18 апреля 2016
«Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы. Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Тема нашего собрания: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Прекрасна речь, когда она, как ручеёк, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: — О! Как же ты красива. Речь является формой общения. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, которое включает следующие основные задачи: развитие речи как средства общения обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной речи (диалог, монолог) развитие речевого творчества знакомство с книжной культурой формирование предпосылки обучения грамоте развитие звуковой и интонационной культуры речи. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Развитие речи происходит не только в коммуникативной деятельности, но и в других видах деятельности ребёнка. Как вы считаете, в каких ещё? (Ответы родителей) Согласно коммуникативно – деятельностному подходу к речи, развитие речи происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка: двигательная, познавательная, игровая, трудовая, художественная, восприятие худ. литературы, конструирование, музыкальная. Ребенок не должен быть пассивным слушателем. Активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Игра «Вопрос – ответ» А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы. Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно. - В какую игру играли недавно с ребенком? - Если ребенок спрашивает вас о чем-то, ваши действия. - Как часто разговаривает ваш ребенок? - При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь? - Рассказываете ли вы сказки ребенку? - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно. (Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.) - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, правильно. (Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.) Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем: поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает загадать загадку и найти отгадку поискать приметы времени года познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами прочитать стихотворение, вспомнить песенку поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д. Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело! Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз; Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; Родителям предлагается отгадать загадки по сказкам. Нашла однажды мышка Совсем пустой домишко Стала жить да поживать, Да жильцов к себе пускать. (Теремок) Уходя, просила мать Никому не открывать, Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь — Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? ( «Волк и семеро козлят») Чтобы вырвать этот овощ, Не хватило деду сил. Но пришли ему на помощь Все, кого он попросил. ( «Репка») Добрый доктор говорит: - Побеждаем мы бронхит Корь, простуду и ангину, Дифтерит и скарлатину, И конечно, с Бармалеем Тоже справиться сумеем! ( «Айболит») -В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. Можно придумать с ребёнком свою сказку. Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры) Семья Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! Дом. На опушке дом стоит. (Сложить ладони домиком над головой). На дверях замок висит. (Сомкнуть ладони в «замок»). За дверями стоит стол, (Накрыть ладонью правой руки кулачок левой). Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопырены). Тук – тук – тук! Дверь открой! (Постучать кулачком одной ладони о другую). Заходите, я не злой! (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной). Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме. Предлагаю вместе провести артикуляционную гимнастику в виде сказки. Попробуем рассказать ее вместе. Жил был в большом доме маленький Язычок. (показываем руками над головой домик и язычек). Ночью язычек спал.(показываем, складывая руки у головы). А днем выглядывал в окошко и смотрел вверх, вниз, влево, вправо.(показываем длинный язычок, тянемся к носу, к подбородку, в стороны). У язычка была лошадка, на которой он любил ездить верхом (пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам). А еще язычку нравилось кататься на качелях(качаем язычком) и т.д. Дайте малышу проявить фантазию и продолжить сочинять сказку. Дорогие родители! Вы можете эту сказку менять на свой лад. Можно не все упражнения выполнять за один раз, разделить логопедические занятия с ребенком на несколько сессий. Главное – интерес. Как только вы видите, что ваш проказник отвлекается, медленнее или не так старательно выполнет движения, «сворачивайте» сказку и заканчивайте занятие. Сказку можно проигрывать — сидя друг против друга. Посматривая друг на друга, и копируя движения. — А можно уютно усевшись, все эти баловства проделывать у зеркала. Очень весело будет и взрослым и детям! Будьте готовы к тому, что малышу захочется заняться такой гимнастикой и в общественном транспорте, и при ваших гостях. Одна девочка жаловалась мне, что папа наказал ее, когда она стала показывать ему в троллейбусе, как в садике училась красиво говорить. Ей было важно уточнить кто прав – папа, который говорит, что кривляться и облизывать губы нельзя. Или я, которая учу детей этому. Так что нам, взрослым, нужно всегда быть начеку, готовыми к самым неожиданным вопросам наших юных вундеркиндов. Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику. Подведение итогов собрания: Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения. Общение ребёнка с другими детьми. Речь взрослого – образец для подражания. Развитие мелкой моторики рук. Чтение детской художественной литературы. Игры с ребёнком взрослых и друзей. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Родителям были предоставлены картотеки: пальчиковые, артикуляционные гимнастики, различная литература по теме, показаны пальчиковые и другие театры, используемые в играх с детьми. На обозрение были выставлены разнообразные настольно-печатные, дидактические игры и игры, сделанные своими руками для развития речи. Родителям раздали памятку для родителей по развитию речи детей и список игр для развития речи. Памятка для родителей по развитию речи детей: 1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. 2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными. 3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно. 4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. 5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. 6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит. 7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь. 8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух. 9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного. 10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. 11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. 12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. 13. Играйте с ребёнком в разные игры. Игры для развития речи: • Пальчиковые игры • Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное /можно рисовать карандашом, пальчиками. • катать по очереди каждым пальчиком бусинки, шарики; • указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой; • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе; • собирать все пальцы в щепотку («пальчики собрались вместе, а затем разбежались») • Лепка; • Тестопластика • Игры с песком, водой • Разноцветные прищепки – готовый тренажер. сжимание- разжимание дает отличную тренировку пальцам рук • Пальчиковые бассейны «сухой аквариум» - открытые резервуары, заполненной различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасоль, крупой, песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Используются для выполнения заданий: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру и назови ее». • Мозаика • Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. o Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты. • Игры – шнуровки • Пазлы
скачать документ [131.6 Kb]
Архив |