16 февраля 2016
«Путешествие на выставку картин»
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «Путешествие на выставку картин» (январь). Задачи: Музыкальные. Познавательные. Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатлёнными в произведениях искусства. Знакомство с историей создания цикла музыкальных произведений М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Знакомство с взаимодействием различных видов искусства. Развитие художественно-ассоциативного мышления. Знакомство с поведением людей в общественных местах: выставках, театрах. Предварительная работа: Слушание и анализ музыкальных произведений. Материал: Жетончики из картона с номерами по количеству детей, диск с произведениями М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», иллюстрации к произведениям Мусоргского. Ход занятия. Дети входят в музыкальный зал, здороваются. Муз. рук.: - Сегодня я хочу познакомить вас с циклом музыкальных произведений великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки». Мусоргский посетил выставку картин своего друга - художника-декоратора и так был поражён его творчеством, что захотел воплотить увиденные образы в музыке. Так появился цикл музыкальных произведений «Картинки с выставки». Прежде чем познакомиться с музыкальными произведениями композитора, я предлагаю вам отправиться на выставку картин. Итак, мы отправляемся на выставку. Но нам надо запомнить несколько условий. 1-е – на выставку нельзя заходить в верхней тёплой одежде, поэтому мы с вами «сдадим» наши вещи в гардероб, а в замен получим жетончики с номерами. Их надо сохранить до конца нашего путешествия, чтобы потом опять обменять на свои вещи. 2-е – на выставке нельзя громко разговаривать, так как вы можете помешать другим людям любоваться произведениями искусств. Я же сегодня буду вашим гидом, т. е. человеком, который сопровождает группу людей на выставках и экскурсиях и объясняет им всё увиденное и услышанное. Ну что ж, запомнили основные правила поведения? Тогда в путь! ( Дети имитируют сдачу вещей в гардероб, получают жетончики с номерами, проходят к стене, где висят иллюстрации картин). - Посмотрите внимательно, перед вами первая картина. Скажите, что на ней изображено? ( изображён старый замок). - Давайте послушаем пьеску, которая тоже называется «Старый замок». ( Дети слушают пьеску, определяют её характер, сопоставляют его с увиденной картинкой, домысливают, что же может происходить с замком.) - А теперь мы пройдём к другой картине. Что же на ней изображено? (- Баба-Яга). - действительно, это сказочная Баба-Яга. Давайте вспомним, в каких сказках она присутствует. ( Дети называют сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич») - Баба-Яга в сказках всё время разная. В одной «Гуси-лебеди» - она злая, и готова съесть Иванушку. В другой- «Василиса Прекрасная» - она немного добрая. Она приглашает в свою избушку Ивана-царевича, кормит его, поит и, даже помогает найти дорогу в царство Кащея Бессмертного. Давайте мы с вами послушаем пьеску Мусоргского «Баба-Яга» и определим, какую же Бабу-Ягу изобразил в своей музыке композитор? ( Дети слушают музыкальное произведение, определяют его характер). Музыкальный руководитель предлагает послушать, как поэты изображают Бабу-Ягу. Что это грохнуло? Что засвистело? Баба-Яга над землёй пролетела. Ветром прогнулись сосен верхушки, Спрятались в норах лесные зверушки Сучья трещат, громкий свист раздаётся. Баба-Яга гад полями несётся. В ступе с метлой на таинственный слёт – Леших, кикимор из ближних болот. Вот какая она – Баба-Яга! - А я предлагаю вам пройти к следующей картине. Давайте посмотрим, что на ней нарисовано? ( рассматривают картинку). На этой картинке художник изобразил человека в яичной скорлупе. Это иллюстрация костюма невылупившегося птенца. Музыка, которую написал Мусоргский к этой картинке так и называется «Балет невылупившихся птенцов». Давайте её послушаем. ( дети слушают пьеску, определяют её характер, высказываются о характере мелодической линии). - Да, музыка отрывистая, прерывистая, изображает птенцов, которые трясут своими лапками, пытаясь освободиться от скорлупок. Давайте попробуем под музыку изобразить этих птенцов. ( дети исполняют импровизационный танец). - Молодцы, у вас это здорово получилось! - А вот и последняя картина на нашей маленькой выставке. Что же на ней изображено? - Это повозка, запряжённая буйволами. Повозка тяжёлая, еле двигается. Пьеска, которую написал к этой картинке Мусоргский называется «Быдло». Быдло – это животные, которых используют для перевозки тяжёлых грузов. Если вы внимательно послушаете пьеску, то услышите, что музыка не только изображает быков и их груз, но и изображает движение. Сначала музыка звучит тихо, как - будто повозка показалась издалека, потом – всё громче и громче. И вот уже тяжёлая повозка, громыхая деревянными колёсами, медленно движется мимо нас. Музыка становится тише – это повозка удаляется. ( дети слушают пьеску) - Вот мы и побывали с вами на выставке картин и познакомились с циклом пьес великого композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки». Это лишь часть произведений из этого цикла. Но мы с вами ещё познакомимся с остальными его произведениями. А сейчас давайте вспомним, какие картины мы смотрели и как назывались произведения , сочинённые к ним. (дети называют картины и пьески). А теперь нам пора домой. Давайте пройдём в «гардероб» и получим свои вещи. Дети имитируют сдачу жетончиков в гардероб, взамен жетончиков им раздают конфеты. Дети прощаются и уходят в группу.
Музыкальный руководитель Наталья Алексеевна Сидельникова
Архив |