182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 27»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Результаты самообследования за 2017 год
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
2 марта 2010

Педсовет

Педагогический совет

Тема: «Принципы экологического развития детей».

Цель: формирование у педагогов расширенных знаний в области экологического воспитания, введение в педагогический процесс программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Срок: декабрь 20010г.

План проведения педсовета:

1. Вступительное слово заведующей о программе Н.Н. Кондратьевой «Мы»

2. Об основах экологической культуры личности (идея единства и взаимосвязи живого и неживого, идея разумности и гуманности человека)

3. Организация педагогического процесса и обязательные условия успешной реализации программы экологического воспитания .

4.Анализ открытого занятия показанного воспитателями .

5. Разработка решений педсовета.

По первому вопросу выступила заведующая .

Рождение экологического миропонимания

Жизненный путь человека с самого первого шага не¬мыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотно¬шений ребенка с природой еще полностью не исследо¬вана. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развива¬ющейся личности. Программа экологического образова¬ния «МЫ» впервые принципиально по-новому подходит к решению этой сложной задачи.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре созна¬ния. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его по¬знавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Челове¬ком, творением космическим, частью природы. В процес¬се освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой ми¬роздания.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, централь¬ных звеньях пространственно-временной организации ми¬ра — телесности и конечности живых существ, о непрехо¬дящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видо¬вую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бы¬тия, эстетическое восприятие природы, формируется эти¬ка взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Представленная программа «МЫ» интересна и тем, что ее экологическое содержание психологически грамотно рас¬считано на традиционные для дошкольников виды продуктивной деятельности. Тем самым взрослому, педагогу предоставляется возможность увидеть в них проявление экологической культуры ребенка и использовать эти виды деятельности для развития его общечеловеческой культуры.

Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные ис¬следования (Кондратьева Н. Н. (1986), Логинова В. И. (1984), Николаева С.Н. (1980), Саморукова П. Г. (1980)), приобретают качество системности. Тем самым возраста¬ют возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдатель¬ность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. В программе пред¬ставлены следующие виды познавательной деятельности:

© наблюдение;

© экологическое моделирование;

© поисковая деятельность.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым су¬ществам), позволяет ребенку увидеть результат своей по¬мощи живому, почувствовать радость дружеских контак¬тов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благо¬приятно сказывается на развитии адаптационных меха¬низмов его психики.

Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобра¬зие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Наконец, художественно-творческая деятельность, слу¬шание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созида¬тельные возможности в мире.

Итак, экологически ориентированная активность по¬зволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

В результате освоения детьми дошкольного возраста на¬стоящей программы значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гу¬манное отношение к величайшей ценности — Жизни.

Далее продолжила:

- В программе экологического воспитания мы руководствуемся следующими идеями.

Идея гуманизации. Ее воплощение мы видим преж¬де всего в развитии у ребенка гуманистической на¬правленности отношения к миру. Этому способствует приобщение дошкольника к экологической культуре, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к природе.

Яд¬ром содержания экологической культуры являются экологические представ¬ления о животных, растениях, людях как живых су¬ществах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гу¬манное отношение к живому — как этический прин¬цип поведения человека. Освоение данных представ¬лений обеспечивает понимание ребенком необходимо¬сти экологически правильного отношения к природе. Переживание значимости такого отношения дости¬гается посредством проживания ребенком всей палит¬ры гуманных чувств к миру природы. Важной состав¬ляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориен¬тированный характер. В целом программа способст¬вует формированию экологической воспитанности ре¬бенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе эколо¬гического образования.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к жи¬вым существам; эмоциональная отзывчивость на их со¬стояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учи¬тывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Придерживаемся принципа научности. Так, в программе отражены веду¬щие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры лич¬ности. С этой целью в программе представлены знания о неживой природе как источнике и условии сущест¬вования живого. Объясняется взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся и в конкретных фор¬мах приспособления живого существа к ее условиям. Для этого показано разнообразие сред обитания, приведен комплекс факторов, характеризующих каждую из них. Даются представления о том, как живые приспособлены к среде обитания, и как меняется их жизнедеятельность в зависимости от сезонных изменений. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловлен¬ности явлений в природе, создает основу для его эко¬логически целесообразного поведения.

Реализация идеи единства живого и неживого в природе предполагает раскрытие в программе поня¬тия «живой организм». Мы определили его содержа¬ние, опираясь также и на естественнонаучную идею многообразия живого. В соответствии с ней живые — это люди, животные, растения. Все живые двигаются, дышат, питаются, чувствуют. Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может су¬ществовать, если не повреждены его основные орга¬ны, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и воз¬можностям приспособления.

В программе также раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека — на природное окружение.

