182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 27»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Результаты самообследования за 2017 год
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
2 марта 2012

Педсовет "Защита прав детства"

Педагогический совет.

Тема: « Защита прав детства».

Цель: Закрепить знания педагогов о правах ребенка, способствовать развитию толерантности дошкольников и взрослых посредством расширения знаний прав ребенка.

Предварительная работа:

- анкетирование воспитателей;

-анкетирование родителей;

- знакомство со специальной литературой и материалами по защите прав детства;

Проведение занятий в каждой воз¬растной группе по правам ребенка;

План проведение педсовета:

Часть I

Выступление заведующей МДОУ

Часть II

1. Дискуссия по анализу ответов родителей всех возрас¬тных групп.

2. Выступление воспитателя .

3. Выступление воспитателей разных возрастных групп: (средней группы), (подготовитель¬ной группы).

4. Деловая игра «Педагог-творец».

5. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Проведение педсовета

Часть I

Выступление заведующей МДОУ .

Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам эконо¬мической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-эко¬номического развития на всех уровнях. За последнее деся¬тилетие, в сложный период социально-экономических ре¬форм в России был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Фе¬дерации (1993) закрепила положение о том, что детство на¬ходится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотруд¬ничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходи¬мость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольни¬ков — условие формирования правового государства, граж¬данского общества.

Законодательное оформление вопросов защиты детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться между¬народная система защиты детства: в 1946 г. основан Дет¬ский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) ЮНИСЕФ; в 1989 г. — Комитет ООН по правам ребенка-Приняты основные документы, защищающие права детей-Декларация прав ребенка (1959), Пекинские правила (1985) Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная ДеК' ларация об обеспечении выживания, защиты и развити детей (1990).

В России защитой детства с конца XIX в. занимались пре¬имущественно земские организации. В 1914 г. состоялся Съезд по общественному призрению, Союзом земств и горо¬дов разработан проект закона о защите детства, который, к сожалению, не был принят. После февраля 1917 вопросы за¬щиты и охраны детей находились в ведении специального управления Министерства социальной помощи, с ноября того Же года — Наркомата государственного призрения, с апреля 1918 г. — Наркомата социального обеспечения, а с 1920 — Наркомпроса.

В 1919 г. основан Совет защиты детей. С 1918 г. дей¬ствовала также общественная Лига спасения детей, но в 1921 г. вместо этих организаций была основана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В том же году издан декрет об организации детской социальной инспекции, в задачи которой входили борьба с беспризор¬ностью, правонарушениями и преступностью несовершен¬нолетних и защита от эксплуатации и плохого обращения с детьми.

В 20-е годы для устройства беспризорных детей были со¬зданы детские приемники-распределители, детские дома, тру¬довые колонии, коммуны и др. Состоялись три съезда по ох¬ране детства (1918, 1924, 1930). В 30-е годы в организации произошли значительные изменения. В 1935 г. Постановле¬нием СНК РСФСР «О мерах борьбы с преступностью несо¬вершеннолетних» вводилась уголовная ответственность несо¬вершеннолетних с 12 лет, ликвидировались комиссии по Делам несовершеннолетних, учреждения для несовершенно¬летних передавались в НКВД.

В годы Великой Отечественной войны получили распростраанение формы воспитания осиротевших детей в виде усы¬пления, опеки и патроната. В конце 50-х — начале 60-х годов стали создаваться школы-интернаты. В 1987 г. создан советский детский фонд (с 1991 г. Российский детский дом). Появились семейные детские дома, отечественные проекты детских деревень, возродились попечительские советы и пр. Однако с начала 90-х годов падение уровня жизни многих семей в условиях социальных потрясений привел к ухудшению жизни детей (особенно из малообеспеченных семей, из семей безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, а также алкоголиков, наркоманов и пр.). Новая волна социального сиротства привела к появлению детской беспризорности, бездомности и т. п.

С конца 90-х годов в Российской Федерации разраба¬тывается социальная политика, направленная на улучшение положения детей. Кроме мер общего воспитательного ха¬рактера, в сфере защиты детства основное внимание уделяется устройству беспризорных детей, предупреждению преступности несовершеннолетних, реабилитации несовер¬шеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в спе¬циальных учебно-воспитательных учреждениях для несовер¬шеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания (воспитательных колониях и пр.) и др. Разрабатываются федеральные целевые программы по улучшению жизни де¬тей («Дети России», «Дети Чернобыля»), региональные про¬граммы и др. В 1995 г. принят Семейный кодекс. Вопросы защиты детства находятся в компетенции министерств: об¬разования, здравоохранения, по труду и социальному обес¬печению, внутренних дел и пр. Значительную роль в защите детства играют религиозные организации. Большое значение имеет деятельность учреждений дополнительного образова¬ния детей, детских организаций, самодеятельных объедине¬ний детей и молодежи, объединений учащихся, воспита¬тельная работа по месту жительства и др. Теоретические вопросы разрабатывает Научно-исследовательский институт детства Российского детского фонда (регулярно готовит го¬сударственные доклады «Положение детей в России»), а так¬же научно-исследовательские организации РАО.

