22 июня 2009
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в ДОУ (СЕМИНАР)
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в ДОУ (СЕМИНАР) Участники: заведующие ДОУ, заместители заведующих по УВР, воспитатели, педагог- пси¬холог. Девиз: «Дети — будущее каж¬дого народа, каждого государ¬ства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтраш¬ний день всего общества». Цель: обмен опытом, пропа¬ганда правового воспитания детей. Предварительная подготовка 1. Оформление наглядно-ин¬формационного стенда «Ребе¬нок и его права». 2. Выставка детских рисунков на тему «Наши права». 3. Оформление альбомов в группах на тему «Я и моя се¬мья». 4. Анкетирование родителей «Конвенция — ребенок — роди¬тель». 5. Выпуск памяток для роди¬телей и педагогов по данной тематике. На дальнем плане ширма, офор¬мленная под книгу, на которой написано «Права детей». Из-за ширмы появляются девочка и мальчик. Мальчик. Вот это да! Прав¬да, что права есть не только у взрослых, но и у детей? Девочка. Что это такое? Надо разобраться! Я ведь ничего не поняла... Это надо как-то себе представить... Мальчик. Да, надо разо¬браться Может быть, спросить у взрослых? Девочка. Конечно, без них нам не справиться... Мальчик. Посмотри, здесь уже все собрались. Девочка. Уважаемые взрос¬лые, скажите, есть ли у детей права? Ответ взрослых. 1-й ведущий. Конечно, есть! И записаны они в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». Вот она. Возьмите ее, покажите детям, ознакомьтесь с ней в группе и расскажите всем, какие права есть у каждого ребенка на на¬шей планете... Дети читают стихотворение. Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днем. Пусть у каждого ребенка Будет светлый, теплый дом! Детство только раз бывает у ребят любой страны. Пусть никто их них не знает Никакой беды! Дети уходят. 1-я часть Охрана прав детей Стихи читают ведущие. 2-й ведущий Доверчивы глаза детей, И ангелы хранят их души. Пусть безмятежный тот покой Ничто вовеки не нарушит. И пусть не катится слеза Ни от обид, ни от печали, И, словно солнышко, всегда Улыбка на лице сияет. Чуткому детскому сердцу Сердце свое открой, И ощущение чуда Будет всегда с тобой. 1-й ведущий Спокойно матери уйдут В день, полный дел, хлопот, забот, С надеждою в глаза взглянут, С тобой прощаясь у ворот. Надежду ту не обмани, С малышками не будь ты строгой, И сердца нежного ростки Рукою жесткою не трогай. Тема нашего семинара «Пра¬вовое образование в ДОУ». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными уча¬стниками обсуждения. О том, как проводится работа по пра¬вовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы исполь¬зуются, вы сможете ознакомить¬ся в ходе семинара. С древних времен человече¬ство понимало, что жизнь начи¬нается с детства. Ребенок при¬ходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полно¬стью зависит от взрослых. Мно¬гие философы, мыслители под¬нимали в своих трудах пробле¬му защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема особен¬но остра: социально-экономи¬ческая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей пробле¬мы: как защитить права ребен¬ка, сохранив тем самым гено¬фонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33,1 млн. де¬тей, что составляло почти чет¬верть населения страны. Наше будущее и будущее России зави¬сит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовле¬ны к жизни в быстро меняю¬щемся мире. Для нашего обще¬ства существуют не День и не Год защиты детей, а Время ра¬боты над спасением поколения, которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равно¬душным к бедам детей. Гене¬ральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так. 2-й ведущий. В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декла¬рацию прав ребенка. Это был первый международный право¬вой документ по охране прав и интересов детей. В декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно забо¬титься о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа — Конвенции о правах ребенка. В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар — Фор-де-Франс — Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка моло¬дых людей разных националь¬ностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Да¬кара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на ос¬тровах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну груп¬пу молодежи. Юноши и девушки представ¬ляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работор¬говли из Африки в Америку и общими усилиями поразмыш¬лять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручи¬ли Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифи¬цировать, наконец. Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г. И с этого исторического мо¬мента о «мировой конституции прав ребенка», как ее называют публицисты, узнало все про¬грессивное человечество. 1-й ведущий. Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необхо¬димость поиска новых подхо¬дов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активно¬го гражданина, а таким человек является, когда у него сформи¬рованы чувство собственного достоинства, способность со¬противляться жестокости, ког¬да он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отно¬шения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для ребенка вы¬ступают взрослые. Уважаемые коллеги! Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, со¬блюдать и защищать их. В про¬тивном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами. Вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека. Предлагаем не¬большую разминку, в ходе кото¬рой необходимо ответить на воп¬росы, к каждому из них предло¬жено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выб¬ранной буквой (а, б, в, г) 1. Сколько статей в Конвен¬ции о правах ребенка? а) 45; 6) 37; в 54; г) 53. 2. Какие права ребенка обя¬зуются уважать и обеспечивать государства — участники Кон¬венции ООН о правах ребенка? а) право на жизнь, граждан¬ство, образование; б) право на жизнь, семейные связи, образование; в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг; г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, со¬циальных и культурных прав. 3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ре¬бенка? а) органы управления РФ; б) органы местного самоуп¬равления; в) образовательное учрежде¬ние; г) родители и другие лица, вос¬питывающие ребенка. 4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагива¬ющих настоящее и будущее ре¬бенка? а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и за¬щиту; б) ребенок и родители или дру¬гие лица, замещающие родителей; в) родители или другие лица, замещающие родителей, и обра¬зовательное учреждение; г) родители и органы местно¬го самоуправления. 5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы? а) да, если они получены с согласия родителей; б) да, если они получены не в результате правонарушения; в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родите¬ли; г) нет, ребенок не должен ра¬ботать. 6. Кто несет ответственность за создание необходимых усло¬вий для обучения детей в обра¬зовательном учреждении? а) учредитель; б) органы управления образо¬вательным учреждениям; в) должностные лица образо¬вательного учреждения; г) органы управления образо¬вательным учреждением и все органы управления образовани¬ем в пределах своей компетен¬ции. 7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в об¬разовательном учреждении на¬рушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного раз¬бирательства? а) заведующий как представи¬тель образовательного учрежде¬ния; б) заведующий как должност¬ное лицо этого учреждения; в) работник образовательно¬го учреждения, допустивший нарушение; г) учредитель образовательно¬го учреждения. 8. Каким образом должна со¬блюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников? а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обсле¬дование; б) правильно организованный режим питания, занятий воспи¬танников; в) направление ослабленных детей в специальные оздорови¬тельные учреждения; г) создание условий, гарантиру¬ющих охрану и укрепление здоро¬вья воспитанников. 1-й ведущий. Каждый ре¬бенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели, весь педагогичес¬кий коллектив — основные уча¬стники правового воспитания детей. В нашем ДОУ для право¬вого воспитания дошкольников создается план, включающий работу с родителями и детьми. К мероприятиям плана относят¬ся: заключение договоров с ро¬дителями; проведение цикла бесед, занятий, досугов для де¬тей и взрослых по данной теме, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социаль¬ного паспорта ДОУ; оформле¬ние наглядно-информационных стендов в группах; анкетирова¬ние родителей; проведение кон¬сультаций и педсоветов по дан¬ной теме (с участием юристов); выставки семейных и детских работ. Основной является со¬вместная деятельность взросло¬го и ребенка. 