Реализация идеи разумности и гуманности человека помогает дошкольникам увидеть своеобразие процессов жизнедеятельности человека как социального существа, осознать его отличия от других живых организмов. Ра¬зумность человека отражена в программе его способно¬стью думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидеть последствия своих поступков, осознанно относиться к себе, к другим живым существам, к природе в целом. На конкретных примерах раскрыты проявления разумности человека в удовлетворении био¬логических и культурных потребностей.

Гуманность человека проявляется в умении осуще¬ствлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважении принципов милосердия как нормы отношения, понимания его значения для жизни других природных объектов. Поэтому в программу включены знания о само¬ценности природы и ее многообразном значении для че¬ловека — эстетическом, нравственном, познавательном, практическом.

Природа на Земле представляет собой огромную слож¬ную систему, что отражено в программе идеей системного строения природы. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества (системы) организмов одного вида (например, сообщества растений, сообщества живот¬ных) и установлено, что организм является их составной, связанной с другими, частью. В свою очередь, сообщества живых организмов включены, в процессе жизнедеятель¬ности, в еще более широкие системы (например экосис¬тема леса, луга и др.), где они также взаимосвязаны меж¬ду собой.

Экологическое сознание человека основывается на по¬нимании целостности природы. Для раскрытия этой идеи, одной из наиболее значимых в экологическом об¬разовании, в программе показаны взаимосвязи, сложив¬шиеся в природе на любом ее уровне: организм, жи¬вое — среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей — важное условие жизнеспособнос¬ти живых систем, а нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические последствия для

живого.

Итак, содержание программы направлено на развитие у дошкольников начал экологической культуры. Как же построена программа «МЫ»?

Системно. В ее основу положена программа знаний о живом организме, разработанная Н.Н.Кондратьевой. Представленные в программе «МЫ» разделы взаимосвя¬заны и иерархически выстроены. В отличие от предыду¬щего издания, в настоящую редакцию вошли три раздела. Так, содержание раздела «Как растет живое» (представ¬ленного в первом издании) органично вошло в два со¬временных — «Живые... какие мы?», «Как живые при¬спосабливаются к среде». Это позволило более точно выделить последовательность развития содержания про¬граммы и его освоения детьми: от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее — к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме.

В программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каж¬дый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются — по¬полняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о цен¬ности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Поэтому важно осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логику ее развития.

Формирование экологической воспитанности дошколь¬ника предполагает решение следующих задач:

- развитие у детей дошкольного возраста экологи¬ческих представлений, знаний о ценности природы и пра¬вилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельно¬сти в природе и становление экологически ориентиро¬ванного взаимодействия с ее объектами;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Успех реализации программы обеспечивается несколь¬кими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению эколо¬гического образования детей;

- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

- постоянным общением детей с природой бли¬жайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

- активным участием родителей в воспитатель¬ном процессе;

- установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждения¬ми дополнительного образования.

Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их позна¬вательного развития, интересов, эмоционального воспри¬ятия окружающего. Подобное построение программы

также поможет педагогу реализовать и собственные ин¬тересы в познании природы и открытии мира дошколь¬ника. Воспитатель свободен в выборе природных объек¬тов, определении конкретных направлений работы с деть¬ми. Так, при реализации программы особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т. п.

Программа «МЫ» предназначена для дошкольных учреждений, работающих по проблеме экологическо¬го образования детей. Она может рассматриваться как парциальная, если в учреждении используется комплексная программа, не имеющая экологического компонента. Настоящая программа дополняет содержа¬ние раздела «Ребенок открывает мир природы» про¬граммы «Детство».

По вопросу «Организация педагогического процесса и обязательные условия успешной реализации программы экологического воспитания» выступила воспитатель:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Эффективность экологического развития дошкольни¬ков во многом обусловливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

В начале работы необходимо провести диагностику экологической воспитанности детей, включающую изучение характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами. Подобное диагностирование позволит выявить наиболее важные направления в работе по экологическому образованию детей вашей группы и дифференцированно строить ее.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

1) занятия как специально организованная форма обучения;

2) совместная деятельность педагога и детей;

3) самостоятельная деятельность детей (схема 1).

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, вто¬рой блок предполагает позицию равного партнерства взрос¬лого и ребенка, а в третьем блоке дошкольнику предостав¬ляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

• Схема 1

Система педагогического взаимодействия,

направленного на экологическое

развитие детей

Специально организованное обучение: Экскурсии , Занятия

© наблюдение за животными и растениями (рас¬познающее за одним объектом, сравнитель¬ное, с использованием раздаточного материа¬ла, наблюдение за изменением и развитием);

© изобразительная деятельность экологической тематики;

© ознакомление с трудом взрослых в природе;

© обучение детей труду по уходу за растениями и животными;

© развитие речи (составление рассказов о при¬родных объектах и явлениях — по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание эколо¬гических сказок; этические беседы);

© формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обоб¬щающая беседа);

