25 ноября 2015
Внедрение ВФСК «ГТО» в дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС
В известном детском стихотворении С.Я. Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет — «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак „ГТО“ на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак. Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне! В новой России ГТО возродили, а нормы теперь планируют сдавать и в детских садах. По словам знаменитого российского спортсмена, детские сады должны стать фундаментом, на котором детей будут приобщать к здоровому образу жизни и спорту, и свои первые значки ГТО ребята должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях. 18 ноября на базе МБДОУ Детский сад № 9 состоялось методобъединение, посвященное теме «Внедрение ВФСК «ГТО» в дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС». Перед тем, как преступить к работе по теме методобъединения, собравшимся педагогам было предложено посмотреть видеофильм о том, как зарождался Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» в советские годы. Инструкторы физкультуры узнали, что он носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения и был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Педагоги посмотрели образовательную деятельность в подготовительной группе, направленную на внедрение норм ГТО в детском саду в контексте реализации ФГОС. Дети выполняли подводящие упражнения к сдаче норм ГТО (подтягивания из виса лежа на низкой перекладине; прыжки в длину с места толчком двумя ногами; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; упражнения на гибкость). Использовались нетрадиционные атрибуты. В образовательной деятельности была задействована переносная гимнастическая лестница, которая была приобретена детским садом непосредственно для реализации проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций». Инструктор физкультуры Скорнякова Г.В. в своем докладе пояснила, что в связи с Указом президента о возвращении норм ГТО наш детский сад начал работу над проектом «ГТО в детский сад. Возрождение традиций», т.к. ДОУ имеет приоритетное направление по физическому развитию дошкольников. Проект направлен на обеспечение эффективной работы физкультурно-спортивной организационной модели детского сада и воспитание здорового, физически развитого поколения дошкольников. Для успешной реализации проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций» в МБДОУ Детский сад № 9 созданы благоприятные условия: подготовлена спортивная площадка, приобретено необходимое спортивное оборудование, в группах создана комфортная пространственная среда, центры двигательной активности во всех возрастных группах. Имеется подходящий квалифицированный кадровый потенциал: руководитель физического воспитания, воспитатели, медицинский работник, музыкальный работник. В реализации данного проекта задействован весь педагогический коллектив детского сада и воспитанники всех возрастных групп. Заведующая детским садом координирует работу, методист оказывает методическую и организационную поддержку, медицинский персонал контролирует состояние здоровья и объем физических нагрузок дошкольников, музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение спортивных мероприятий. Все педагоги участвуют в подготовке, творческих отчетов спортивных мероприятий. Проект разработан с учётом возрастных особенностей дошкольников, ФГОС дошкольного образования. В ходе реализации проекта на спортивной площадке на территории детского сада проводятся соревнования между командами и группами детского сада, праздники здоровья, спортивные развлечения, тренировки дошкольников, физкультура на свежем воздухе. Следует также отметить для чего, по нашему мнению, нужно внедрять ГТО в детские дошкольные организации и как это связано с ФГОС. Ключевым принципом стандарта объявлено - разность развития ребенка, возврат к игре и развитие высших функций. Игра - это основа жизни ребенка, движение - основа жизни, а вместе, это двигательные игры - то, что занимает примерно 90% времени всей деятельности ребенка дошкольного возраста. А если обратиться к тому, что мы развиваем познавательную функцию ребенка - его любознательность и стремление узнавать и учиться. Познавательная функция развивается именно через движение, так же как и речь, и даже художественно-эстетическое развитие. Так что, можем с уверенностью сказать, что ФГОС и ГТО тесно взаимосвязаны друг с другом через дошколят и дошкольное образование в целом. Ребенок начинает движение еще в дородовый период. В животе у мамы он уж двигает руками и ногами. Взрослые смеются, что ребенок растет футболистом. Любая мама знает, что ребенок ДОЛЖЕН шевелиться и двигаться - обратная ситуация повод для беспокойства и обращение в врачу. Это естественно, не зря существует такое понятие, как «Движение - это жизнь». А дошкольный период - яркое тому подтверждение и фактически непреложная истина. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п. Этот период - период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии. С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием. К примеру, развитие движения рук напрямую связаны с развитием речи. Дело в том, что в коре головного мозга есть зоны, отвечающие, за движения рук, и эти зоны находятся очень близко с зонами, отвечающими за развитие речи. И так повсеместно. Наша задача не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого развития. ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивируя родителей и общество, не садить ребенка за компьютер, радуясь, что он в пять уже читает и знает таблицу умножения, но при этом совершенно не состоятелен в социальной сфере. Например, познание напрямую связано с хождением, бегом, поворотами. Сфера познания развивается в движении. Фактически, двигательная активность ребенка и его развитие - это принцип естественного воспитания ребенка, и ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора. Кроме того, участие в подобного рода мероприятиях повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к предстоящим Олимпийским играм, ощутить дух Олимпиады. Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России. В заключение методобъединения состоялось обсуждение образовательной деятельности и проекта, педагоги высказали свои мнения, пожелания и предостережения по данной теме.
Архив |