7 ноября 2018
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: Экспериментально – исследовательская деятельность «Воздушные фантазии» (Маркевич О.В.)
Тема занятия: «Воздушные фантазия» Длительность занятия – 30 минут Цель: Формирование первичных представлений детей о воздухе через познавательно – исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность. Направление: познавательно- исследовательская деятельность. Интеграция образовательных областей: - речевое развитие, - познавательное развитие, - физическое развитие, - социально – коммуникативное. Образовательные технологии: - информационно – коммуникативная - технология исследовательской деятельности Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с профессией ученого- исследователя; - Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества воздуха через проведение опытов. Развивающие: Развивать -навыки проведения опыта, свободное общение с взрослыми и детьми; -познавательную активность, логическое мышление; - связную грамматически правильную речь. Воспитательные: Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ; - интерес к окружающему миру; - формировать осознанное отношение к своему здоровью; -Закреплять правила безопасности при проведении опытов. Предварительная работа: Оборудование: воздушные шары, цветные полоски, вертушки, стаканы, тру-бочки, пакеты, ведро 2 шт., зубочистки, таз 2 шт., бутылка пустая, термос, све-ча, блюдце, баночки с чесноком и апельсином. Методы, приемы, формы: Словесный: (загадка, беседа, объяснения, рассказ, вопросы.) Практический: опыты, эксперимент. Игровые: игровая ситуация, загадка, игра. Ход занятия Воспитатель: Я очень рада прийти к вам в детский сад и увидеть здесь столько замечательных ребятишек. Но я пришла не пустыми руками, а со своим хоро-шем настроением (шарик) и я хочу подарить его вам, и конечно же с вами по-знакомиться. Для этого нам надо встать в круг, передавать шарик по кругу и называть свое имя. Воспитатель: (обращаясь к детям) Мы сегодня поиграем? Дети: Да, поиграем. Воспитатель: мы сегодня почитаем? Дети: Да, почитаем. Воспитатель: Заниматься тоже будем? Дети: Будем Воспитатель: Помечтать мы не забудем? Дети: Нет, не забудем. Воспитатель: А потом мы погуляем Дети: Да, погуляем. Воспитатель: Пошутить мы не забудем? Дети: Нет, не забудем. Воспитатель: И дружить мы крепче будем? Дети: Будем. Воспитатель не заметно лопает шарик. Вы видели? Как лопнул этот воздушный шарик! Так громко, что даже уши за-ложило! Интересно, откуда этот звук взялся? Ребята как вы думаете? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Слушайте мою загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. Он нам нужен, чтоб дышать. Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час Но не видим он для нас! Дети: Воздух. Воспитатель: Правильно, это воздух. Дети: Ответы детей. Воспитатель: А как называют людей, которые проводят опыты? Дети: Ответы детей (Ученые- исследователи) Вы знаете, кто такие ученые- исследователи. (Проводят опыты, эксперименты, делают новые открытия). А вы не хотите побыть учеными-исследователями? И проводить настоящие опыты. Дети: Ответы детей. Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: Узнать, что такое воздух, как его обнаружить, какими свойствами он обладает. Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Прежде чем начать опыты, нам необходимо знать правила поведения. Какие правила вы знаете? Ответы детей: (Нельзя громко кричать, нельзя портить оборудование лабора-тории, внимательно слушать, смотреть и думать). Воспитатель: Сначала посмотри, потом повтори. Воспитатель: А теперь давайте пройдем к нашим рабочим местам. Подходим к первому столу. Опыт №1 Посмотрите вокруг, кто видит воздух? (Спрашивает детей). Ты, (имя ребенка) его видишь? А ты? (имя ребенка) Ответы детей: Воспитатель: (На столе лежит полоска бумаги, воздушный шарик, вертушка.) Дети как с помощью этих предметов мы можем обнаружить воздух? Воздух не видим. Как же нам его обнаружить? Дети: Ответы детей. Дети делают вывод, воспитатель подводит итог: Вывод: Воздух невидим, но его можно обнаружить. (Подходим к другому столу) Опыт №2 Воспитатель: (На столе стоят стаканчики с водой и трубочки). Ребята, как вы ду-маете, как с помощью этих предметов мы можем доказать, что внутри нас нахо-дится воздух? . Творчество детей: воспитатель дает возможность, детям самостоятельно ис-пользуя подготовленные предметы проделать опыт. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха) Что это доказывает? Ответы детей: Воспитатель: (что мы вдыхаем воздух). Вывод: Мы дышим воздухом, воздух находится внутри нас. Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам? Дети: ответы детей. Воспитатель: Конечно через нос. Все люди дышат через нос. Ребята, а покажи-те мне, как дышат ваши носики. Дети дышат, вдыхая и выдыхая носом. Воспитатель: Ребята, а вы можете не дышать? Давайте попробуем. Я знаю одну игру. Водолаз называется, поиграем? Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нам нужно зажать нос руками и еще крепче сжать губы. Дети делают вдох, затем присе-дают (погружаются) и сидят на корточках кто, сколько сможет без воздуха. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают. Дети играют с воспитателем. Воспитатель первый сдается. Все, я не могу, голо-ва закружилась. Воспитатель: Ребята, а что мы можем сказать по этому поводу? Дети: Человек не может жить без воздуха. (ответы детей) Воспитатель: Ребята, а какого цвета воздух? Дети: Прозрачный. Дети: ответы детей. Потому что сквозь него мы видим другие предметы и како-го они цвета. Вывод: делают дети, воспитатель подводит итог;(Воздух прозрачный). Опыт№3 ( На столах лежат пакеты.) Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Воспитатель: Пакет стал похож на подушку, потому что воздух занял все про-странство пакета. Почему? Дети делают вывод: он заполнен воздухом, но мы его не видим. А как мы его можем почувствовать? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Правильно, если сжимать пакет руками, он стал упругий. А если сделать в пакете дырочку, то мы его почувствуем. Вывод: воздух можно почувствовать. Дети делают вывод воспитатель подводит итог. Проходим к следующему столу Опыт №4 Воспитатель: как вы думаете что можно сделатьчтобы полоска бумаги не намокла??? Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевер-нуть горлышком вниз и резко опустить в воду. Потрогайте бумагу, она намокла? Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему? Дети: Ответы детей. Вывод: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу. Воспитатель: Ребята давайте отдохнем. Мы работали, устали. Воздух дружно изучали. А теперь пришла пора, Отдохнуть нам детвора. Встали, дружно подтянулись, И друг другу улыбнулись. Шаг вперед и шаг назад- Будь такой минутке рад. Мы присели, тихо встали, И немножко поскакали. Подышали глубоко Стало нам легко, легко. Мы подтянемся, пройдемся, И на место вновь вернемся. Опыт №5 Воспитатель: вы сейчас чувствуете, какой- нибудь запах? Ответы детей. Воспитатель незаметно берет корочку с апельсином и подносит к детям. Чем пахнем? Дети: апельсином. Воспитатель берет зубчик чеснока. Чем пахнет? Дети: Чесноком. Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Дети: ответы детей. Воспитатель: Правильно, запах передается по воздуху. Вывод: Воздух запаха не имеет, но он нам передает его. Опыт№6 Воспитатель: показывает следующий опыт. (Пустой воздушный шарик и пластмассовая бутылка). Шарик надеваем на гор-лышко бутылки и держим ее в горячей воде- что вы видите? Шар надувается. Как вы думаете, почему он надулся? Дети: Рассуждения детей. Воспитатель: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шар сдулся? Дети: ответы детей. Воспитатель: Правильно, бутылку надо поставить в холодную воду. Что про-исходит с шариком? Правильно, он сдувается. Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – сдувается. Теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Ребята такое явление мы с вами наблюдаем каждый год в нашем городе. Как вы думаете, где это происходит? Дети: ответы детей. Воспитатель: правильно это праздник Воздухоплавание. Вывод: При нагревании воздух расширяется и поднимается вверх, а при охла-ждении он сжимается и опускается вниз. Опыт№7 Воспитатель: Ребята подойдите к следующему столу. Что это? (показывает све-чу) Дети: (ответы детей) Воспитатель: (зажигаем свечу. Она горит. Над пламенем, свечи держим, чистое блюдце показываем детям.) Воспитатель: Что стало с блюдцем? Почему? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух, а мы с ва-ми этим воздухом дышим. Полезно ли это для нашего здоровья? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Чтобы очистить воздух в комнате, группе, что нужно сделать? Дети: (ответы детей) Воспитатель: А воздух на улицах нашего города чистый? Что загрязняет его? Дети: (ответы детей) (заводы, машины) Воспитатель: Как, же быть? Ведь без заводов и машин нам не обойтись? Вывод: Надо ставить фильтры на трубы, сажать деревья. А дома полезно иметь комнатные растения- они очищают воздух. Дети делают вывод: Нужно беречь окружающую природу. Воспитатель подводит итог. Воспитатель: Ну, вот и подошли к концу наши опыты. Давайте расскажем, что мы сегодня узнали. Рефлексия: Воспитатель: Ребята кем мы сегодня с вами были? Что мы с вами делали? Какого цвета воздух? Имеет ли воздух запах? Как мы можем его почувствовать? Что происходит с воздухом при нагревании? Что происходит с воздухом при охлаждении? Вам понравилось сегодня быть учеными- исследователями? Воспитатель: «Уважаемые ученые- исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» А я, как и обещала, дарю вам хорошее настроение, что бы оно оставалось с вами на долго! ( Воспитатель дарит детям воздушные шары). И приглашаю вас на прогулку, где вы самостоятельно можете использовать полученные знания и исследовать воздух!
Архив |