23 октября 2015
Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников употреблению синонимов»
Синонимы - это слова имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными смысловыми оттенкам. Умелое использование синонимов речи, помогает избегать однообразного и унылого повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания. Не случайно М. Горький заметил не без иронии и назидательства: «кроме слов хорошо отлично, есть ещё не мало хвалебных слов, например: славно, прекрасно, великолепно, неподражаемо, совершенно, удивительно, замечательно, изумительно, чудесно...» В старшем дошкольном возрасте работа над смысловой стороной слова является ведущей задачей. Существует несколько типов упражнений с синонимами: • Подбор синонимов к данному слову ( смешной - забавный, работать - трудится, метель- вьюга) и т.д. • Составление предложений со словами синонимического ряда (Миша рассказал забавный случай. В книге был смешной рисунок.); • Замена синонима в предложении; (Мальчик споткнулся и упал, шлепнулся. Я читал увлекательную, интересную книгу.) • Объяснение выбора слов, близких по значению. Детям предлагается из цепочки слов отобрать близкие по значению, например: бежит, глядит, мчится, смотрит, несется. Одна группа синонимов – бежит, мчится, несётся, другая группа – глядит, смотрит; • Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака: (крохотный- маленький, большой- огромный-гигантский.) • Составление рассказа со словами синонимического ряда; • Поиск слов синонимов в стихах: «Бураны, вьюги и метели-Как много с вами канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!»- Так проворчал Мороз угрюмый. ***************Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. ****************** И до поздней осени Дуб стоит зеленый Значит дуб выносливый, Значит закаленный. • В рассказах: Лес не шевелится. Вода в реке не колышется. Пёс у двери не шелохнется. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот жаркий летний полдень. • В пословицах и поговорках: Спеши не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друг один. Переливает из пустого в порожний. Уяснив особенности слов – синонимов дети учатся подбирать синонимический ряд сами. Например: «Замени слово»С весёлой звонкой песней Мы идем на лыжный кросс Воздух чистый, день чудесный! Не пугает нас холод (мороз) Я трудилась не напрасно И запомню навсегда: Хлеб вкуснее не от масла Хлеб вкуснее от работы (труда). Работяги - дятла стук Слышен далеко вокруг Червякам он враг, А деревьям товарищ (друг) Нельзя работая над синонимами не уделять внимания многозначности слова. Например: Самолёт сел (приземлился); Солнце село (зашло, закатилось); Мальчик бежит (мчится, несётся); Ручеёк бежит (течёт); Свежий ветер (прохладный); Свежая рыба (не испортившаяся); Свежий хлеб (мягкий); Свежая рубашка (чистая, стираная); Свежая газета (новая). Ребенку важно показать, что слово имеет не только прямое значение, но и переносное. Чтобы понять переносное значение слова, нужно подобрать синоним: Золотые руки (умелые, трудолюбивые, работящие) Золотая голова (умная, рассудительная) Золотое сердце (доброе, справедливое) Золотая рожь (спелая, созревшая) Золотые волосы (цвета золота) Предложите детям найти в паре предложений одинаковые слова. Что они обозначают? • На улице сегодня пасмурная погода ( серая, мрачная, хмурая.) • Дима сегодня ходит с пасмурным видом (недовольный, неприветливый, угрюмый.) После проведения таких упражнений по подбору синонимов, можно переходить к связной речи (пересказ, составление рассказов). Таким образом, чем раньше мы начнем развивать у детей чувство языка, тем легче ему будет соотнести слова с понятием заключенным в нём. Учитель-логопед: Баранова Н. В.
Архив |