182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 4» «Журавлик»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
открыть картинку в новом окне 19 декабря 2012

Методобъединение логопедов и дефектологов в МБДОУ Детский сад №4.

Опыт работы представила учитель-логопед Баранова Надежда Васильевна с детьми первого года обучения. Форма работы - развлечение. Интегрированы образовательные области "Коммуникация", "Музыка","Социализация".

Ведущая заседание, специалист Управления образования Меньшикова Людмила Федоровна, дала положительную оценку просмотренного мероприятия и опыта работы Барановой Н.В. Её поддержали коллеги из детских садов №2,17,11,12,4 и другие.

Баранова Надежда Васильевна выступила с некоторыми итогами работы по использованию устного народного творчества в коррекции речевых и сопутствующих нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

В МБДОУ Детский сад №4 комбинированного вида с 1995 года реализуется авторская программа заместителя заведующей Т.А. Кремнёвой «Приобщение дошкольников к русской народной культуре».

Основные приоритеты программы:

• Создание атмосферы национального быта;

• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;

• Знакомство с народным искусством;

• Знакомство с русскими народными играми;

• Широкое использование фольклора во всех видах деятельности детей (сказок, потешек, песен, пословиц, поговорок, загадок, считалок и т.д.)

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Знакомство ребенка с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.

Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили черепашки-нинзя, былинных героев – роботы-монстры и человек-паук. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим.

Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, неразвита связная речь, поэтому произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.

Устное народное творчество выстраивает базу для успешного формирования всех пяти компонентов речевой.

В работе мы используем следующие формы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, сказки.

Остановимся теперь более подробно на этих формах фольклора и на видах работы с ними.

Использовать фольклор для автоматизации звуков, мы начинаем с этапа автоматизации звука в словах. Для этих целей мы используем такую форму устного народного творчества, как загадки.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов / например «идти» может не только человек, но и часы /. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности.

Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: логопед загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.

Для детей, испытывающих затруднения при отгадывании загадок, мы используем наглядный материал – предметные картинки, из которых ребенок может выбрать нужную, что облегчает ему задачу.

Если загадка включается в домашнее задание, то мы просим ребенка не просто отгадать ее, но и нарисовать отгадку.

Помимо того, что загадки подразделяются нами по автоматизируемым звукам, они еще очень четко делятся по лексическим темам, что позволяет нам поддерживать связь с воспитателем и закреплять те лексические представления, которые дети узнали на занятиях. Например, загадки о диких и домашних животных, об инструментах, о растениях и т.д.

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.

Причины ошибок:

• невнимательно слушают загадку;

• не запоминают полностью содержание загадки;

• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

После автоматизации звуков в словах мы переходим к его автоматизации в предложении. Для этих целей в устном народном творчестве существуют такие замечательные произведения, как пословицы и поговорки. К.Д.Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Кончил дело – гуляй смело» «Нет друга – ищи, а нашел – береги». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица легко запоминается, поскольку народ облек наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Работа над пословицами и поговорками начинается с объяснения их смысла. Сначала логопед произносит пословицу или поговорку и спрашивает у ребенка, как тот ее понимает. Если ребенок затрудняется ответить или не верно понимает смысл, логопед разъясняет текст. Затем ребенок за логопедом проговаривает пословицу, четко произнося автоматизируемый звук. После нескольких раз повторения, ребенок самостоятельно воспроизводит пословицы и поговорки, использованные на занятии. Закрепляется их текст в домашнем задании.

В работе с детьми мы используем следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

 «Доскажи словечко»

 «Продолжи пословицу»

 «Узнай пословицу по двум словам»

 «Ответь одним словом» (загадки по пословицам)

 «Одна из двух»

(Выбрать из двух пословиц, ту, которая подходит к рассказу/сказке.)

 «Узнай пословицу по схеме»

 «Узнай пословицу по картинке»

 «Найди ошибку»

 «Рифмы»

 «Отгадай – ка»

Задание состоит из трех частей: загадка, отгадка, подбор к отгадке пословицы, в которой слово-отгадка было бы ключевым.

