182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 19» «Ласточка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИКА И ОПЫТ / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
18 апреля 2016

«Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Тема нашего собрания: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! Как же ты красива.

Речь является формой общения. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, которое включает следующие основные задачи:

развитие речи как средства общения

обогащение активного словаря

развитие связной, грамматически правильной речи (диалог, монолог)

развитие речевого творчества

знакомство с книжной культурой

формирование предпосылки обучения грамоте

развитие звуковой и интонационной культуры речи.

В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками

речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Развитие речи происходит не только в коммуникативной деятельности, но и в других видах деятельности ребёнка. Как вы считаете, в каких ещё? (Ответы родителей) Согласно коммуникативно – деятельностному подходу к речи, развитие речи происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка: двигательная, познавательная, игровая, трудовая, художественная, восприятие худ. литературы, конструирование, музыкальная.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем. Активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

- В какую игру играли недавно с ребенком?

- Если ребенок спрашивает вас о чем-то, ваши действия.

- Как часто разговаривает ваш ребенок?

- При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

- Рассказываете ли вы сказки ребенку?

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

(Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.)

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, правильно.

(Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем:

поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года

в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает

загадать загадку и найти отгадку

поискать приметы времени года

познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами

прочитать стихотворение, вспомнить песенку

поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;

Родителям предлагается отгадать загадки по сказкам.

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? ( «Волк и семеро козлят»)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. ( «Репка»)

Добрый доктор говорит:

- Побеждаем мы бронхит

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! ( «Айболит»)

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

Семья

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Дом.

На опушке дом стоит.

(Сложить ладони домиком над головой).

На дверях замок висит.

(Сомкнуть ладони в «замок»).

За дверями стоит стол,

(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой).

Вокруг дома частокол.

(Руки перед собой, пальцы растопырены).

Тук – тук – тук! Дверь открой!

(Постучать кулачком одной ладони о другую).

Заходите, я не злой!

(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной).

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме. Предлагаю вместе провести артикуляционную гимнастику в виде сказки. Попробуем рассказать ее вместе.

Жил был в большом доме маленький Язычок. (показываем руками над головой домик и язычек). Ночью язычек спал.(показываем, складывая руки у головы). А днем выглядывал в окошко и смотрел вверх, вниз, влево, вправо.(показываем длинный язычок, тянемся к носу, к подбородку, в стороны). У язычка была лошадка, на которой он любил ездить верхом (пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам). А еще язычку нравилось кататься на качелях(качаем язычком) и т.д.

Дайте малышу проявить фантазию и продолжить сочинять сказку.

Дорогие родители!

Вы можете эту сказку менять на свой лад.

Можно не все упражнения выполнять за один раз, разделить логопедические занятия с ребенком на несколько сессий. Главное – интерес.

Как только вы видите, что ваш проказник отвлекается, медленнее или не так старательно выполнет движения, «сворачивайте» сказку и заканчивайте занятие.

Сказку можно проигрывать

— сидя друг против друга. Посматривая друг на друга, и копируя движения.

— А можно уютно усевшись, все эти баловства проделывать у зеркала.

Очень весело будет и взрослым и детям!

Будьте готовы к тому, что малышу захочется заняться такой гимнастикой и в общественном транспорте, и при ваших гостях. Одна девочка жаловалась мне, что папа наказал ее, когда она стала показывать ему в троллейбусе, как в садике училась красиво говорить. Ей было важно уточнить кто прав – папа, который говорит, что кривляться и облизывать губы нельзя. Или я, которая учу детей этому.

Так что нам, взрослым, нужно всегда быть начеку, готовыми к самым неожиданным вопросам наших юных вундеркиндов.

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Подведение итогов собрания:

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

Общение ребёнка с другими детьми.

Речь взрослого – образец для подражания.

Развитие мелкой моторики рук.

Чтение детской художественной литературы.

Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Родителям были предоставлены картотеки: пальчиковые, артикуляционные гимнастики, различная литература по теме, показаны пальчиковые и другие театры, используемые в играх с детьми. На обозрение были выставлены разнообразные настольно-печатные, дидактические игры и игры, сделанные своими руками для развития речи.

Родителям раздали памятку для родителей по развитию речи детей и список игр для развития речи.

Памятка для родителей по развитию речи детей:

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Игры для развития речи:

• Пальчиковые игры

• Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное /можно рисовать карандашом, пальчиками.

• катать по очереди каждым пальчиком бусинки, шарики;

• указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

• собирать все пальцы в щепотку («пальчики собрались вместе, а затем разбежались»)

• Лепка;

• Тестопластика

• Игры с песком, водой

• Разноцветные прищепки – готовый тренажер. сжимание- разжимание дает отличную тренировку пальцам рук

• Пальчиковые бассейны «сухой аквариум» - открытые резервуары, заполненной различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасоль, крупой, песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Используются для выполнения заданий: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру и назови ее».

• Мозаика

• Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

o Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.

• Игры – шнуровки

• Пазлы



скачать документ [131.6 Kb]


Архив
наши успехи
    Поздравляем с Дипломом Орехова Владислава

    Поздравляем Василенко Вячеслава с Дипломом за II место

    Поздравляем Магарамову Амину с Дипломом за I место

    Поздравляем Бунделева Женю с Дипломом за II место

    Поздравляем Марченкову Ирину Михайловну с Дипломом за I место

    Поздравляем Давыдову Арину с Дипломом за III место

    Поздравляем Григорьева Женю с Дипломом за II место

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.