12 сентября 2012
Программа развития
Комплексная программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Детский сад № 5на 2012 - 2016гг.Наименование Программы - Комплексная Программа развития МБДОУ Детский сад № 5 на 2012-2016г. Основания для разработки комплексной Программы развития: Решение Педагогического Совета детского сада от « 29 августа »…… 2012г. за № 1…. Решение Совета ДОУ от « 02 сентября »….. 2012г. за № 9… Решение родительского комитета от « 09 сентября…»…. 2012г. Основные разработчики: Администрация ДОУ; Тимошенко Г. Н. – заведующая МБДОУ Детский сад № 5;________________________ Калинина Г.О. – зам. зав. по ВР творческая группа педагогов ДОУ: ……Антоненко Т.К. – воспитатель;…. …Меньшикова Н.В. – педагог- психолог;…….. …Малахова Т.Н. – старшая медсестра;…….. ……Кузнецова Л.А. – врач- аллерголог;…… …Фирсанова М.А. – председатель родительского комитета . Научный консультант: Т.А.Соколова, ст. преподаватель кафедры методологии постдипломного педагогического образования ПОИПКРО, кандидат педагогических наук. Для кого предназначается Программа: Для всех субъектов ДОУ ПАСПОРТДЕТСКОГО САДА №5 ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКАО ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИМБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «ЗДРАВУШКА«1. Этапы формирования специализированного детского сада №5 «Здравушка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Здравушка» является учреждением специализированного вида с приоритетным осуществлением профилактических и оздоровительных мероприятий для детей с аллергопатологией. Здание МБДОУ Детский сад № 5 типовое, функционирует с 1972 г., имеет 11 групповых помещений с количеством детей 210 человек. Режим работы детского сада с 7 часов до 19-00 часов. Группы различаются по времени пребывания детей в ДОУ и функционируют в режиме полного дня – 12 –ти часового пребывания и сокращенного дня- 10-ти часового пребывания.. Дошкольное учреждение работает в режиме 5-ти дневной недели с выходными днями: суббота, воскресенье и праздничные дни. МБДОУ Детский сад № 5 посещают дети в возрасте от 1 года до 7 лет. Группы формируются в соответствии с диагнозом по одно- или 2-х возрастному принципу. Группы для детей с аллергопатологией комплектуются только по медицинским показаниям (заключение врача-аллерголога, участкового врача). В специальные группы (с аллергопатологией) принимаются дети: - с аллергическими кожными заболеваниями (аллергодерматозы, аллергический диатез, нейродермиты, атопический дерматит и др.); - респираторные аллергозы (бронхиальная астма, астматический синдром, обструктивный бронхит, аллергический ренит); - поллинозы (пыльца цветов, деревьев, злаковых); - медикаментозная и пищевая аллергия; - аллергические нарушения пищеварения с ферментативной недостаточностью; - целиакия. Наполняемость групп с аллергопатологией по норме: ясли – 10 детей, фактически - до 17-20 детей, сад – 15 детей, фактически - до 20 –25 детей. Срок пребывания детей в группах с аллергопатологией – до поступления ребенка в школу. Детский сад имеет резервы для дальнейшего инновационного развития в соответствии с поставленными перед ним задачами, определенными его спецификой (аллергопатологические дети, дети с ослабленным здоровьем) и социальным заказом. 2. Материально-техническое состояние базы детского сада Все групповые помещения отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, за исключением наполняемости групп (превышение нормы наполняемости групп аллергопатологических детей). Есть административно-хозяйственные и вспомогательные помещения. Имеется центральное отопление, водопровод, канализация и система горячего водоснабжения. Пищеблок оборудован электроплитой, электромясорубкой, протирочной машиной, электрокотлами, жарочным шкафом, электрокипятильником и достаточным количеством холодильников. Территория МБДОУ благоустроена, каждая группа имеет свою площадку, постройки на площадках, отдельно – спортивную площадку, много зеленых насаждений, сад, огород. На территории расположены два хозяйственных сарая. Вокруг здания территория заасфальтированная. В состав помещений МБДОУ Детский сад № 5 входят: • зал для музыкальных занятий; • зал для физкультурных занятий и ЛФК; • зал для картинной галереи, Зимний сад и комната русского быта; • физиокабинет, фитобар, коктейлейная; • медицинский блок (прививочный, процедурный, смотровой кабинет врача-аллерголога, гомеопата и кабинет старшей медсестры); • методический кабинет; • кабинет педагога-психолога; • кабинет учителя-логопеда; • кабинет музыкальных руководителей. Каждая группа снабжена мини-бассейнами для мытья и обливания ног водой контрастной t в летнее время. Есть весь необходимый инвентарь и оборудование для проведения закаливания «рижским» методом в зимнее время. Имеется необходимый набор трав и гомеопатических средств для проведения лечебно-профилактической работы. Индивидуально назначаемые фитотерапевтические и водные процедуры проводятся в бассейне детской поликлиники. Физиокабинет оснащен следующими аппаратами: лампа «Соллюкс», УФО для группового облучения, УВЧ, кварц-тубус, аэрозольные ингаляторы для щелочных ингаляций, ингалятор ультразвуковой «Орион» масляный ингалятор, массажеры «Комфорт», « Фея», ручные распылители для проведения орошения зева раствором морской соли или отварами трав, аппарат «Здоровье» для кислородных коктейлей. В группах есть бактерицидные лампы и люстры Чижевского. Спортивный зал оснащен современным подбором мебели для размещения, хранения и доступного использования дидактического и спортивного инвентаря. В спортивный зал для проведения физкультурно-оздоровительных упражнений и игр приобретено оборудование реабилитационного центра «Аконит» г. Москвы, способствующего развитию двигательной координации, укреплению мышц рук и ног, укреплению мышц грудной клетки, массажные мячи и валики с мягкими и жесткими шипами, используемые для массажа кистей рук, шеи, спины и стоп при плоскостопии. Для проведения фитболаэробики приобрели крупные надувные мячи 45,55 см в диаметре. Эта оздоровительная методика оказывает комплексное укрепляющее воздействие на опорно-двигательный аппарат, развитие дыхательной системы, С.