182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 4» «Журавлик»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   СОЦИУМ /  
23 октября 2015

Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников употреблению синонимов»

Синонимы - это слова имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными смысловыми оттенкам.

Умелое использование синонимов речи, помогает избегать однообразного и унылого повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания.

Не случайно М. Горький заметил не без иронии и назидательства: «кроме слов хорошо отлично, есть ещё не мало хвалебных слов, например: славно, прекрасно, великолепно, неподражаемо, совершенно, удивительно, замечательно, изумительно, чудесно...»

В старшем дошкольном возрасте работа над смысловой стороной слова является ведущей задачей.

Существует несколько типов упражнений с синонимами:

• Подбор синонимов к данному слову ( смешной - забавный, работать - трудится, метель- вьюга) и т.д.

• Составление предложений со словами синонимического ряда (Миша

рассказал забавный случай. В книге был смешной рисунок.);

• Замена синонима в предложении; (Мальчик споткнулся и упал, шлепнулся. Я читал увлекательную, интересную книгу.)

• Объяснение выбора слов, близких по значению. Детям предлагается из цепочки слов отобрать близкие по значению, например: бежит, глядит, мчится, смотрит, несется. Одна группа синонимов – бежит, мчится, несётся, другая группа – глядит, смотрит;

• Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака: (крохотный- маленький, большой- огромный-гигантский.)

• Составление рассказа со словами синонимического ряда;

• Поиск слов синонимов в стихах:

«Бураны, вьюги и метели-

Как много с вами канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!»-

Так проворчал Мороз угрюмый.

***************

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

******************

И до поздней осени

Дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый,

Значит закаленный.

• В рассказах:

Лес не шевелится. Вода в реке не колышется. Пёс у двери не шелохнется. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот жаркий летний полдень.

• В пословицах и поговорках:

Спеши не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друг один.

Переливает из пустого в порожний.

Уяснив особенности слов – синонимов дети учатся подбирать синонимический ряд сами. Например:

«Замени слово»

С весёлой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод (мороз)

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла

Хлеб вкуснее от работы (труда).

Работяги - дятла стук

Слышен далеко вокруг

Червякам он враг,

А деревьям товарищ (друг)

Нельзя работая над синонимами не уделять внимания многозначности слова.

Например:

Самолёт сел (приземлился);

Солнце село (зашло, закатилось);

Мальчик бежит (мчится, несётся);

Ручеёк бежит (течёт);

Свежий ветер (прохладный);

Свежая рыба (не испортившаяся);

Свежий хлеб (мягкий);

Свежая рубашка (чистая, стираная);

Свежая газета (новая).

Ребенку важно показать, что слово имеет не только прямое значение, но и переносное. Чтобы понять переносное значение слова, нужно подобрать синоним:

Золотые руки (умелые, трудолюбивые, работящие)

Золотая голова (умная, рассудительная)

Золотое сердце (доброе, справедливое)

Золотая рожь (спелая, созревшая)

Золотые волосы (цвета золота)

Предложите детям найти в паре предложений одинаковые слова. Что они обозначают?

• На улице сегодня пасмурная погода ( серая, мрачная, хмурая.)

• Дима сегодня ходит с пасмурным видом (недовольный, неприветливый, угрюмый.)

После проведения таких упражнений по подбору синонимов, можно переходить к связной речи (пересказ, составление рассказов).

Таким образом, чем раньше мы начнем развивать у детей чувство языка, тем легче ему будет соотнести слова с понятием заключенным в нём.

Учитель-логопед: Баранова Н. В.



Архив
наши успехи
    Поздравляем коллектив педагогов: 1 место группы №1 "Звездочка" и № 5 "Гномик" . 2 место - группа №2 "Светлячки". В номинации "Забавные снеговички" - группа №9 "Рыбка" . В номинации "Строят дети" - группы №4 "Солнышко", №6 "Колокольчик", №8 "Зайчики", №10 "Василек". В номинации "Вместе с родителями" - группа №12 "Дюймовочка". В номинации "Оригинальный подход" - группа №7 "Ромашка"

    Поздравляем семью Ореховых, за участие в XXIX Всероссийского Олимпийского дня. И победу в номинациях: "Самый быстрый семейный челночный бег", "Самый сильный папа в подтягивании".

    Поздравляем Петрова Кирилла, Лексунову Еву, Гундер Рому, Гасанову Камилу, Павленкова Сашу, Иванову Настю, Стороженко Дашу, Березкина Даню, Астахова Ваню, Бабуеву Полину, Гаманову Полину, и их руководителей Евсей Г.И. и Луневу Н.И.с победой во Всероссийской викторине ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ.

    11.01.2019 года в МБДОУ №4 корпус 2, прошел конкурс чтецов "Серебром украшена Земля...". Цель конкурса: повышение качества речевого развития детей, формирование интереса детей к художественному слову. В конкурсе принимали участие 40 воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп. Жюри конкурса в составе 5 человек (заведующий МБДОУ №4 - Л.И. Сушкова, зам.зав.по До №4 кор.2 - Е.Н. Левченкова, учитель-дефектолог - И.А.Шабаева, педагог психолог - С.С. Ерицян, воспитатель МБДОУ №4 ко

    Худякову Дашеньку поздравляем с высоким результатом!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.