22 июня 2009
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ по ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ в ДОУ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ по ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ в ДОУ Сегодняшнее время ставит конк¬ретные задачи перед сотрудниками ДОУ, которые обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди роди¬телей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, зна¬комя с правами человека. Одной из форм работы может яв¬ляться семинар-практикум, состоя¬щий из нескольких занятий, регуляр¬но проводимых раз в две недели за¬ведующим или старшим воспитате¬лем. «ПРАВА РЕБЕНКА, ПРОБЛЕМЫ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ». Вопросы для обсуждения 1. Защита прав и достоинств ре¬бенка в Российской Федерации. 2. Международные документы о правах детей. 3. Нормативные документы феде¬рального и регионального уровня о правах ребенка. 4. Проблемы соблюдения и защи¬ты прав детей. Комментарий. Обсуждение темы должно превратиться в интересный, содержательный разговор, в котором примут участие все присутствующие. Для этого слушатели семинара при подготовке к занятию изучают Конвенцию ООН о правах ребенка, ана¬лизируют материалы журнальных и газетных статей, выбирая из них примеры нарушения прав детей в нашей стране и за рубежом, запол¬няют заранее разработанную в ДОУ анкету. Анализ заполненных анкет позволит старшему воспитателю использовать полученный материал с целью выявления отношения слушате¬лей семинара к обсуждаемой проблеме, обоснования необходимости повысить правовую культуру педагогов и сотрудников ДОУ, а также для развертывания небольшой дискуссии на семинаре-практикуме. Присутствующих на занятии важно информировать о том, что в числе первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н. Вентцель, активно бо¬ровшийся против насилия над лично¬стью ребенка, Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частно¬сти на воспитание и образование, развитие своих способностей, свобод¬ное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Примечательно, что много позже провозглашенные им идеи, права нашли отражение в Кон¬венции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ре¬бенка на уважение» (1929) отстаи¬вал право ребенка на индивидуаль¬ность, человеческое достоинство. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно прого¬лосовала за принятие «мировой кон¬ституции прав ребенка». А 26 янва¬ря 1990 г. Конвенция о правах ребен¬ка была подписана 61 страной. Кэрол Билэми, исполнительный директор UNICEF, заметила по этому пово¬ду: «Век, который начался с прак¬тического отсутствия прав детей, заканчивается тем, что у них появил¬ся мощный юридический документ, не только признающий, но и защи¬щающий их человеческие права». Верховный Совет СССР ратифи¬цировал Конвенцию о правах ребен¬ка 13 июня 1990 г., а 14 июля того же года она вступила в силу для Российской Федерации. Спустя шесть лет она была рати¬фицирована почти всеми государ¬ствами мира, за исключением двух — Сомали и США. Принятию этого документа пред¬шествовал долгий путь: Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги наций — 1924 г.; Всеобщая дек¬ларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН — 1948 г.; Декларация прав ребенка — 1959 г. Международный год ребенка, отмечавшийся в 1979 г., способство¬вал созданию документа на основе более прочных юридических гарантий и норм. Таким документом стала Конвенция ООН о правах ребенка, на разработку и принятие которой потребовалось целых 10 лет. Следует обсудить, чем Конвенция отличается от Декларации. Характеризуя Конвенцию о пра¬вах ребенка (этому международному документу важно уделить особое внимание), надо иметь в виду: ♦ ее уникальность. Ведь это первый официально утвержденный меж¬дународный документ, регулиру¬ющий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защища¬ет ребенка, утверждает приоритет¬ность его интересов в обществе, про¬возглашает равные права детей со взрослыми. Документ содержит четыре основ¬ных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В нем заложены два основополагаю¬щих принципа. Первый: ребенок — самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом граждан¬ских, политических, экономиче¬ских, социальных и культурных прав человека, причем реализация одного права неотделима от осуществления других. Второй: приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии; - ее социально-нравственное значение. Этот документ базируется на примате общечеловеческих ценностей Значение Конвенции состоит и в и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым признакам. Он утверждает необходимость числе документов, относящихся к особого внимания государства и различным областям права, общества к социально депривированным группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам, правонарушителям. Признает право неполноценного ребенка на заботу о себе; -ее педагогическая роль. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить свои взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности. о- Конвенция - это правовой документ высокого международного стандарта. Она предъявляет высокие (требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. Вместе с тем Конвенция признает, что не все правительства располагают ресурсами для немедленного обеспечения всех прав детей. В этом случае она обязывает их уделять экономическим, социальным и культурным правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени. Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы , политику и практику. 24 июля 1998 г. в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». К моменту его принятия отдельные права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и Семейном Кодексах РФ. Значение Конвенции состоит и в том, что в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права. В соответствии с обсуждаемым документом ребенок имеет следую¬щие права: 1. Право ребенка на жизнь (ст. 6, п. 1). 2. Право ребенка знать своих родите¬лей (ст. 7, п. 1). 