24 сентября 2014
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Одним из необходимых условий успешного обучения ребенка с первых шагов до выпускного класса является организация принципа непрерывности, т.е. преемственность должна прослеживаться на уровне концепции содержания и технологии. Цель семинара – подробное разъяснение особенностей технологии деятельностного подхода (ДП) на дошкольном этапе. Основная идея ДП связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка. Т.е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. ДП в воспитании растущего человека в непосредственно-практическом аспекте своими истоками уходит вглубь истории. Человекообразующая, личностнотворящая, облагораживающая функции деятельности осознаваемые вначале лишь в форме производительного труда были оценены на заре человеческой культуры и цивилизации. Труд, как материальная преобразующая предметная деятельность явился первой причиной и предпосылкой выделения человека из природы, становления и развития в ходе истории всех человеческих качеств. Человеческая деятельность взятая в целом в полноте его видов и форм породила культуру, вылилась в культуру и сама стала культурой – этой средой, которая растит и питает личность. Подобная оценка роли деятельности и в частности, труда, впервые была осуществлена в рамках немецкой классической философии. Она была усвоена марксизмом, ее придерживались и современные отечественные гуманитарные науки, предметом которых в том или ином аспекте выступала деятельность (психология и педагогика). Становление ДП в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психология изучения деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы ДП в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различий внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемыми путем движения рук, ног, пальцев. Вторая – происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н. Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психологическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность являясь вторичной по отношению к внешней формируется в процессе интериоризации (переход от внешней деятельности во внутреннюю). Обратный переход от внутренней деятельности к внешней обозначается термином «экстериоризация». Исследования С.Л. Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние причины и деятельность в первую очередь действуют на ребенка не посредственно, а предъявляются через внутренние условия. Психика ребенка исключительно избирательна. В соответствии с таким взглядом, непременным условием эффективности воспитания в контексте ДП является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития. Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть ДП к воспитанию, как подход личностно-ориентированный. ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Основные этапы технологии ДП. 1. Введение в игровую ситуацию. (1 – 2 минуты) 1. Создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог выбирает те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной группы детей. 2. Проверка готовности к занятию. 3. Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий. 4. Повторение правил взаимодействия. Для реализации принципа комфортности необходимо вспомнить с детьми правила. 5. - Не нужно перебивать друг друга в игре, все смогут высказаться. - Не стоит мешать играть и отбирать игрушку у другого – всем игрушек хватит, и др. Эти правила формулируются детьми вместе с педагогом, оформляются в виде условных обозначений и находятся в группе. 1. Мотивационная игра. (3 – 5 минут) Чтобы тема занятия не была навязана воспитателем важно помнить календарно-тематическое планирование и дать ребенку подействовать в хорошо знакомой ситуации, а потом создать затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызовет интерес к теме занятия. 1. Актуализация прошлого опыта. 2. Представление реквизита, используемого в игре. Дети 3 – 4 лет играют с конкретными предметами. Дети 5 – 6 лет могут использовать в игре уже изображения предметов, поэтому необходимо представить данные предметы и картинки перед началом игры. Каждый ребенок получает реквизит, но прежде дети узнают предметы, предполагая, как они будут использоваться в игровой ситуации. 1. Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми. Для успешной деятельности ребенка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех игровых шагов. Это позволяет проверить наличие у воспитанников сформированной способности или выявить затруднения. 1. Самоопределение и коррекция. Необходимым условием для самоопределения ребенка к игровой деятельности – соблюдение воспитателем четкости и краткости при объяснении правил игры. В результате, каждый ребенок должен понять, что от него требуется в игре, определить, сможет ли он играть в эту игру? Захочет ли он в нее играть? Если ребенок решил, что он играть не может или не хочет, или ему непонятны правила, необходимо провести коррекцию. Если ребенок не имеет желания играть – предложить заняться интересным ему делом и не мешать другим. 1. Распределение ролей. Чтобы соблюсти принципы деятельности необходимо, чтобы в игре принял участие каждый воспитанник. Необходимо активно использовать работу в группах. 1. Игровое действие. Сначала ребенок не испытывает затруднений в своей деятельности. Разбирается одна или две знакомые ситуации и отслеживается соблюдение детьми правил игры. 1. Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок. Если кто-то из детей ошибается, корректировать могут либо дети этой же группы, либо представители другой команды. Воспитатель – в исключительных случаях. Таким образом, дается возможность сделать первые шаги в овладении взаимопроверкой. 1. Затруднение в игровой ситуации. (2 – 3 минуты) 1. Появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи. 2. Выявление причин затруднения. Поиск причин затруднения, выстраивание логической цепочки, которая приведет к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог – метод, соответствующий возрастным особенностям детей. 1. Фиксация детских вопросов. 2. Формулирование темы занятия или главного вопроса. 3. Целеполагание на основе детских вопросов. 1. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. (до 7 минут) Педагог с помощью подводящего диалога на основе анализа предметной деятельности помогает детям самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. (Составление нового алгоритма на основе старого, фиксация его в речи и возвращение в игровую ситуацию) 1. Самостоятельное применение «нового» в другой игровой ситуации. (2 – 3 минуты) 1. Работа с пособиями (трафареты, перфокарты). 2. Нахождение места «нового» в системе представлений ребенка 3. Возможность применения «нового» в повседневной жизни. 4. Самопроверка и коррекция. 1. Повторение и развитие задания. Проведение дидактических игр не связанных с темой занятия, например на тренировку задатков к мыслительной деятельности. Проводится по желанию педагога при наличии свободного времени. 1. Итог занятия. 1. Фиксация движения по содержанию. 2. Выяснение практического применения нового содержательного шага. 3. Эмоциональная оценка занятия. 4. Рефлексия групповой деятельности. 5. Рефлексия собственной деятельности ребенка. Такая структура занятия способствует формированию и тренировке способностей к необходимым для дошкольного периода видам деятельности.
Архив |