182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 19» «Ласточка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
12 декабря 2012

Ознакомление дошкольников с праздниками и традициями русского народа (Ковалева Т. В)

Ознакомление дошкольников с праздниками и традициями русского народа

Консультация для педагогов

Воспитатель: Ковалева Т. В.

Педагогика, развивая в ребенке будущего человека,

Не должна забывать, что детство также есть

Период жизни, и часто лучший ее период.

К.Д. Ушинский

Народная педагогика – часть общей духовной культуры. Слова великого русского педагога Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относится ко всем другим народам.

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т. д.) вместе со взрослыми. Определяющим в развитии ребенка считается его общение с родителями, бабушками, дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем.

Занятия, соединяющие совместную деятельность и работу с родителями с любимыми народными и авторскими сказками, помогают детям прочувствовать, прожить сказку, а иногда даже самим стать сказочниками и переделать кульминацию. Погружение в сказочный сюжет, интегрированный в разные виды деятельности, обеспечивает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование основ нравственности, гражданственности.

Житейские правила и приемы воспитания – первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выражен вековой опыт воспитания молодого поколения. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи.

В середине 19 века ученые и педагоги стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 18 90 году Д.Г. Булгаковский обращается к пословицам, песням, загадкам, обрядам, отмечая их воспитательное значение. Другой исследователь, А.И. Соболев, рассматривал детские игры в сочетании с детскими песнями и тем самым еще больше расширил границы народной педагогики.

Люди наблюдали и знали психологические особенности детей: «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать пока он в колыбели».

Опыт народного воспитания у всех этносов и наций характеризуется одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную ( общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, сохраняющими и развивающими общество и его взаимоотношения с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов стали следующие заповеди: «Не убий», «Не лги», «Не воруй», «Не желай чужого», и др. Ведущая заповедь в этой системе – воспитание человека-патриота, носителя традиций своего народа. Она выражается не только в рассказах о героизме людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости. Следующая заповедь народной педагогики – воспитание доброты и любви к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким. Третья заповедь – воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Но, ни в типовой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных проблема нравственного воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Попытка восполнить этот пробел была предпринята ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций РАО г. Москвы О.Л. Князевой совместно с заведующим ДОУ г. Н. Новгорода М.Д. Маханевой. Ее результатом стала образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Авторы считают, что данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Один из путей организации работы введения детей в традиционную русскую культуру предлагает московская программа «Наследие» авторов Новицкой М. и Соловьевой Е. Ведущие принципы, на которых построена программа могут быть использованы при опоре на культуру любого народа России. Программа «Наследие» совершенно не предполагает культурной изоляции от требований современной жизни. Она дает здоровую и прочную основу для реализации самых современных идей экологического, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребенка, перед которым, безусловно, должны открываться разные области современных естественно-научных и гуманитарных знаний.

Задачами этой программы являются:

- знакомство детей с жизнью природы, построенное на основе народного календаря,

- формирование исторического кругозора через изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность.

- приобщение взрослых к лучшим традициям семейного воспитания,

- приобщение детей к лучшим образцам отечественной литературы.

Авторы программы считают, что воспитатели имеют право выбора из предполагаемого материала того, что им наиболее близко и соответствует конкретным условиям детского сада.

Педагоги Приморского края из города Спасск-Дальний исследовали проблему ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Они разработали программу «Вестока», целью которой является развитие интереса к жизни народа в разное историческое время, к его культуре, к природе России.

Помимо программ по этому вопросу существует много методических разработок и пособий. Некоторые из них напечатаны в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

Богатый опыт работы опубликован сотрудниками ДОУ г. Коврова в методическом пособии «Знакомство детей с русским народным творчеством» по воспитанию детей в русских национальных традициях. Авторы посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир.

Приоритетами стали:

- создание атмосферы национального быта.

- широкое использование фольклора,

- знакомство с обрядовыми праздниками,

- знакомство с народным искусством,

- знакомство с русскими народными играми.

Это и есть приобщение детей к важной части духовной культуры народа.

Тихонова М.В. и Смирнова Н.С. в своей книге «Красна изба» предлагают подходы к организации специальной среды в дошкольном учреждении, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, организовать самостоятельную игровую деятельность. На помощь приходит детский фольклор, использование которого лежит в основе методического издания Федеровой Г.П. «На золотом крыльце сидели». Она считает, что каждую потешку и прибаутку с ребенком нужно обязательно обыгрывать вместе.

Таким образом, изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволит выбрать и применить на практике наиболее актуальные, интересные и подходящие к нашим условиям, уровню развития детей формы организации и методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

Поэтому задача дошкольной педагогики должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие индивида: та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Отечественная педагогика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

- ориентация на формирование знаний, умений и навыков,

- основная его цель – умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении,

- Введение в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования,

- обращение к социально нравственным традициям отечественного образования и воспитания.