2-й ведущий. Для форми¬рования у детей элементарных представлений о правах и сво¬бодах, уважении и терпимости к другим людям важно не толь¬ко давать знания, но и созда¬вать условия для их практичес¬кого применения. Мы выбира¬ем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидакти¬ческие игры, упражнения на развитие эмоциональной сфе¬ры, эмпатии, коммуникатив¬ных умений и навыков, психо¬логические тренинги. Воспита¬телями организуется проблем¬но-поисковая деятельность де¬тей (работа в группе по разре¬шению ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов), создаются условия для продуктивной деятельнос¬ти (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их пре¬зентация). В качестве наглядных приме¬ров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использу¬ем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно — ведь в сказках существует со¬всем иная оценка действий ге¬роев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского воспри¬ятия сказок, осуждению поло¬жительных героев и оправданию злодеев. Предлагаем викторину «Пра¬ва литературных героев». 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосно¬венность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная Ша¬почка», «Дюймовочка», «Сказка о Рыбаке и рыбке».) 2. Какие литературные герои Могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поро¬сенка, Зайка из сказки «Ледяная избушка».) 3. Героиня какой сказки вос¬пользовалась правом свободно¬го передвижения и выбора ме¬стожительства? («Лягушка-путе¬шественница».) 4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убе¬жище и защиту от преследова¬ний? («Дюймовочка».) 5. Какие литературные герои воспользовались правом на сво¬боду мирных собраний? (Бре-менские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет».) 6. В каких сказках подтверж¬дается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».) 1-й ведущий. Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким лю¬дям принадлежит особая роль в становлении личности, физи¬ческом и психическом благопо¬лучии ребенка. Если между ре¬бенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами ста¬новятся люди, пережившие же¬стокое обращение, хроничес¬кий недостаток любви в дет¬стве. 2-я часть Жестокое обращение с детьми: что это такое? Выступление уполномоченно¬го по правам ребенка в ДОУ «Проблемные родители» — не вина ребенка, а его беда и несча¬стье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные до¬могательства, которыми взрос¬лые калечат ребенка, это униже¬ние, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выра¬жаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходи¬мой пищей, одеждой, гигиени¬ческим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение про¬является в недостатке со сторо¬ны родителей уважения, внима¬ния, ласки, тепла. Жестокое обращение в дет¬стве делает людей социально дезадаптированными, не умею¬щими создать семью, быть хо¬рошим родителем. Опасное со¬циальное последствие наси¬лия — дальнейшее воспроиз¬водство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут до¬пускать не только родители (но и другие члены семьи), опеку¬ны, попечители, воспитатели и т.д. Четыре основные формы жес¬токого обращения с детьми 1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение фи¬зических повреждений. 2. Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ре¬бенка с его согласия и без тако¬вого в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуаль¬ный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия. 3. Психическое (эмоциональ¬ное) насилие — периодическое, длительное или постоянное пси¬хическое воздействие на ребен¬ка, тормозящее развитие лично¬сти и формирующее патологи¬ческие черты характера. К психической форме наси¬лия относятся: — открытое неприятие и посто¬янная критика; — угрозы в адрес ребенка в сло¬весной форме; — замечания в оскорбительной форме, унижающие достоин¬ство ребенка; — преднамеренная физическая или социальная изоляция; — ложь и невыполнение взрос¬лыми своих обещаний; — однократное грубое психичес¬кое воздействие, вызывающее психическую травму. 4. Пренебрежение нуждами ребенка — отсутствие элемен¬тарной заботы о ребенке, в ре¬зультате чего нарушается его эмоциональное состояние и по¬является угроза здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка отно¬сятся: - отсутствие адекватных воз¬расту и потребностям ребен¬ка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода; - должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчаст¬ного случая. По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявле¬ний жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет. Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье: — неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех; — наличие в семье больных ал¬коголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы; — безработица, постоянные фи¬нансовые трудности; — конфликты между родителя¬ми; — статус беженцев, вынужден¬ных переселенцев; — низкий уровень культуры, образования, негативные се¬мейные традиции; — нежеланный ребенок; — умственные или физические недостатки ребенка; — трудный ребенок. В нашем ДОУ, в случае выяв¬ления жестокого обращения с ребенком со стороны родите¬лей, организуется следующая работа по оказанию ему помо¬щи: — посещение ребенка на дому для ознакомления с условия¬ми, в которых он проживает, и установления контактов с семьей; — обращение в специальные службы защиты детей (цент¬ры «Семья», «Огонек»); — формирование правового со¬знания у родителей. Работа по формированию пра¬вового сознания у родителей проводится во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформ¬ление наглядно-информацион¬ных стендов, консультации пси¬холога, дискуссионные клубы, привлечение родителей к прове¬дению различных мероприятий. Задания для команд Задание 1. Решение ситуаций Каждая команда знакомится со своей ситуацией. После 30-секундного обсуждения один представитель от команды дол¬жен выразить мнение об опи¬санной ситуации. Команда со¬перников может дополнить от¬вет. Ситуация 1. Иришка играла у открытого окна. На подоконни¬ке стоял горшок с любимым ма¬миным цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и...горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку. Какие права ребенка были нарушены? Ситуация 2. Таня любила уби¬раться у себя в кукольном угол¬ке. Она смачивала тряпочку во¬дой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка на¬ступила на тазик. Вода разли¬лась по ковру. Девочка в расте¬рянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама.. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций. Жюри оценивает ответы ко¬манд. Задание 2. Упражнение «До¬стойный ответ» Цель — найти выход из кон¬фликтной ситуации. Инструкция. Участники де¬лятся на две команды: «Педаго¬ги» и «Родители». Каждая ко¬манда получает карточку, на ко¬торой содержится какое-либо высказывание. Поочередно, ме¬няясь ролями, представитель от каждой команды зачитывает фразу — «выпад». Задача сопер¬ников — достойно на него от¬ветить. Карточка № 1. Вы слишком высокого мнения о себе. Карточка № 2. Почему Вы на всех смотрите волком? Карточка № 3. У Вас такой страшный взгляд! Карточка № 4. Вы всегда на всех кричите. Подведение итогов. Легко ли было выполнять задание? При¬нимали ли Вы близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды? 3-я часть Тренинг «Общение между нами и детьми» 1-й ведущий. Позитивно относиться — значит принять точку зрения ребенка, понять его личность. Тренинг направ¬лен на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодей¬ствия с детьми-дошкольниками. Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Ска¬жите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию. Что вы чувствовали, когда улыбались другому чело¬веку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются? Упражнение 1. Возвращение в детство Сядьте удобно, закройте гла¬за, вспомните какой-либо случай своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возра¬сте, проанализируете свои ощу¬щения (с позиции себя — ребен¬ка и с позиции себя — воспита¬теля). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание? Упражнение 2. Дошкольник в эпитетах Дайте характеристику до¬школьника одним эпитетом (обозначить самое значимое). Упражнение 3. Если я сейчас... Нарисуйте свой образ в ситу¬ациях: если я воспитатель, то... если я ребенок, то... Можно нарисовать все, что хочется: тот образ, в котором вы себя представляете в этих ситуа¬циях, все, с чем вы себя связываете, ассоциируете, сравниваете. 4-я часть Деловая игра «Знаем ли мы права детей?» 2-й ведущий. Предлагаем сыграть в деловую игру. Каждой команде по очереди в течение 30 сек. будут заданы вопросы. От¬вечать надо четко, быстро, гром¬ко. Жюри учтет число правиль¬ных ответов, данных каждой командой. Вопросы, оставшие¬ся без правильного ответа, будут предложены другой команде. Вопросы для первой команды 1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Гене¬ральной Ассамблеи ООН? (Кон¬венция о правах ребенка.) 2. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребенка. (20 ноября 1989 г.) 3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребенка? (54.) 4. В каком году Россия рати¬фицировала Конвенцию о пра¬вах ребенка? (В 1990 г.) 5. Сколько стран ратифици¬ровали Конвенцию о правах ре¬бенка? (191 страна.) 6. Какая высокоразвитая стра¬на мира пока еще не подписа¬лась под Конвенцией? (США.) 7. В каком году принята все¬общая Декларация прав челове¬ка? (В 1948 г.) 8. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет.) 9. На кого Конвенция возла¬гает основную ответственность за воспитание ребенка? (На ро¬дителей.) 10. Какие права были наруше¬ны в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь.) 11. Какие права были наруше¬ны в ситуации, когда 15-летне¬му подростку запретили посе¬щать церковь? (Уважение свобо¬ды совести.) 