К воспитательным учреждениям системы защиты детст¬ва относятся: дома ребенка, детские дома, семейные детские дома, детские приюты, школы-интернаты, Центры времен¬ной изоляции несовершеннолетних. Практическая работ по защите прав детства включает в себя социально-экономические, правовые и культурные мероприятия.

Часть II

1. Дискуссия по анализу ответов родителей всех возрастных групп

Участникам педсовета предлагалось ознакомиться с ответами родителей каждой возрастной группы. Воспитатели поделились впечатлениями после проведения анкетирования в каж¬дой возрастной группе (некоторые итоги дискуссии).

1. Родители часто недооценивают значимость соблюдения прав ребенка в дошкольном возрасте. Большинство их рассуж¬дений связано с правом выбирать и быть избранным.

2. О Конвенции по правам ребенка знают многие, но не соединяют эти положения с реальным ребенком, тем более своим.

3. Привести конкретные предложения по соблюдению прав ребенка в детском саду (кроме проверки отношения вос¬питателя к детям, увеличить число проводимых занятий, обеспечить безопасность) не смогло большинство родителей.

5. Адреса общественных организаций и телефоны указали только 2% родителей, владеющих этой информацией по долгу службы.

2. Выступление воспитателя .

Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. В современном обществе, в семей¬ной жизни и жизни ребенка в детском саду, в архитектуре, в уличном движении, в медицине, в средствах массовой инфор¬мации проявляется неуважение к детям, их право на детство нарушается, здоровое развитие не поддерживается, а затруд¬няется. Во многих подъездах городов, в магазинах, местах об¬щественного пользования нет перил, за которые могли бы держаться дети. Дверные ручки, стулья, скамейки в больницах, сиденья в кинотеатрах и театрах (даже детских) не приспособ¬лены для детей. В городском транспорте не предусмотрена ступенька для детей, во многих дворах нет специально обору¬дованных детских площадок, те же, которые есть, часто ис¬пользуются для выгула собак или общения подростков. Что было бы со взрослыми, если бы они неожиданно оказались в городе, где не только большинство людей выше их, но и боль¬шинство предметов обихода им недоступно из-за слишком больших размеров?

Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, качаются на качелях, их чувство равновесия не сформировано. Они не вос¬принимают в движении самих себя и все многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Еще в 40-е годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребенка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития. Неподвижность отражается и на зрительном воспри¬ятии. Продолжительное сидение перед телевизором заставляет глаза ребенка неподвижно фиксировать на довольно узком пространстве изображения, чтобы успевать следить за быстро той сменой кадра. Глаз как бы затвердевает, угол зрения сужается до 70° — при норме 200°. Это сильно ограничивает детское восприятие. По статистике, современный ребенок в возрасте от трех до пяти лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. К концу пятого года жизни у некоторых детей набирается уже 6000 часов те¬левизионного стажа. В среднем ребенок за первые 14 лет жизни просиживает перед телевизором 18 тысяч часов — это превышает время, проведенное в школе.

Право на детство включает и право на собственные мысли: ребенка нужно учить самостоятельно думать для того, чтобы понять мир и самого себя. При правильном развитии мышле¬ния растет способность осмысленно соединять воспринятое, прочувствованное и продуманное, отделять причину от след¬ствия, воспринимать суть различных идей и учиться выстра¬ивать свой мыслительный процесс силой собственной актив¬ности. При этом человек постигает самого себя как творческое и автономное существо.

Если ребенок живет среди людей, действия которых ос¬мыслены, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, затем в мире чувств и позднее в сфере собст¬венного мышления. Но редко современным детям выпадает такая возможность. Средства массовой информации, пред¬ставляющие мир в виде разрозненных фактов, новостей и со¬бытий, вырванных их жизненных взаимосвязей, информаци¬онные раздражители, действующие на детей со всех сторон, навязывающие сознанию ребенка речевые штампы, а подчас и вовсе бессмысленные словообразования разрушают у детей способность абстрактно мыслить.

Безусловно, современные дети могут одновременно при¬нять больше информации, чем их родители. Уровень знаний детей растет, поток информации, которую получают дети, ог¬ромен, но нужно иметь в виду, что часто это в первую очередь негативная информация. Поскольку цензура на трансляцию программ для взрослых отсутствует, в дневное время ребенок может увидеть сцены насилия, убийства, сексуальные откро¬вения и т.д. Вместе с тем время на программу «Спокойной ночи, малыши» сократилось до десяти минут.

Вся система образования сконцентрирована на знаниях, что в большей степени соответствует детям школьного возрас¬та и взрослым. Сейчас даже игра постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку все больше родителей оза¬дачены не полноценным развитием ребенка-дошкольника, со¬блюдением его права на детство, права на игру, а его подго¬товкой к школе. При этом чувства детей не загружены, душев¬ные качества не развиваются. Здесь главная проблема в том, что дети лишены возможности накапливать личный положи¬тельный эмоциональный опыт. Мы использовали для опроса иллюстрации с видами городских улиц: «Двор с мусорными баками», «Панорама города с дымящими трубами». Спраши¬вали у ребенка безоценочно (что было наиболее важно для нашего опроса): «Опиши, что ты видишь, тебе это нравится?» И чаще всего ребенок говорил: «да», «как красиво», «это мои двор», не видя ни мусора, ни дымящихся труб. Для него это обычный, повседневный пейзаж.

Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нару¬шений прав детства:

- физическое воздействие, так называемое физическое при¬теснение;

- морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные необ¬ходимостью родителей строить отношения с детьми и вос¬питывать их;

- игнорирование родителями интересов ребенка, которые не соответствуют представлениям взрослых, пренебрежитель¬ное отношение к труду знакомых и друзей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебре¬жение взглядов и интересов ребенка;

• отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, покупке крайне необходимых вещей);

• нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в об¬щении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.

Перейдем к особенностям соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах детского сада.

Выступление воспитателя средней группы :

Конвенция о правах ребенка, принятая ЮНЕСКО в 1989 г. и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каж¬дом уголке Земли. Многие педагоги стараются как можно рань¬ше познакомить с ней детей. С маленькими не нужно специаль¬но учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, нужно защищать их. А это задача взрослых. Кон¬венцию о правах ребенка должны знать специалисты, юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и конечно родители. Если ребенок рассматривает каждое дей¬ствие родителей через соблюдение или нарушение своих прав, это ведет к разрушению семьи. Психолог И. Я. Медве¬дева пишет о том, что, когда рушится авторитет взрослого, у детей могут развиться патологические страхи. А он будет неизбежно рушиться, если с детьми постоянно изучать их права. Если взрослого все время одергивать и показывать, какие права ребенка он в тот или иной момент нарушает, то взрослый утрачивает свой авторитет. Как только взрослый перестает быть в глазах маленького ребенка непререкаемым авторитетом, он прекращает быть для него защитником. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало за¬щитников. Образ взрослого человека — справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем детстве.

Хотулева З.И. (подготовительная группа) рассказала, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

К сожалению, настали такие времена, когда детство ока¬залось украденным у наших детей. Детство лишилось «ста¬туса неприкосновенности», потому что этого статуса давно лишен каждый ребенок. Дети очень много времени уделяют учебе: изучению иностранных языков, музыке, танцам, обу¬чению плаванию и рисованию. В результате таких «заня¬тий» детям совершенно некогда жить и развиваться. С не¬умения самостоятельно думать, мечтать, фантазировать как раз и начинаются проблемы, которые ярко высвечиваются во взрослой жизни: зависимость, инфантильность, безот¬ветственность, они напрямую связаны с тем, каким было детство человека. Если мы лишаем ребенка его естественного права на игру, то, возможно, он вырастет и станет хорошим музыкантом, переводчиком, художником, но толь¬ко не научится жить, его не будут любить люди, он не сможет с ними общаться, будет к ним невнимателен и равнодушен и такое же равнодушие получит взамен. Нельзя лишать ребенка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

4. Деловая игра «Мы знаем права ребенка»

Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.

Задачи:

1. Выявить творческий потенциал педагогов.

2. Научить профессионально оценивать педагогические си¬туации по защите прав ребенка.

3. Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.

Ход игры:

I этап

1. Выбрать аналитиков посредством теста. Аналитики потом решают, кто из педагогов правильно и профессио¬нально оценил педагогические ситуации (по две на каждую группу);

Тесты (для выбора аналитиков)

A. Придумать три оригинальных названия молочных про¬дуктов.

B. Задать оригинальный вопрос.

C. Вы — конструкторы. Добавьте по одной детали к дан¬ной игрушке и получите три новых вещи. (Игрушка любая).

Аналитики выбираются по самым интересным и творче¬ским ответам.

2. Разделить участников на три группы и предложить со¬ставить проект ближайшего родительского собрания по теме «Детский сад и права ребенка» на основе анализа состояния Дела по данному вопросу (продолжительность анализа — 10 минут).

Вопрос: как реагировать на такое мнение ребенка?

Ситуация 8.

Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама се¬годня нарушила мои права, она меня отшлепала».

Задание: опишите порядок действий по защите прав ре¬бенка в данной ситуации.

Ситуация 9.

Воспитатель забрал ремень ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй сме¬ны, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопрос: как считаете вы? Было ли в данном случае нару¬шено право ребенка, какое? Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции по защите прав ребенка.

Педагогический совет постановил...



Архив
наши успехи
    Поздравляем Васильева Диму с дипломом II степени в VIII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем наших воспитанников - победителей VIII Всероссийского конкурса "Гордость России"

    Поздравляем с диплом I степени в VIII Всероссийском конкурсе "Надежды России" Болдышеву Е.Н.

    Диплом I степени получила Болдышева Е.Н. за участие в VII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем инструктора по физической культуре Фролову Елену Анатольевну с победами в конкурсах.

    Поздравляем Залесскую Софью и Ларикова Павла с Дипломом за артистизм и исполнительское мастерство!

    Поздравляем театральный коллектив "Солнечный зайчик" !

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.