Это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Возрождение семейного уклада – условие восстановления гуманных социальных отношений, которые постоянно и естественно складываются в жизни семьи. Культура семьи направляет развитие личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Сегодня возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Ценностные установки, провозглашенные в Конституции РФ и национальной докторине образования: права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблимость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей, - служат базовыми ориентирами при определении целей патриотического воспитания. Стратегия образования на период до 2025 года предусматривает в том числе государственный заказ на «высоко нравственного патриота своей Родины». В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением. Переосмысливаются ценностные установки, ориентиры, по иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».

Хотелось бы узнать, как вы понимаете эти слова, каковы ваши ориентиры в патриотическом воспитании, насколько вы готовы поднимать данную проблему.

Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Найти ответы на эти вопросы непросто. Какие проблемы в данной сфере, по вашему мнению, в настоящее время наиболее актуальны?

(Низкая мотивация ЗОЖ; обособленность граждан, отсутствие коллективистских качеств, ценностного отношения к окружающему миру, труду других; компьютеризация всех сфер жизни, отсюда безликость, бесчувственность отношений, поступков, результатов деятельности, давление негатива в СМИ, со стороны взрослого общества на подрастающее поколение; малая доступность возможностей духовного обогащения людей (платные услуги музеев, театров, выставок и т.д.).

Обобщая все это можно сказать, Что задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, городу, чувству гордости за достижения страны, уважение армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки патриотизма, который зарождается в познании, а формируется в процессе систематического и целенаправленного воспитания.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свою Родину и народу, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального. ?? карточки

На современном этапе развития системы патриотического воспитания выделяют несколько направлений работы. Предлагаю вам сформулировать названия данных направлений по описанию, предложенному на карточках.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым понимается обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

На основе изучения работы по патриотическому воспитанию детей нашего ДОУ можно отметить недостаточную работу по подключению родителей к решению данного вопроса. В основном задачи патриотического воспитания решаются воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивается лишь рамками педагогического просвещения.

Для изучения отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей было проведено анкетирование родителей. Выявлено отношение их к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания. Заслушать сообщения воспитателей о результатах анкетирования

Как привлечь родителей к работе?

Привлечь родителей и детей к созданию условий: совместно оформить уголок по патриотическому воспитанию в группах, где можно представить материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметами декоративно-прикладного искусства, дидактические и сюжетно-ролевые игры гражданско-патриотической направленности. Собрать наглядно-иллюстративный материал: репродукции картин русских художников, создать мини- музеи: подворье, Русская изба. Можно предложить родителям не просто найти и принести предметы старины, но и вместе с ребенком подготовить рассказ: из чего они сделаны, для чего служат, откуда они появились в семье, какие традиции с ними связаны. Мини-музей уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирования способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, незаменимый помощник в изучении истории культуры своего народа.

Привлечь родителей к созданию семейного портфолио – это создание семейного герба, генеалогического древа, описание семейных традиций, увлечений, фотографии совместных путешествий, посещение достопримечательных мест города, краткая информация о знаковых событиях в стране, городе, крае, достижения ребенка, сочинение родителей на тему «Мой ребенок».

Одной из форм взаимодействия с родителями можно считать выпуск газеты, на страницах которой рассказать о прошедших праздниках, экскурсиях, путешествиях, разных событиях в семье и детском саду, поделиться опытом семейного воспитания. « Почта доверия», где родители задают вопросы, что позволяет получить обратную связь и строить направления дальнейшей работы. Приглашать родителей на экскурсии с детьми, чтобы затем можно было представлять свои впечатления на организованных педагогами фотовыставках, выставках творческих работ, плакатов, коллажей, альбомов на самые различные темы: «Традиции моей семьи», «Я горжусь своей семьей», «Мир глазами детей», «Вместе с бабушкой и дедушкой», «Моя малая родина», «Природа края», «Памятные места», и т.д.

Составить план проведения детских праздников с привлечением родителей: «День города», «День России», День Матери» и т.д. Это способствует воспитанию таких важных качеств, как милосердие, толерантность, любовь к матери, семье, Родине, формирует желание чтить традиции, познавать культуру родного народа.

В патриотическое воспитание интегрируются духовно-нравственные аспекты с разрешения родителей. Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Их воспитательная роль реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой культуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи предполагает развитие их ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться во взрослой жизни. В этом процессе рациональный подход, не затрагивающий эмоции, никогда не приведет к желаемому результату. Получить образование, приобрести навыки, сноровку можно и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте – возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Исходя из этого, работа по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

- воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;

- Воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к народным традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Нравственно-патриотическое должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование должно осуществляться постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений работы ДОУ это: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, недостаток теоретических методических разработок.

Уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. Особое значение имеют формы работы в этом направлении. Они должны быть разнообразными.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой город, свой народ, нам нужно показать все это с привлекательной стороны.



Архив
наши успехи
    Поздравляем с Дипломом Орехова Владислава

    Поздравляем Василенко Вячеслава с Дипломом за II место

    Поздравляем Магарамову Амину с Дипломом за I место

    Поздравляем Бунделева Женю с Дипломом за II место

    Поздравляем Марченкову Ирину Михайловну с Дипломом за I место

    Поздравляем Давыдову Арину с Дипломом за III место

    Поздравляем Григорьева Женю с Дипломом за II место

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.