27 ноября 2017
Проект "Путешествие по времени" (для старшего дошкольного возраста). Воспитатель И.М. Марченкова
Тип проекта: ознакомительно-ориентированный, исторический. Участники проекта: дети и их родители. Возраст детей: старшая группа. Цель проекта: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов и календарей. Обогащение представлений детей о времени, часах. Задачи проекта: Для детей: – формировать представления о времени у дошкольников; – познакомить с историей часов и календарей; – подвести к пониманию того, что часы и календари нужны для подсчёта времени, и созданы людьми для облегчения своей жизни; – показать значимость времени в занятиях разной деятельностью; – развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться. Для родителей: – включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности; – привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребёнка; – стимулировать творческую деятельность родителей через участие в выставке; – способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. Итоговое мероприятие: “Открытие выставки часов и календарей”. Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект: – Как люди учились определять время. – Выяснить, как устроены некоторые часы и календари. – Узнать, как часы и календари меняли свой облик. Продукты проекта: Для детей: Произведения детского творчества (рисунки, аппликации часов и календарей). Подготовка и проведение экскурсии. Участие в сборе экспонатов. Для родителей: Участие в оформлении выставки. Ожидаемые результаты по проекту: Для детей: – формирование у детей представлений о многогранности и разнообразии мира; – освоение знаний о временных представлениях; – повышение познавательной активности. Для родителей: – установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы; – поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых; – приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком; – появление у интереса к сотрудничеству с ДОУ. Этапы проекта. Подготовительный этап. Актуальность. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Поэтому первым этапом на пути умения действовать по времени и стало знакомство с разными видами календарей и часов. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Представления о времени возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех форм работы, которые близки ребенку. Практический этап. Сбор экспонатов, их оформление. Нахождение информации, разработка содержаний экскурсий. Темы экскурсий: – Какие бывают часы? – Какие бывают календари? – Весь день по часам. – Необычные календари (календарь праздников и дней рождений). Реализация проекта: Беседы,рассказы детей,услышанные от взрослых,чтение стихотворений и рассказов о времени,просмотр мультфильма "Фиксики" и т.д. Системная паутинка проекта. Социально-коммуникативное развитие,речевое развитие,познава-тельное развитие. Составление рассказов о часах, которые ребёнок принёс на выставку. Рассматривание часов с будильником. Беседа “Какие бывают часы?” (просмотр презентации, активизация словаря: песочные, солнечные, водяные, песочные, башенные, наручные, настенные, электрические, цветочные, механические, электронные, будильник, секундомер, карманные, сувенирные и т.д.). Составление рассказов для проведения экскурсий. “Нам всё часы покажут точно” (беседа о распорядке дня). Час пословиц и чистоговорок о часах и времени. Чтение стихов о часах. Беседы “Как появились часы?” (изучение книг, сайтов, рассказов взрослых). Наблюдение “Путь солнца по небосводу”. Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд, минут). Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час). Д\и “Впиши пропущенные цифры”, “Распорядок дня”. Главные часы России. Беседы “Как появился календарь?” Д\и “Дни недели, месяцы, времена года по порядку становись”. Д\и “Времена года” (разложить картинки к каждому времени года). Отгадывание загадок. Художественно- эстетическое развитие. Рисование “Часы" Коллаж “Украшения для часов". Лепка “Наручные часы”. Чтение художественной литературы. Б.Зубков. Что такое завтра и вчера. Малыш.1978. Про часы и о часах. Детская энциклопедия. Загадки. Е. Шварц Сказка о потерянном времени. Заключительный этап. Проведение экскурсии по выставке "Путешествие по времени". Продукт проекта: - Оснащение атрибутами выставки. - Оформление пособия «Все о часах и календарях». - Презентация проекта. Список используемой литературы: 1. Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г 2.Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г. 3.Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г. 4.Дыбина О.В. «Творим, измеряем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера»2002 г. 5.Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991 г. 6.Шорыгина Т.А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004 г. 7.Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском саду». ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Котляр Э.П. «Часы-часики», Малыш, 1986г. 2. Прокофьева С.Л. «Часы с кукушкой», Малыш,1984 г. 3. Сапгир Г.В. «Часы», Лабиринт Пресс, 2009г. 4. Шварц Е. Л.«Сказка о потерянном времени», Оникс,
Архив |