182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Центр развития ребёнка – МБДОУ детский сад № 3 «Росинка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  
14 ноября 2007

РАЗВИВАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ СКАЗКОЙ

Разработка коррекционно-развивающей программы

по развитию связной речи у детей с ЗПР.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. У детей с ЗПР овладение новыми видами речевой деятельности происходит с большими трудностями, поэтому возникает необходимость в разработке программы по развитию связной речи у таких детей.

Новой технологией психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР в последнее время стала сказкотерапия. Сказочная метафора непосредственно воздействует на бессознание ребенка, минуя барьер, который ставит перед специалистом недостаточно развитый интеллект ребенка. Воздействие сказки оказывается глубинным и устойчивым, оно активизирует ресурсы личности и выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.

В своей работе я использую разработанный комплекс методик по развитию связной речи у детей с ЗПР посредством сказки. Взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман), я использую традиционные и нетрадиционные приемы и методы работы со сказкой, направленные на развитие связной речи.

На начальном этапе работы я, помимо знакомства детей с новыми сказками, развиваю диалогическую и монологическую речь. Для этого использую следующие речевые игры:

- «Длинные и короткие слова» (ребенок придумывает, проговаривает и одновременно синхронно разводит ладони в стороны для сравнения линейности слов);

- «Скажи иначе» (ребенок по-другому озаглавливает текст знакомой сказки);

- «Красивые слова» (совместное придумывание необычных, новых прилагательных, сложных существительных и так далее);

- «Скажи наоборот» (ребенок подбирает антонимы к данному слову со сказочной тематикой);

- «Запомни и повтори» (ребенок повторяет за педагогом несколько слов в том же порядке, используются знакомые и незнакомые слова, необходимые для рассказывания сказок)

От игр и упражнений, сугубо направленных на активизацию словаря, необходимо постоянно и параллельно переходить к играм и упражнениям на развитие связной речи:

- «А если бы» (дети фантазируют, высказывают свои желания, представив себя в необычном месте, мире, сказке);

- «Угадай предмет» (ребенок описывает предмет, сказочного героя, а дефектолог отгадывает его с помощью наводящих вопросов);

- «Цепочка слов» (ребенок придумывает предложение по нескольким данным словам, усложняя игру, педагог не использует картинки, зрительную опору);

- «Соседи» (ребенок называет своих соседей, соседей игрушек, сказочных героев, а педагог следит за правильностью построения фразы).

Особое место среди речевых игр в подготовительный период работы со сказкой с детьми с ЗПР имеют игры, направленные на развитие качеств голоса (тембр, высота, сила, выразительность):

- «Звуковая пантомима» (ребенок одним звуком передает настроение, характер героя сказки, предмета, животного);

- «Громко-тихо» (ребенок изображает голоса животных с различной силой);

- «Узнай меня» (дети по различной интонации, мимике педагога угадывают различных сказочных героев, животных).

Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире, таком знакомом и таком неизвестном. Чтобы у детей это получалось педагогу необходимо быть терпеливым, поощрять и хвалить их за самые незначительные попытки и результаты. Это моральная сторона вопроса. А ещё важна и методическая.

На первоначальном этапе, когда дети знакомятся с различными сказками, я в своей работе использую ряд игр, направленных на повышение уровня речевой активности, развитие и активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование связной речи и развитие психических процессов детей с задержкой в развитии:

- «Что услышал?» (дефектолог изображает голоса различных сказочных героев, а дети угадывают, кому они принадлежат);

- «Хлопки» (дефектолог перечисляет персонажи какой-то сказки, а дети, услышав героя другой сказки или искажённое звучание героя данной, хлопают в ладоши);

- «Речевые зарядки» (дети повторяют за педагогом предложения про какого-то сказочного героя, причём эти предложения составлены с учётом проходимого или автоматизированного звука речи);

- «Запоминайка» (дети повторяют за дефектологом персонажей различных сказок, названия сказок);

- «Что исчезло?» или «Кто исчез?» (дефектолог перечисляет персонажей сказки, а дети угадывают не названного героя);

- «Телефон» (дети передают на ушко друг другу сначала имя одного, затем двух, трёх героев сказок, а после выясняют «исправлен» ли был телефон);

- «Чей силуэт?» или «Чья тень?» (дети угадывают тени различных сказочных героев, называют их и название сказки);

- «Забавные превращения» (по недорисованному контуру, дети угадывают персонажей сказок);

- «Найди отличия» (по парным картинкам со сказочным сюжетом дети находят и обговаривают отличия, причём количество отличий варьируется от 4 до 10);

- «Путаница» (дети угадывают персонажей сказок по наложенным контурам, причём в начале игры используется наложенный контур с прорисованными внутренними частями лица и тела);

- «Разрезанная картинка» (дети составляют из частей различной геометрической формы сюжетные картинки к сказкам, причём количество частей и их форма зависит от уровня сложности, с которым справляются дети);

- «Небылицы» (по различным частям нарисованного фантастического объекта, дети угадывают персонажей различных сказок);

- «Найди пару» (среди множества предложенных сказочных героев дети находят и называют двух из одной сказки);

- «Запоминайка» (дети повторяют всех сказочных героев, которых запоминали в течение 1 минуты, усложняя игру, её время проведение сокращается, а количество персонажей увеличивается).

Значительное место в работе над развитием связной речи детей с задержкой психического развития занимают задания, целью которых является обучение ребенка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, найти связи между предложениями:

- «Собери сказку» (дети восстанавливают деформированный текст сказки);

- «Доскажи сказку» (дети досказывают предложения или начатую сказку);

- «Логический поезд» (дети устанавливают логическую связь между двумя-тремя предложениями одной сказки).