 Использование пословиц и поговорок при формировании пространственно-временных представлений:

«Декабрь год кончает, зиму начинает».

 Задание на расширение словаря (работа с антонимами)

«Будет день, будет и ночь».

«Лучше горькая правда, чем красивая ложь».

Следующий жанр, о котором хочется сказать – это скороговорки.

Скороговорки являются просто отличным логопедическим материалом, созданным народом. Они содержат однокоренные или созвучные слова, «наполнены» определенным звуком: “На дворе – трава, на траве – дрова; Кукушка кукушонку купила капюшон”… Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат / темп, ритм, силу голоса/.

Работа над скороговорками протекает по той же схеме, что и работа с пословицами. Но поскольку в самом названии данной фольклорной формы указывается на то, что произносится она скоро, после прочного усвоения ребенком текста, ему предлагается проговорить скороговорку с ускорением, несколько раз, постоянно увеличивая темп.

Для автоматизации звука в тексте нами используются такие формы устного народного творчества, как потешки.

Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Фольклорная потешка – небольшое стихотворение.

Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка. Потешки и прибаутки очень подходят для логопедической работы, поскольку часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова.

Кроме этого, потешки построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Работа над потешками, прибаутками протекает по такой же схеме, как и работа с пословицами, т.е. логопед читает текст, а ребенок повторяет его. Если работа над текстом идет уже продолжительное время, а в группе есть дети с одинаковыми нарушениями произношения, находящиеся на одном этапе работы, то можно использовать такой вид работы, как инсценировка.

Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.

Но это еще незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь.

Например, используя сказку «Колобок», мы учим детей составлять распространенное предложение с помощью игры «От каждого по словечку».

При знакомстве с гласными звуками к детям в гости из сказки приходит Колобок и поет разные песенки. Дети узнают песенки гласных звуков.

На материале русских народных сказок можно работать над расширением словарного запаса детей, а именно над синонимами и антонимами.

Игры «Скажи иначе», «Скажи наоборот».

В работе над синонимами и антонимами целесообразно использовать наглядность, особенно ценны в этом отношении иллюстрации к сказкам. Они оживляют представления о персонажах, их поведении, обстановке, а ясные представления помогают ребенку подбирать точные слова и выражения.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, а так же они очень нравятся детям.

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности.

Чтобы эта работа была интересной, увлекательной, веселой, разнообразной: чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.


Фото
открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  

Архив
наши успехи
    Поздравляем коллектив педагогов: 1 место группы №1 "Звездочка" и № 5 "Гномик" . 2 место - группа №2 "Светлячки". В номинации "Забавные снеговички" - группа №9 "Рыбка" . В номинации "Строят дети" - группы №4 "Солнышко", №6 "Колокольчик", №8 "Зайчики", №10 "Василек". В номинации "Вместе с родителями" - группа №12 "Дюймовочка". В номинации "Оригинальный подход" - группа №7 "Ромашка"

    Поздравляем семью Ореховых, за участие в XXIX Всероссийского Олимпийского дня. И победу в номинациях: "Самый быстрый семейный челночный бег", "Самый сильный папа в подтягивании".

    Поздравляем Петрова Кирилла, Лексунову Еву, Гундер Рому, Гасанову Камилу, Павленкова Сашу, Иванову Настю, Стороженко Дашу, Березкина Даню, Астахова Ваню, Бабуеву Полину, Гаманову Полину, и их руководителей Евсей Г.И. и Луневу Н.И.с победой во Всероссийской викторине ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ.

    11.01.2019 года в МБДОУ №4 корпус 2, прошел конкурс чтецов "Серебром украшена Земля...". Цель конкурса: повышение качества речевого развития детей, формирование интереса детей к художественному слову. В конкурсе принимали участие 40 воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп. Жюри конкурса в составе 5 человек (заведующий МБДОУ №4 - Л.И. Сушкова, зам.зав.по До №4 кор.2 - Е.Н. Левченкова, учитель-дефектолог - И.А.Шабаева, педагог психолог - С.С. Ерицян, воспитатель МБДОУ №4 ко

    Худякову Дашеньку поздравляем с высоким результатом!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.