5 марта 2015
Семинар
Семинар«Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность. Семинар разработан для воспитателей МБДОУ Детский сад № 19 с целью повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач «Воспитание гуманной, духовно-нравственной, разносторонне развитой культурной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества» Структура семинара: -формы работы по патриотическому воспитанию -презентация проектов; -месячник популяризации государственных символов; -газета для родителей «Воспитываем патриотов»; -деловая игра «С чего начинается Родина» 1часть семинара – теоретическая. Вступительное слово. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность своего народа. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают к чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д.Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы должны опираться на следующие документы: - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы, - Закон РФ «Об образовании», - Закон «О днях воинской славы (победных днях) России, О принципах и условиях построения работы по нравственно-патриотическому воспитанию, о формах такой работы доложили педагоги подготовительной к школе и средней групп Юркова Т.А., Логинова Н.В.) Уникальным средством обеспечения сотрудничества сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. О ходе реализации проекта рассказали педагоги: Лубенкова И.А. в проекте «Город славный, город древний»; Юркова Т.А. – проект «На каждом метре в городе моём поставить памятники можно»; Латышева М.А., Иванова Л.А. «Наш край»; Ковалева Т.А. «Есть такая профессия - Родину защищать»; Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с народным творчеством в проектах педагогов: Панфилова Г.Г. «Как у наших у ворот»; Халваши Л.В. «Люблю березку русскую»; Педагоги ДОУ уделили большое внимание месячнику популяризации государственных символов. Успех патриотического воспитания во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Педагогами были представлены газеты для родителей «Растим патриотов». Все разные, яркие, красочные. Деловая игра «С чего начинается Родина» началась со стихотворения: Начинается Родина с памяти, С почитания истоков своих С Герба, гимна, Российского знамени, С уважения заветов святых. Начинается Родина с Пушкина, С чудных сказок, что прелесть одна, Деревень с их кривыми избушками, Где жива ещё старина. Начинается Родина с детства, С материнской, отцовской любви, Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли. 1. Релаксационная пауза. Участникам предлагается закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у них слово Родина, а затем подобрать слова к фразе «Я горжусь своей Родиной, потому что…» Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребёнка личностно-значимой. Разминка. Ребус – назвать зашифрованные слова. 2. Каждая команда отвечает на пять вопросов: - Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны (государство). - крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом (страна). - Официальная эмблема государства (герб). - Символ государства, его суверенитета, прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы (флаг) и т.д. 3. Следующее задание состоит из игры «Исключи два лишних элемента» и двух загадок: - Назовите две лишних птицы, которые не водятся в Псковской области: дрозд, синица, свиристель, казуар, озёрная чайка, тукан. - Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Псковской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник и т. д. 4. С чего начинается Родина – со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребёнок слышит родную речь Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Игра с мячом (кому задаётся вопрос ловит мяч, отвечает на вопрс): - литературные произведения, которые в древности принято не рассказывать, а петь. ( Былины), - Ритмическая песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка (Потешка) и т.д. 5. Предлагается вспомнить русские пословицы, поговорки: собрать их из отдельных слов. 6. С чего начинается Родина… С изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры. Игра «Жилища разных народов» - дать название жилищу, определить материалы, которые использовались для их строительства, найти куклу – хозяйку выбранного дома. 7. Подвижная игра «Поясок» 8. Православная Русь немыслима без праздников. Давайте распределим их по временам года. 9. С чего начинается Родина… С малой Родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека. Игра «Так какой же он, наш город Великие Луки?» 10. «Цветы толерантности» -1 цветок толерантности составляется из основных черт толерантной личности 2 цветок составляется из шагов, ведущих к толерантности. 11. Рефлексия «Всё в наших руках». На основании проведенных игр, предлагается выбрать и записать основные направления нравственно-патриотического воспитания и записать их на гранях куба. Заключение. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Воспитание патриотических чувств у детей в наших руках. Родить патриота нельзя, его воспитать надо!
скачать документ [36 Kb]
Архив |