8 марта 2015
Занятие по курсу «Здравствуй, мир»
Цели: 1. Формировать у детей представления об особенностях природы Антарктиды, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (полярные животные). 2. Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках птиц, рыб, животных, учить находить эти признаки самостоятельно. 3. Научить устанавливать зависимость строения и внешнего вида животных от условий жизни. 4. Закреплять умение самостоятельно использовать обследовательские действия в поисковой деятельности, осуществлять выбор в соответствии с характером задачи. Ход общения. Воспитатель: В прошлый раз мы путешествовали с вами в Австралию. Остался у нас один континент, на котором мы еще не были. Кто найдет его на карте? Дети: Вот он. Воспитатель: Можно ли определить по карте, где на нашей Земле холодно? Дети: Да, льды нарисованы белой краской. Воспитатель: Правильно. Сегодня мы отправимся на другую сторону земного шара, на Южный полюс в Антарктиду. Что вы представляете, когда слышите слово «южный»? Дети: Теплое море, жару. Воспитатель: На южном полюсе, который называется Антарктидой, никогда не бывает тепло. Это самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Дети: Антарктида, Антарктида, Холодна ты даже с виду, Ты на глобусе цветном Ледяным лежишь пятном А на деле Антарктида Холодней, чем даже с виду, В холодильнике и то Было б жарче, чем в пальто. Воспитатель: А, что вы еще слышали об Антарктиде? Дети: Антарктида самый холодный на земле. Дети: В Антарктиде полгода не заходит солнце, слепит глаза, отражаясь от белого снега и льда. Дети: В Антарктиде полгода длится ночь с сильными морозами и ураганами до 80 градусов. Дети: Поверхность Антарктиды покрыта ледяным панцирем толщиной 3-4 километра. Дети: Антарктиду называют фабрикой погоды. Здесь набирают силу ветры и ураганы. Воспитатель: Хотите отправиться в ледяное царство? Одевайтесь, потеплей и в путь (дети одеваются - имитационная игра). Воспитатель: Как же мы доберемся до Антарктиды? Дети: На корабле. От зеленого причала Оттолкнулся теплоход, Раз, два, Он назад шагнул сначала, Раз, два, А потом шагнул вперед, Раз, два, И поплыл по океану, Набирая, полный ход. Воспитатель: Скоро мы подплывем к Антарктиде. А пока вспомните, пожалуйста, каких животных мы с вами уже встречали. У нас будет три «домика», в которых они живут. Возьмите каждый по карточке, и по команде вы должны собраться у своего «домика». Подготовились, начали (дети расходятся по «домикам», все, кроме пингвина). Воспитатель: Живут ли в Антарктиде животные? Воспитатель: Оказывается, живут. Это животное – пингвин, но вот вопрос: кто он – рыба, птица или зверь? Дети предлагают свои варианты. Ребенок с карточкой пингвина попадает в затруднение – он не знает, куда ему пойти. Воспитатель усугубляет ситуацию вопросами. Воспитатель: Посмотрите: пингвин охотится за рыбой и хорошо плавает. Может быть это рыба? Дети: нет, ведь он и на земле живет. Воспитатель: Пингвин толстый, с трудом передвигается по земле, как морж. Может он морской зверь? Дети: У пингвина есть клюв, лапы, крылья, значит это птица. Воспитатель: Правильно. Эти птицы очень интересные. Они хорошо ныряют и плавают, т.е. это водоплавающие птицы. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Дети: Строение лап, они похожи на ласты, чтобы птицам было удобнее плавать. Воспитатель: А какие же лапы у пингвинов? Дети: Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам. Дети: Оперение не намокает, потому что покрыто жиром, как у гусей и уток. Иначе бы вылезший из моря на мороз пингвин сразу бы превратился в сосульку и погиб. Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются эти птицы? Для этого вам нужно вспомнить, есть ли травоядные на Северном полюсе. Дети: Пингвины – хищники, потому что они питаются рыбой. Воспитатель: Дети, а что вы еще знаете о пингвинах? Дети: Как и все птицы, они откладывают яйца и выводят птенцов. В самый сильный мороз пингвиниха откладывает одно яйцо. Потом отец пингвин берет яйцо и держит его, зажав между лапами. Когда появляется птенец, его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправляют в «пингвиний детский сад», где он будет находиться среди других малышей под присмотром взрослых пингвинов. Воспитатель: Пока пингвинята в «детском саду», родители отправляются в море за пищей для малышей. В море пингвинов подстерегают опасные хищники: касатка и морской леопард (тюлень). Как спастись от них? Дети: Быстро уплыть. Пингвины умеют не только быстро и проворно плавать, но и умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования. Воспитатель: А сейчас я предлагаю полюбоваться на пингвинов и немного отдохнуть. песня-клип: «Пин и гвин». Воспитатель: Антарктида – самая холодная земля на планете, но там живут такие интересные животные! А какие именно? Дети: Животный мир Антарктиды очень беден. На берегу живут пингвины, тюлени, буревестники, поморник, киты, касатки. Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю посмотреть на картинки, подумать, вспомнить и показать стрелками, кто кем питается в холодных антарктических морях. Дети выполняют задание в тетрадях. Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в Антарктиде жить люди? Дети: Там очень холодно, поэтому постоянные жители там не живут. Воспитатель: А кто же там живет? Дети: Там живут ученые: метеорологи, экологи, спасатели. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились, так много знаете об Антарктиде. Дети, я являюсь представителем Всемирной организации исследований по изучению живой и неживой природы. Мне поручено найти юных талантливых исследователей, которые будут изучать планету Земля в будущем. Есть ли у вас желание стать исследователями? Дети: да мы хотим! Воспитатель: Вам предстоит пройти пробное испытание. Как вы думаете, какими умениями должен обладать исследователь? Воспитатель: Да, ребята, вы правы. А как вы думаете, что можно исследовать? Дети: Все что нас окружает: природу, животных. Воспитатель: Правильно. По пути нам встречались плавающие "ледяные горы". Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах? Дети: Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Воспитатель: Как же появились эти ледяные громады? Дети: Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. Воспитатель: Что происходит с этими кусками льда? Плавают или тонут? Если мы поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Что мы увидим? Утонул он? Почему? Большая часть у айсберга тоже скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Воспитатель: Дети, а вы хотите понаблюдать за айсбергами. Дети: Да хотим. Воспитатель: Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Воспитатель: Что произошло? Дети: Лег легче воды, поэтому он и утонул. Дети: Утонул не полностью, часть находится над водой. Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой? Дети: Под водой большая часть айсберга, которая порой достигает размеров с дом, причем над водой видна вполне безобидная и иногда даже незаметная верхушка. Воспитатель: А теперь хотите исследовать лед? Дети: Да хотим. Воспитатель: У каждого из вас разные кусочки льда и по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости) Воспитатель: Меняет ли форму лед? Дети: Нет. Воспитатель: Почему? Как вы его раскладывали? Дети: Брали рукой. Лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Как вы думаете, а когда лед может поменять свою форму? Воспитатель: Давайте проверим, в емкость с теплой водой, опустим кусочек цветного льда. Что вы замечаете? Дети: Лед тает в теплой воде и превращается в воду. Воспитатель: Ребята, одной из экологических проблем на земле, это потепление климата, постоянная плюсовая температура, там, где должна быть вечная зима. Как вы, думаете к чему, может привести? (Лед может превратиться в огромные тонны воды). К чему это приведет? Чем это опасно для нашей планеты? Дети: Вода может затопить некоторые города и страны. Воспитатель: Многие ученые заняты этой проблемой, но об этом мы поговорим с вами на других занятиях. Значит можно сделать какой вывод? Что такое лед? Дети: Лед - вода, только в твердом виде. Воспитатель: Дети мы сегодня много узнали, а что вам понравилось больше всего? Ответы детей. Воспитатель: Вы справились с испытаниями, и я хочу вручить вам сертификаты «Юных исследователей. А еще вас ожидает снежный сюрприз. Детям предлагается мороженое.
Воспитатель экологии Кудрявцева Юлия Станиславовна
Архив |