20 августа 2015
Рекомендации логопеда для родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ? 1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»? Ребенок должен уметь правильно выполнить задания: покажи свое правое ухо, левую ногу, и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону - чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «права». 2. Чтобы помочь ребенку легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: •Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для него трудная; • Лепка ребенком буквы из пластилина; • Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым; • «Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе - и ребенок мгновенно вспомнит ее); • Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие - то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме; • Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона; • Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую; • «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов; • Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре; • Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым; • Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым; • Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги; На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям. Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв) под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит. Такие предварительные «отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв. ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили » на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. 1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки. 2. Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр. 3. Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов. 4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы. * В каждой паре букв показать правильно написанную букву. * Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную. * Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы. * Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный. После этого можно переходить к письменным заданиям. * Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами. Учитель-логопед Баранова Н.В.
Архив |