14 сентября 2011
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется:
новый режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. В нашем детском саду педагоги стараются так организовать жизнь ребенка, чтобы малыши наиболее адекватно, почти безболезненно приспособились к новым условиям, чтобы у них сформировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения. В связи с этим организована работа по трем направлениям -С родителями -Педагогами -Воспитанниками Взаимодействие с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:1 й этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках дошкольного учреждения путем взаимодействия с поликлиникой 2-й этап –социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого –педагогического сопровождения ребенка в детском саду 3-й этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ На всех этапах работы ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации. -В коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, на которых расположена информация по теме : «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду». -Родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу - психологу ДОУ, где собирается информация о ребенке. На основе этой информации определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего мамам и папам даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив. -Заведующая ДОУ, зам. зав. по УВР, педагог-психолог и старшая медсестра проводят общее собрание для родителей вновь поступающих детей Работа с воспитателями осуществляется совместно зам. зав. по УВР и педагогом –психологом. В первую очередь составляются планы работы по адаптации на основании которых строится работа. Кроме того, организуются педсоветы и семинары на темы оптимизации периода адаптации детей к условиям ДОУ, пропагандируется лучший опыт воспитателей и новые подходы к адаптации малышей.Работа с воспитанниками. Главное же направление адаптации детей к ДОУ – работа с ними. Адаптация детей в нашем ДОУ контролируется с помощью «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1-й, 2-й, 3-й, ;-й, 8-й, 16-й, 32-й (по методике К.Печоры)) эмоциональное состояние малыша, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид предпочитаемой деятельности.Первоначально для каждого воспитанника устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно воспитателями и педагогом – психологом. Облегчить дошкольнику привыкание помогают некоторые несложные приемы. Например, мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Главным же расслабляющим средством для ребенка является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Анализ результатов показывает, что в течении нескольких лет число детей с легкой и средней степенью адаптации в среднем составляет 85 % . Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.
Архив |