили Русь. Речною гладью от Варягов в Греки, Ладьи и годы плыли, в Лету, ну и пусть! Их тонкий след почую, смежив веки... На речке Ловати зелёных берегах Раскинулся мой древний город. Великим назван он в веках! Но всё же как и прежде молод. Стяжали деды, прадеды мои Великих Лук немеркнущую славу. Мы часть истории, и так же как они Я родиной своей горжусь по праву! На мирных заводях степенная река, Бегущая среди холмов пологих В неё упали стаей облака И купол церкви очертаний строгих. Всем этим жив и счастлив я! Здесь все родные мне и дорогие лица. Здесь Родина моя, моя земля. И не затмят её ни время, ни столица! — Ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? (ответы детей). Мы с вами живем в замечательном городе под названием Великие Луки. — А как зовутся люди, которые живут в Великих Луках? — Мы с вами называемся Великолучане, так как тоже живем здесь. В Великих Луках много детских садов. — Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите? — «Ласточка» . — Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад? — Улица Лизы Чайкиной. — Ребята, любите ли вы гулять по Великим Лукам? — Расскажите, где же вы бывали в нашем городе? — Наш город не большой, но очень уютный и красивый. В Великих Луках много зданий, домов и улиц. Игра «Назови улицу, на которой ты живешь». А сейчас давайте поиграем в игру. Дети встают у стульчиков, называют свою улицу и передают мяч дальше. Игра “Скажи наоборот”. — Почтальон Печкин предлагает поиграть. Воспитатель подбирает определение к слову “улица” и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу. Длинная улица — короткая улица; узкая улица — широкая улица; чистая улица — грязная улица; старинная улица — современная улица, ближняя улица — дальняя улица, светлая улица — тёмная улица, городская улица — сельская улица, зимняя улица — летняя улица и т.д. Воспитатель: — В нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других — работают. Есть старинные здания, а есть — современные, неприметные и те, которые надолго остаются в памяти. Перед вами — фотографии различных зданий нашего города. Рассмотрите их. Какие из них вы узнали? Правильно, это здание нашего детского сада, это жилые дома на нашей улице Лизы Чайкиной, это музыкальная школа, это музей, это кинотеатр «Родина» и т. д. Вот сколько самых разных зданий есть в нашем городе. Воспитатель: — Давайте и мы построим свой дом. Пальчиковая игра “ Строим дом” (Е.Чистякова) Строим, строим, строим дом Дом с высоким потолком С треугольной крышей. (Дети имитируют движения из потешки.) – Вот с такой? – Нет, выше! Окон в доме 3 и 3, Поскорей в них загляни, Там увидишь печку, на печке – человечка! Воспитатель: — Все Великолучане (и взрослые, и дети) очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только Великолучане, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями. Как вы понимаете слово «достопримечательность»? (красивые, памятные места). Демонстрация иллюстрации вечного огня. Воспитатель: Это - одна из достопримечательностей нашего города. Ребята, вы узнаете это место? Воспитатель: Этот памятник напоминает нам о Защитниках Отечества. Физминутка. Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем» Мы по городу шагаем, (импровизация движений) Много видим называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. Демонстрация иллюстрации Храма. Воспитатель: Это другая достопримечательность Великих Лук. Ребята, вы узнали это место? Это Собор Вознесения Христова. Он находится в центре нашего города и очень его украшает. — Ребята, как вы думаете, на что похож храм? Мне кажется, он похож на сказочный дворец. Собор очень яркий, нарядный и праздничный. Посмотрите на крышу собора. Она не такая, как в обычном доме. В обычном доме — крыша, а у собора — это купол. Купол — символ пламени горящей свечи. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставят крест, а еще у каждого храма есть обязательно колокольня. Перед службой звонят колокола и созывают народ в храм. По воскресеньям льется над Великими Луками колокольный звон (аудиозапись колокольного звона). Колокольня — это башня. Где звонят колокола. Нас зовут от дел домашних На священные дела. Игра «Угадай, где звенит» — Почтальон Печкин предлагает поиграть (Ребенок с завязанными глазами ищет звенящий колокольчик). Почтальон Печкин принес плакат с советами «Как любить свой город». — Чтобы в городе было чисто и красиво, нужно: 1) ломать ветви деревьев; 2) рвать цветы, топтать цветники; 3) ломать скамейки, песочницы; 4) разрисовывать здания и дома; 5) разбрасывать мусор кто, где хочет. Воспитатель: Ребята, вам понравились эти советы? Давайте с вами придумаем полезные советы. «Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно » (не ломать деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор, соблюдать правила поведения в природе). Воспитатель: — Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, музей, кинотеатр, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой. Игра “Продолжи предложение”. Воспитатель предлагает поиграть. (воспитатель начинает предложение, ребёнок продолжает его.) Я пойду в музей, чтобы …узнать историю своего края. Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом. Я пойду в кино, чтобы посмотреть интересный фильм. Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу. Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке, фортепиано. Итог занятия. Воспитатель: ребята, понравилось ли вам гулять по Великим Лукам? С какими достопримечательностями города мы с вами сегодня познакомились? (с музеем, вечным огнём, Свято – Вознесенский Храмом и т.д.). Воспитатель заканчивает занятие строками стихотворения Мой город (отрывок) Мой милый, добрый город, Ты очень дорог мне, Ты лучший город в мире На всей большой Земле. Люблю гулять я с папой По улицам большим И улыбаться людям, Знакомым и чужим. ( О. Г. Зыкова) Воспитатель: — Вот в таком замечательном городе мы живем. Печкин: Ребята, вы много знаете о своем городе. А чтобы вы знали о своем городе еще больше, я хочу подарить вам открытки о Великих Луках. До свидания. Вспоминай их добрым словом – Слава им борцам суровым ( Конспект Ковалевой Т.В.) К 73-годовщине освобождения Великих лук от немецко-фашистских захватчиков Зарница.Развлечение (военно – спортивная игра) для детей старшего дошкольного возраста Уголок с семейными фото
скачать документ [63.31 Kb]
Архив |