Для преодоления трудностей в составлении и развертывании программы высказывания используется следующий ряд приемов:

- пересказ сказки по готовому образцу. Мотив, замысел, программа при этом уже заданы. Требуется только повторить высказывание и сличить его с образцом;

- составление плана сказки при помощи картинок. Цель задания – сформировать у ребенка умение самостоятельно составлять программу высказывания;

- составление сказки по опорным словам, иллюстрируемых картинкой. Картинки и слова служат опорой при построении высказывания, помогают сделать программу высказывания более стабильной, удерживают ребенка от возможности соскользнуть на другую, более легкую и привычную для него тему;

- составление сказки по серии картинок. Ребенку дается готовая наглядная программа высказывания. От него требуется оречевить ее, а затем, опираясь на программу, построить сказку;

- составление сказки по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности. Ребенку необходимо самостоятельно построить программу высказывания из разрозненных элементов и реализовать ее.

В последствии я с детьми использую различные приёмы в работе по составлению новых сказок, досказыванию знакомых, соединению нескольких сказок, продолжению и т.д. В результате получаются следующие новые и замечательные сказки.

Волшебный круг.

Жили-были лиса да заяц. У зайца была избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась лиса к зайцу погреться, да его же и выгнала. Заплакал зайчик, загоревал, да делать нечего. Пошел куда глаза глядят, счастья искать. Долго ли, коротко ли он брел, вдруг видит на большой поляне волшебный круг вращается, разноцветными красками светится. Вскочил заяц на этот круг и оказался в сказке про курочку Рябу. А там сидят дед с бабой, плачут, ведь мышка золотое яйцо разбила. Курочка Ряба кудахчет, а успокоить их не может. Тут зайчишка достал свою любимую балалайку и давай плясать, да веселые частушки петь. Дед с бабой забыли свое горе, развеселились и давай зайцу подпевать, да приплясывать. Рассказал им зайчик, как к ним в сказку попал. А дед и говорит: «Знаю я, заяц, как помочь твоему горю. Чтобы снова попасть в свою сказку, надо сказать волшебные слова – о великий круг, ты крути, верти, в мою сказку меня верни». Зайчик так и сделал. И в тот же миг оказался он в своем домике. Стал он счастливо жить в своем домике, а лиса-плутовка убежала прочь и больше зайчишку не трогала.

Латышева Катя, 6 лет.

Радуга.

Колобок укатился от бабы, от деда, от зайца, от волка и от лисоньки увернулся. А навстречу ему топают чудные, маленькие человечки. Все разного цвета: зеленые, синие, розовые, желтые, голубые. А похожи они были на маленьких котят. Колобок спрашивает у них: « Что за звери вы лесные, я таких не видел». А человечки отвечают: «Мы жители планеты «Радуга» она так разноцветна и прекрасна. Полетели с нами, колобок, мы тебе ее покажем». Колобок не испугался и полетел на летающей тарелке с чудо-человечками. Прилетели они, а там такая красота: пушистые розовые утята, голубые слонята, зеленые тигры и все такие дружные. У этих зверей был волшебный компот. Если кто-нибудь его выпьет, то будет добрым и хорошим. Подарили звери колобку этот компот. Привез он его на Землю и угостил всех детей. Теперь все дети будут добрыми и хорошими.

Голишев Илья, 5 лет.

Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему Мальчик с пальчик. Идут они вместе. Вдруг наступила ночь, легли они спать. Прибежал голодный волк и съел их. Сидят Колобок и Мальчик с пальчик в животе у волка и думают, как же им выбраться. Подкрался волк к стаду овец, а Колобок и Мальчик с пальчик запели:

Уходите, овечки,

Уходите, бедные.

Убежали овцы, а волк остался голодный. Просит он Колобка и Мальчика с пальчиком, чтоб вылезли из его живота. А они и отвечают: «Отведи нас в деревню к дедушке с бабушкой. Тогда вылезем». Побежал волк в деревню, а там его поймали жители и спасли Колобка и Мальчика с пальчиком.

Плетенский Дима, 5 лет.

Дефектолог Ольшевская Оксана Игоревна

МДОУ «ЦРР – Детский сад № 3» города Великие Луки.



скачать документ [9.08 Kb]


Архив
наши успехи
    Поздравляем воспитателя Юдину Светлану Владимировну с получением Диплома за участие во Всероссийском педагогическом конкурсе "Мой любимый город Великие Луки"

    Поздравляем МБДОУ Детский сад №3 за участие в конкурсе рисунков "9 мая- День ПОБЕДЫ"

    Поздравляем Шупик Валерию с получением Диплома за 3 место в городской выставке детского творчества «Делаем сами своими руками». Номинация «Любимая игрушка». Руководитель: Кудрявцева С.Н.

    Поздравляем Семенову Софью с получением Диплома за 2 место в городской выставке детского творчества «Делаем своими руками». Номинация «Зеленый город». Руководитель: Левченко Т.Г.

    Поздравляем учителя-дефектолога Ольшевскую Оксану Игоревну с получением Диплома за 1 место во Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех» в номинации: Речевое развитие дошкольников согласно ФГОС ДО

    Поздравляем Семенову Полину с получением Диплома Великолукской олимпийской академии за 1 место в номинации «Самый гибкий» среди девочек с результатом – 30см.

    Поздравляем Пименову Милану с получением Диплома за активное участие в жизни Образцовой студии спортивного бального танца «Созвездие», творческие успехи и преданность хореографическому искусству.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.