3. Право ребенка на заботу родителей (ст. 7, п. 1). 4. Право ребенка на имя (ст. 7, п. 1; ст. 8, п. 1). 5. Право ребенка на гражданство (ст. 7, п. 1; ст. 8, п. 1) 6. Право ребенка на сохранение сво¬ей индивидуальности (ст. 8, п. 1). 7. Право ребенка на семейные связи (ст. 8, п. 1). 8. Право ребенка, разлученного с ро¬дителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями . (ст. 9, п. 3). 9. Право ребенка, родители которого . проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые . контакты с обоими родителями (ст. 10, п. 2). , 10. Право ребенка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п. 2). 11. Право ребенка свободно выражать СВОИ ВЗГЛЯДЫ (СТ. 12, П. 1). 12. Право ребенка свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13, п. 1, 2). 13. Право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1, 2). 14. Право ребенка на свободу ассоци¬аций и свободу мирных собраний (ст. 15, п. 1, 2). 15. Право ребенка на личную жизнь (ст. 16, п. 1). 16. Право ребенка на неприкосновен¬ность жилища (ст. 16, п. 1). 17. Право ребенка на семейную жизнь (ст. 16, п. 1). 18. Право ребенка на тайну корреспон¬денции (ст. 16, п. 1). 19. Право ребенка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п. 1, 2). 20. Право ребенка на доступ к инфор¬мации и материалам из различных наци¬ональных и международных источников (ст. 17, п. 1). 21. Право ребенка, родители которого работают, пользоваться службами и учреж¬дениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3). 22. Право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотреб¬ления, отсутствия заботы или небрежно¬го обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные зло¬употребления (ст. 19, п. 1). 23. Право ребенка, лишенного семей¬ного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п. 1). 24. Право неполноценного в умствен¬ном и физическом отношении ребенка на особую заботу (ст. 23, п. 2). 25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здра¬воохранения и средствами лечения болез¬ней и восстановления здоровья (ст. 24, п. 1, 2, 4). 26. Право ребенка, помещенного ком¬петентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попече¬нием (ст. 25). 27. Право ребенка пользоваться блага¬ми социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1). 28. Право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умствен¬ного, духовного, нравственного и соци¬ального развития (ст. 27, п. 1, 3). 29. Право ребенка на образование (ст. 28; ст. 29). 30. Право ребенка, принадлежащего к этническому, религиозному или языко¬вому меньшинству или коренному насе¬лению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою ре¬лигию и исполнять ее обряды (ст. 30). 31. Право ребенка на отдых и досуг (ст. 31, п. 1, 2). 32. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соот¬ветствующих его возрасту, свободно уча¬ствовать в культурной и творческой жиз¬ни и заниматься искусством (ст. 31, п. 1). 33. Право ребенка на защиту от эконо¬мической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представ¬лять опасность для его здоровья или слу¬жить препятствием в получении им об¬разования, либо наносить ущерб его здо¬ровью и физическому, умственному, ду¬ховному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1). 34. Право ребенка на защиту от неза¬конного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33). 35. Право ребенка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосо¬стояния ребенка (ст. 34; ст. 36). 36. Право ребенка, лишенного свобо¬ды, на незамедлительный доступ к пра¬вовой и другой соответствующей помощи (ст. 37). 37. Право ребенка, лишенного свободы, оспаривать законность лишения свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37). 38. Право ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к человека (ст. 40, п. 1). Перечисленные права относят ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной. Для конкретной градации соответствующих статей, чтобы облегчить их воспри ятие, можно воспользоваться, в частности, методическими рекомендациями Министерства Образования РФ, которые дают краткую и схематическую структуру этого исторического документа. Участникам семинара для закрепления материала можно предложить опровергнуть нижеприведенные высказывания или согласиться ними. Как показывает практика, часть семинара проходит в живо: дискуссионной форме. ♦ Человеку нравственному знать закон не обязательно. Зачем забивать голову тем, что не может быть нарушено в силу воспитания, ♦ Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше. ♦ У детей есть только одно право делать то, что им велят родители и учителя. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет их полной правовой ответственностью. ♦ Неумолимо желание людей за¬глянуть в будущее, принять упование за действительность. Утопистами полон мир! В противном случае, «добрые дяди» в ООН подождали бы еще лет 20—30 с принятием Конвен¬ции о правах ребенка, выполнить которую во всех ее частях не сможет сейчас ни одна страна. Комментируя последнее сужде¬ние, целесообразно объяснить, по¬чему Конвенция ООН о правах ре¬бенка была ратифицирована Верхов¬ным Советом СССР. Безусловно, этот документ — высокая планка, которую трудно одолеть даже высокоразви¬тым, весьма «благополучным» госу¬дарствам. России еще предстоит взять эту высоту. Однако, по справедливому утверждению А. Лиханова, «не при¬няв ее, не согласившись с ней, не взяв на вооружение ее высокие прин¬ципы, мы никогда не сумеем достичь важных высот в сфере защиты дет¬ства, которую должен обеспечить своей ребятне справедливый мир взрослых, если он справедлив на Деле, а не на словах»*. Наша страна строит правовое государство, в силу чего обязана стремиться к законода¬тельной и практической реализации основных прав ребенка. Необходимо изменить положение детей в России, которое в настоящее время призна¬но бедственным. В конце семинара участники могут выполнить тестовые задания, Указав, где возможно, порядковый Номер соответствующей статьи Конвенции о правах ребенка. Для этого каждый из них должен иметь экзем¬пляр этого документа. 