182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
С ЮБИЛЕЕМ, РОДНОЙ ДЕТСКИЙ САД!
2019 год — Год театра в России
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ /  
13 марта 2012

"Этот удивительный мир воздуха и воды" - опытно-экспериметальная деятельность

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира воды и воздуха и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: показать значение воды и воздуха в жизни живой природы;

закреплять знания детей о свойствах воды и воздуха; учить проводить исследования,

добиваться результатов, размышлять, иметь своё мнение, обобщать результаты опытов.

Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать наблюдательность;

совершенствовать внимание, память, логическое мышление;

принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Словарная работа.

расширение словарного запаса детей за счет слов: лаборатория, ученые, опыты;

активизация пассивного словаря детей через практическую деятельность.

Материал для занятия:

запись с шумом океана; дождя

игрушечные персонажи Кап и Капелька.

буквы: в, о, д, а.

Материал и оборудование для опытов:

бутилированная вода (0,25-0,5 л), одноразовые стаканы, трубочки для коктейля, одноразовые контейнеры разной формы, салфетки, мячик, кисти, краски, лимон, сахар, соль, воронка, ватный диск.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас необычный день. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать, чем мы там будем заниматься, нам надо разгадать загадки и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории.

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (водопад)

2.Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли., (облака)

3.Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали (дождь)

4.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

- Ребята, скажите, пожалуйста, где вода встречается в природе? (Ответы детей)

А вот есть еще один океан «Он без берегов и воды, по нему проплывают серебряные рыбы — это самолеты». Догадались?

-Да это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)

- Туча какая зашла, а капелек вокруг сколько!!!

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу». (ШУМ ДОЖДЯ № 27)

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети - Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками ( капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

-Вижу я, путь вы проделали немалый. Хотите отдохнуть? Сейчас мы сядем в лодку, и река принесет нас к волшебнице Воде, (ШУМ ВОДЫ № 20)

-Дышите глубже! Какой свежий воздух! А без воздуха мы смогли бы с вами обойтись? Давайте проверим.

Опыт № 1 Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо). Значит, для чего нужен воздух?

(Воздух нужен для того, чтобы дышать)

 Дети, вы видите воздух? (нет).

 Почему не видно воздух? Он - невидимка.

 Правильно, он невидимка и волшебник.

 Почему мы называем его невидимкой? (потому, что он прозрачный и через него все видно).

 Как узнать, есть ли воздух вокруг нас? (Мы должны его почувствовать)

Опыт № 2

Возьмите листы бумаги и помашите на себя. Что вы сейчас почувствовали? (ветер).Значит, чтобы почувствовать воздух, надо его привести в движение. Так что же происходит в природе, когда движется воздух? (ветер). Ветер поднялся и мы быстро приплыли к месту, где встречает нас Волшебница Вода.

Опыт № 3 -Давайте расскажем о воде, какая она была, пока мы плыли:

Дуем через трубочку сначала тихо (Показ). Что мы увидели в стакане? (Пузырьки).

Это пузырьки воздуха.

А теперь дуем сильнее. Что происходит? (Буря).

- Слышала - много вы знаете и умеете, да не всё про меня рассказали, поэтому сегодня я приглашаю вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды и воздуха – моего лучшего друга, их свойств.

- Для этого нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Опыт № 4.

- Посмотрите, Мыльный пузырь прислал нам в подарок стеклянную банку. Он хочет попросить вас проверить, есть ли что-нибудь в банке или нет? Посмотрите, в банке есть что-нибудь? (Нет, она пустая). Вам хорошо видно? А я вижу вас через стеклянную банку. Интересно, почему я вас вижу? (Потому, что банка прозрачная.)

 Мыльный пузырь сказал, что в банке что-то есть. Вы видите в ней что-нибудь? (Нет.) Давайте проверим. Опускаем стеклянную банку в прозрачный аквариум с водой дном вверх.