12. Какие права были наруше¬ны в ситуации, когда 17-летную девушку не допустили к экзаме¬нам в военное училище? (Рав¬ные права всех детей независимо от пола.) 13. Какие права были наруше¬ны в ситуации, когда 14-летне¬му подростку разрешили уча¬ствовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях.) Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с) Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, ис¬пользуя статьи Конвенции о правах ребенка. — У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделя¬ет человека полной правовой ответственностью. (Согласно ст. 2 все права распространяют¬ся на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискри¬минации и принимает необходи¬мые меры по защите его прав.) Вопросы для второй команды 1. Назовите имя польского писателя, который в 1929 г. вы¬пустил книгу «Право ребенка на уважение». (Я. Корчак.) 2. Воспитание ребенка явля¬ется правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязан¬ностью.) 3. С какого возраста ребенок способен принимать самостоя¬тельные решения. (С 3 лет.) 4. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребен¬ка? (Авторитарный.) 5. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей ? (Оба роди¬теля.) 6. Кто должен делать все воз¬можное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство.) 7. На какие виды делятся пра¬ва ребенка? (Защита от всех форм жестокого обращения, пра¬ва на охрану здоровья, на образо¬вание, на игру, на сохранение своей индивидуальности.) 8. Какие права были наруше¬ны в ситуации, когда учитель¬ница прочитала записку, адре¬сованную школьнику? (Право на тайну переписки.) 9. Какое право было наруше¬но ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.) 10. Почему обитатели двора в сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали гадкого утен¬ка? Какое право они нарушили? (Он не был похож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности.) 11. Какое право было наруше¬но в сказке «Заюшкина избуш¬ка»? (Право на неприкосновен¬ность жилища.) Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 сек.) Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, ис¬пользуя статьи Конвенции о правах ребенка. — Ребенок должен жить в сво¬ей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, ког¬да это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок име¬ет право сохранить связь с обо¬ими родителями в случае разлуче¬ния с одним из них или с обоими.) Дополнительные вопросы 1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказ¬ке «Заюшкина избушка»? (Лиса, петух.) 2. Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на вла¬дение личным имуществом.) 3. Какое право нарушили бра¬тья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность.) 4. Каким правом пользова¬лась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественни¬ца»? (Правом на свободное пере¬движение.) 5. Как далеко могла передви¬гаться лягушка, используя свое право на передвижение? (Без ограничений.) 6. Какое преступление совер¬шили гуси-лебеди в одноимен¬ной сказке? (Похищение детей.) 1-й ведущий. Чтобы под¬вести итог нашего семинара, мы предлагаем поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сун¬дучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо подобрать к каждо¬му предмету картинку. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя.) Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь.) Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напо¬минает? (О праве на имущество.) Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет пра¬ва читать чужие письма и под¬глядывать.) Букварь. О каком праве напо¬минает эта книга? (О праве на образование.) Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игруш¬ки? (О праве ребенка быть вместе с мамой.) 2-й ведущий. Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их на¬рушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и пода¬рить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. (Уп¬ражнение выполняется под му¬зыку.) Встаньте, сложите ла¬дошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпу¬стите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно. В жизни можно по-разному жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. 1-й ведущий А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженной солнце достать И подарить его людям. А. Вознесенский Мы надеемся, что тема семи¬нара никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарим за активное уча¬стие и сотрудничество! Звучит музыка Б. Савельева «Большой хоровод». Входят дети, дарят подарки гостям и приглашают их принять участие в хороводе для исполнения заключительной песни.
Архив |