15 мая 2013
Семинар-практикум в ДОУ
Семинар – практикум для педагогов ДОУ. «Валеологическая работа с семьей по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья ребенка». Актуальность: Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги". Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы работы с родителями: Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт. Коллективные: • функционирование консультативных пунктов по проблеме валеологического воспитания; • конференции родителей по обмену опытом по организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания; • семинары-практикумы по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях. Заседания дискуссионных клубов предусматривают различную тематику и формы работы, среди которых, например: • лекция-консультация: "Народная педагогика о здоровом образе жизни"; • дискуссия: "Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей"; • вечер вопросов и ответов: "Методика валеологического воспитания: принципы и подходы"; • родительский фестиваль: "Здоровая семья - здоровая страна"; • круглый стол "Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми"; • семейный портрет: "Здоровый образ жизни в нашей семье"; «Дерево рода»; «Встреча в семейном кругу». Наглядно-информационные: Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей используются: буклеты, стенгазеты, информационные листы, проекты. В системе желательно использовать педагогические задачи и задания для родителей, имеющих валеологическое содержание. Эти задачи могут быть логичными, главная цель которых заключается в стимулировании активности родителей, к самостоятельному приобретению педагогических валеологических знаний, умений, осмыслении важных положений педагогической валеологии, воспитание детей в семье. Логические задачи помогают анализировать, сопоставлять с практической деятельностью воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении, делать выводы, замечать перспективы и пути улучшения валеологического воспитания. Практические задания помогают родителям формировать и развивать педагогические умения и навыки, применять их в конкретных ситуациях воспитания детей в семье. Это могут быть исследования конкретных условий воспитания детей, изучение причин недостатков в воспитании и разработка на этой основе меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в семье и дошкольном учебном заведении. Выполняя такие задачи, родители индивидуально или коллективно анализируют литературу по вопросам формирования здорового образа жизни детей, обсуждают педагогические ситуации, предлагают пути и способы улучшения валеологического воспитания детей. Индивидуальные: * Приобщение родителей к жизни детского сада: - Дни открытых дверей, - Совместное проведение праздников и развлечений, - Показ открытых занятий или режимных моментов, - Участие родителей в продуктивных видах деятельности на занятиях совместно с детьми (присутствуют родители, которые могут прийти в виду свободного времени). * Использование видеозаписи: Имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники). *Привлечение родителей к участию в педсоветах и семинарах ДОУ: - Совместная деятельность педагог -> родитель -> ребёнок; - Совместная деятельность ребёнка и родителя на занятии; - Совместное оформление альбомов, игр, пособий (Дневничок-Здоровячок); - Совместное выполнение рекомендаций педагога по развитию каких - либо индивидуальных качеств ребёнка. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников: периодическая печать, теле - и радиопередачи, научно-популярная литература, сеть Интернет. Но, более доступный способ - общение с педагогами. Формы и виды работы с семьей по валеологии: № Формы Виды 1 2 3 1. Интерактивная • анкетирование; • интервьюирование; • дискуссия; • круглые столы; • консультации специалистов. 2. Традиционная • родительские собрания: «Мы за здоровый образ жизни», «Дни открытых дверей»; • семейные спортивные соревнования – «Папа, мама, я – здоровая, спортивная семья!; • акция «Здоровый образ жизни»; • вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита». 3. Просветительская • использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей; • организация клуба «Здоровая семья»; • выпуск бюллетеней, информационных листков; • стенд «Здоровье с детства»; • оформление уголков в группах. 4. Государственно-общественная. • создание творческой инициативной группы «Мы, за здоровый образ жизни!». Заключение: Итак: как показывает практика, планомерная работа с семьей приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, снижению уровня заболеваемости. Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни семьи, формированию у них валеологических знаний определена следующими показателями: 1)Сформированная активная родительская позиция. 2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и укрепления и сохранения здоровья. 3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ. ЕДИНСТВО ДОУ И СЕМЬИ! Воспитатель валеологии Галиченкова Елена Алексеевна. Будьте Здоровы!
Архив |