 Посмотрите, вода не заходит в банку? Почему? (Потому что там есть воздух, и он не пускает воду.) Значит и здесь есть воздух.

 Мыльный пузырь прислал нам в подарок красивую коробочку. Послушайте, в ней что-то есть, что-то там перекатывается и стучит. А вот, что там лежит, вы должны отгадать:

«Кинешь в речку — не тонет,

О стенку - не стонет.

Будем оземь кидать,

Будет кверху летать.» (Мячик)

 Посмотрите, в коробочке лежит мячик. Он умеет прыгать: отскакивает от пола, он в воде не тонет, а плавает на поверхности. (Показ)

 Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

 Вот видите, ребята, с воздухом можно играть. И играть можно по-разному. А вы знаете, как? (Можно пускать мыльные пузыри, играть с мячом, запускать воздушного змея, бегать с вертушками, можно дуть на бумажный кораблик на воде, чтобы он плыл дальше). Давайте с вами поиграем.

Опыт №5. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Физкультминутка Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух и вода.

Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины:

Льется с неба синий свет,

И конца у неба нет… Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга

Отчего оно такое?

Кто нам сможет дать ответ? Постукивают пальчиками

Торопливый дождь косой

Скачет по полю босой. Поколачивают кулачками.

Солнце небо разделило

Разноцветной полосой. Растирают ребрами ладоней

Где ложится ветер спать?

Можно ль молнию поймать? Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.

До чего же интересно

Все на свете узнавать! Поглаживание ладонями.

Опыт № 6

 А вот капельки еще хотят узнать про воду. Давайте расскажем о чудесных свойствах воды. Вода - это жидкость.

 Что можно делать с водой? (Наливать, переливать).

 Может ли вода быть твердой и когда?

 А во что еще может превратиться вода?

 Может ли вода изменить свой цвет? Попробуйте сделать это.

 Для этого у вас на столе есть кисточки и краски.

 Ой, какие разноцветные стаканчики получились! (Дети рассказывают, какого цвета вода и почему.)

Опыт № 7

 А у меня на столе стоят стаканчики с водой одинакового цвета, но вода в них разная.

Чем она отличается можно определить, если попробовать воду на вкус. (Дети пробуют воду и объясняют, какая вода и почему.)

Опыт № 8 «Поможем воде стать чистой»

Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

- Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?» (мнения детей)

Далее я предлагаю детям самим очистить воду.

– С помощью чего можно это сделать?

Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;

такую воду нельзя употреблять в пищу;

ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)

Волшебница Вода: Вы многому сегодня научились и многое узнали. Что для вас оказалось самым интересным? Что нового узнали? Не забывайте , что воздух и воду надо беречь, без них нам не прожить.

Заключение:

О земля, муравейник людской,

Дом родной без конца и без края.

Ты нас кормишь и поишь водой,

Как тебя не беречь, дорогая?

- Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

- Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим!

- Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Вы тоже можете украсить нашу землю, посадив цветы. Наша Земля станет ярче и еще прекраснее.



Архив
наши успехи
    Диплом за II место Турнир по спортивным танцам "Провинциальные танцы" категория "Соло"

    Диплом II степени Всероссийского конкурса "День матери" коллективная работа "Счастье в маминых руках" группа № 8

    Диплом I степени за победу в Международном конкурсе "Патриотическое воспитание как основа духовно-нравственного единства общества" работа группы № 5

    Диплом за I место Международного конкурса "Здравствуй зимушка-зима" работа "Снегурочка"

    Диплом за III место Всероссийского творческого конкурса "Лира" номинация "Рисунок"

    Гаврилов Сергей группа № 4 Диплом победителя в городском конкурсе-выставке "Символ года" категория "Семейное творчество" руководитель: Мутаева Л.А.

    Майорова Милана группа № 5 Диплом победителя в городском конкурсе-выставке "Символ года" категория "4-6 лет" руководители: Яровая Е.Б., Ленина Н.А.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.