© классификация представлений о природе (бесе¬ды с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

Совместная деятельность педагога и детей:

© диагностика экологической воспитанности де¬тей (первичная, текущая, контрольная);

© наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна;

© целевые прогулки в природу;

© игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);

© рассказ воспитателя, чтение детской художест¬венной литературы;

© беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;

© рассматривание дидактических картинок, иллю¬страций о природе, отношении к ней;

© сбор коллекций семян, камней, осенних лис¬тьев;

© опыты, поисковая деятельность;

© труд в уголке природы и на участке;

© просмотр диафильмов, видеофильмов;

© работа с моделями;

© ведение календарей природы, дневников на¬блюдений;

© различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

© создание книг — самоделок;

© экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

© самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растения¬ми и животными уголка природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекцио¬нирование; изготовление моделей, книжек-самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных компо¬зиций; театрализованная деятельность и т.д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полу¬ченных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла — наблюдения, экскурсии, формирование обобщен¬ных представлений, систематизация знаний, — но и такие их виды, в которых представлена так называемая отража¬тельная деятельность ребенка: по изобразительной дея¬тельности, музыкальные, трудовые. Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.

Один из видов занятий по экологическому образова¬нию детей — освоение представлений о человеке, на ко¬торых дошкольники знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом. На этих занятиях используется комплекс методов, включающий разнообраз¬ные исследовательские действия, элементы опытов, само¬наблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содер¬жанию знаний, так и по способам познавательной дея¬тельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется ха¬рактером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образова¬ния наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накоп¬ления каждым ребенком личного опыта экологически пра¬вильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познаватель¬ного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятель¬ность моделирование. Широко используется чтение дет¬ских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность. Чем более разнообразно содержание совместной деятельности, чем более близко оно интересам и опыту дошкольников, чем удачнее найденные педагогом приемы работы и стили общения с детьми, тем полнее будут решены поставленные задачи. При этом крайне важны контакты с семьей, ко¬торая может помочь в становлении положительного опыта взаимодействия ребенка с живыми существами.

Важным компонентом системы работы является само¬стоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неоди¬наковое место. Чем старше дети, тем выше их самосто¬ятельность, тем более насыщенным становится их дея¬тельность в природе, с ее объектами.

Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена со¬зданием в дошкольном учреждении экологически разви¬вающей среды. В помещении она представлена зеленой зоной уголка и комнаты природы, зимнего сада. На участке могут быть созданы микропейзажи и ландшафты, экологическая тропа. Содержанием развивающей среды являются экологические игры, разнообразные модели, ил¬люстрации и книги, оборудование для ухода за живыми существами и др.

Вначале воспитатель побуждает детей к самостоятель¬ной деятельности, например, предлагает решить неболь¬шую познавательную задачу, поделиться узнанным с дру¬зьями и родителями, поухаживать за обитателями уголка природы, поиграть. Затем он создает ситуации, стимули¬рующие ребенка самостоятельно организовывать деятель¬ность в природе, проявлять отношение к живому. Уро¬вень, достигнутый ребенком в результате общения со взрослым, позволяет ему самостоятельно использовать все разнообразие представленного в среде материала, расши¬ряя и углубляя тем самым свой опыт экологически ори¬ентированного взаимодействия с природой.

Вопросы, появляющиеся у ребенка в ходе самосто¬ятельного взаимодействия с природными объектами, могут стать основой для организации занятий и раз¬нообразных форм совместной деятельности воспитате¬ля и детей.

Так, шаг за шагом, от раздела к разделу, идет освое¬ние программы. В процессе реализации ее содержания педагог может накапливать материал, характеризующий изменяющийся опыт детского общения с природой. Это — созданные дошкольниками сказки, истории, сти¬хотворения; книги-самоделки; продукты изобразительной деятельности. Результаты детской деятельности и заклю¬чительная диагностика (вопросы, игровые - задания, на¬блюдения за детскими проявлениями в природе) помогут выявить достижения дошкольников в освоении экологи¬ческой культуры и определить уровень их экологической воспитанности.

По вопросу «Анализ открытого занятия» выступили воспитатели ...

Решение педагогического совета:



Архив
наши успехи
    Поздравляем Васильева Диму с дипломом II степени в VIII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем наших воспитанников - победителей VIII Всероссийского конкурса "Гордость России"

    Поздравляем с диплом I степени в VIII Всероссийском конкурсе "Надежды России" Болдышеву Е.Н.

    Диплом I степени получила Болдышева Е.Н. за участие в VII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем инструктора по физической культуре Фролову Елену Анатольевну с победами в конкурсах.

    Поздравляем Залесскую Софью и Ларикова Павла с Дипломом за артистизм и исполнительское мастерство!

    Поздравляем театральный коллектив "Солнечный зайчик" !

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.