1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной сле¬зы на щеке невинного ребенка? а) Ф.М. Достоевскому; б) А.П. Чехову; в) М. Горькому. 2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? а) в 1948 г.; б) в 1959 г.; в) в 1966 г. 3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ре¬бенка? а) в 1968 г.; б) в 1982 г.; в) в 1989 г. 4. Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми сво¬их прав? а) таких различий нет (ст. 2); б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья. 5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? а) педагоги; б) родители; в) члены правительства. 6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оказавшимися в сложных жизненных си¬туациях? а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство (ст. 20). 7. Государства должны защищать ре¬бенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справоч¬никах; б) может мешать образованию и вре¬дить здоровью (ст. 32); в) которая не соответствует интере¬сам и склонностям ребенка. 8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодатель¬ства, должно способствовать развитию у ребенка: а) чувства страха перед наказанием; б) осторожности в реализации своих желаний; в) чувства достоинства и значимости (ст. 40). 9. ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет (ст. 1); в) 19 лет. 10. Правомерно говорить, что: а) есть такие права ребенка, которые важнее других; б) права ребенка неделимы; в) права взаимодействуют и подкреп¬ляют друг друга. 11. Право ребенка на сохранение своей индивидуальности включает: а) предпочтение определенного рода занятий; б) гражданство (ст. 8); в) имя и семейные связи. 12. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернатив¬ного способа ухода за ребенком, если: а) материальное благополучие семей¬ной пары из другой страны несравнен¬но выше, чем достаток семьи, которая могла бы обеспечить воспитание ребен¬ка в стране его происхождения; б) обеспечение какого-либо подходя¬щего ухода в стране происхождения ре¬бенка является невозможным (ст. 21). 13. Каждый ребенок имеет право на: а) самый высокий уровень жизни в стране; б) уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нрав¬ственного и социального развития (ст. 27); в) карманные расходы. Подводя итог занятия, следует подчеркнуть, что образование в области прав человека предполагает не только овладение информацией о самих правах и способах их реализации. Чрезвычайно важно сформировать эти права. В связи с этим ООН объявила период с 1995 по 2005 г. десятилетием просвещения в области прав человека Литература 1. Защити меня: Сб. материалов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка. М., 1995. 2. Камалдшюва Э.Ш. Социальному становлению детей нужна защита / Hapoдное образование. 1993. № 5. 3. Камаядинова Э.Ш. Конвенция ООН правах ребенка и проблемы ее реализация в сфере образования и воспитания / Koнвенция о правах ребенка: теоретико-npикладные проблемы реализации. М., 199 4. Права ребенка. Нормативные правовые документы. М., 2005. 5. Лебедев О.Е., Чепурпых Е.Е., Mai ров А.Н., Золотухина В.И. О соблюдем прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Доклад. 1 2000 / Под ред. А.Н. Майорова. СПб., 2001 6. Парамонова Л.А. Общественное школьное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка / школьное воспитание. 1997. № 6. 7. Положение детей в России . социальный портрет // Под ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского. М., 1993. 8. Рыбинский Е.М. Важный документ ООН // Педагогика. 1992. № 1-2. 9. Рыбинский Е.М. Положение детей в России / Педагогика. 1994. № 6. 10. Сахаров А. Мир, прогресс, человека. Л., 1990. 11. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.1997 12. Щеглова С.Н. Права детей и дети о правах: Социологический анализ. М 1998 Уважаемый коллега! Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинством ребенка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Свое мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете. Заполните ее, пожалуйста. Спасибо за помощь. 1. Какие международные документы о правах ребенка Вам известны? 2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребенка в нашей стране? Да, нет (нужное подчеркните). 3. Если «Да», то какие права ребенка нарушаются?_________________________________________________________________ 4. Соблюдение каких прав ребенка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?__________________________________________________________________ 5. Какие права ребенка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?_____________________________________________________________________ 6. При каких условиях окажется возможным соблюдение прав ребенка в семье и детском саду?________________________________________________________________________ 7. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?_______________________________________________________________________ 8. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей? 1 Да, нет (нужное подчеркните). 9. Как они отнесутся к такому предло¬жению детского сада? Положительно, отрицательно (нужное подчеркните). 10. С какого возраста целесообразно приобщать ребенка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нуж¬ное подчеркните)? С раннего возраста С младшего дошкольного Со среднего дошкольного Со старшего дошкольного С младшего школьного 11. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию та¬ких слов, как «право», «свобода», «за¬кон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»? Да, нет (нужное подчеркните). 12. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей пред¬ставления о правах человека?______________________________________________________________ 13. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учетом прав человека? Да, нет (нужное подчеркните). 14. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и право¬вом воспитании детей дошкольного воз¬раста? Да, нет (нужное подчеркните). СПАСИБО.
Архив |