С.С., а также психики ребенка. Упражнения с крупными надувными мячами способствуют укреплению крупных мышц спины, живота, боковых мышц, туловища, развитию выносливости, способности управлять своими движениями. Зал оборудован шведскими стенками, ребристыми досками, дисками-балансирами разной высоты и величины, скакалки, гимнастические палки, обручи, кегли и др. спортивные надувные шары, индивидуальные коврики для ЛФК и релаксационных пауз, оборудование и инвентарь, др. пособия для выполнения дыхательных упражнений, приобретены также в центре «Аконит». Оснащение музыкального зала. В МДОУ имеется 4 пианино, DVD плеер 555, телевизор Ranasonic, DVD плеер. Домашний кинотеатр ВВК, аккордеон, проигрыватели, магнитофоны аккордеон.. Большая фонотека и аудиозаписи позволяют более целенаправленно использовать ТСО. Имеются все необходимые пособия, атрибутика, а также методическая литература по музыкальному воспитанию детей. Набор музыкальных инструментов позволяет музыкальным руководителям более углубленно работать над развитием музыкальных способностей воспитанников. В арсенале музыкального зала: металлофоны, ксилофоны, цимбалы, арфа, два аккордеона, трещотки, треугольники, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, бубенцы, погремушки и др. Имеется также большое количество костюмов для театрализованной деятельности, шапочек, фланелеграфы, кукольный театр, декорации. Для занятий по изодеятельности имеются авторские работы по русским народным сказкам и по сказкам А.С.Пушкина в стиле «палех» и «хохлома»; авторские изображения пейзажей; «гжельская» посуда; деревянная посуда, расписанная под «хохлому» (стаканы, ложки, миски, чашки, декоративные подносы); образцы разнообразных традиционных и нетрадиционных видов рисования; русская народная игрушка. Имеется методическая литература по изобразительной деятельности, пособия к программам «Детство». Для работы используются методические разработки великолукского автора Надежды Альшенецкой «Путешествие в страну красок». Для занятий имеется разнообразный материал для творчества детей (гуашь, акварель, пастель, сангина, угольные карандаши, акрил, восковые мелки, пластилин, глина, пластик, фломастеры); на каждого ребенка имеется набор кистей, состоящий из 8 видов. На занятиях по изодеятельности используются различный бросовый материал: ватные палочки, зубочистки, различная крупа, декоративный песок, искусственный снег, печатки, клей, воск. Дети рисуют на занятиях на различных форматах бумаги: А-2, А-3, А-4. Оснащение кабинета психолога. Пространство кабинета поделено на зоны, каждая из которых характеризуется своими целями и практическими материалами. 1 зона – учебно-развивающая. Функции: работа с методической литературой, документацией, диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми. Практический материал и оборудование: учебно-методическая литература, диагностические материалы, письменный стол, стул, детские стол и стул, стеллаж. 2 зона – игровая. Функции: коррекционно-развивающая, игровая деятельность с детьми. Практический материал и оборудование: стеллаж, игры для развития мышления, памяти, восприятия, внимания детей, материал для развития мелкой моторики, куклы (мальчик и девочка), строительный материал, конструктор, наборы животных (домашних, диких), набор солдатиков, различные машинки; фланелеграф с необходимым игровым материалом, «дерево желаний». 3 зона – консультативно - релаксационная. Функции: снятие психоэмоционального напряжения у детей и педагогов, коррекция эмоциональных проблем у детей. Практический материал и оборудование: зеркало, ящик с водой и песком, диван, журнальный столик, картина «Водопад». Кабинет логопеда оснащен всем необходимым материалом и пособиями для результативной работы с детьми, родителями и педагогами. Для оснащения педпроцесса в помощь воспитателям имеется методический кабинет, в котором находится большое количество демонстрационного и раздаточного материала по элементарной математике (плоскостной и объемный); разнообразный материал для конструктивной деятельности на каждого ребенка; большое количество репродукций картин; дидактический материал для проведения занятий в младшем возрасте; народные куклы, куклы дидактические; дидактические игры по правилам дорожного движения; иллюстрации к сказкам; наборы всевозможных муляжей; коллекции разнообразного материала по ознакомлению с окружающим; гербарий растений; чучела птиц; приборы для проведения опытов; большое количество диафильмов, диапозитивов и слайдов на различные темы; настольные театры по русским народным сказкам (12 сказок); ТСО: диапроекторы, фильмоскопы, диаскопы; много методической литературы для воспитателей, детская литература для чтения по разделам. Весь материал систематизирован и имеет каталог или картотеку. Таким образом, материально-техническая база позволяет как оздоравливать, так и на хорошем уровне обеспечивать образовательный и воспитательный процесс детей, имеющих аллергопатологии. Техническое состояние здания удовлетворительное. 3. Кадровое обеспечение детского сада Всего педагогов детского сада - 28, в том числе совместителей - 0. Высшее образование имеется у 9 работников. Среднее специальное образование – у 19 работника Высшую квалификационную категория по оплате труда имеют 13…. работника. Первую квалификационную категорию по оплате труда имеют 15…. работников. Имеют отличия и награды за добросовестный труд: Всего - 5. Знак «Почетный работник образования» - 5. Прошли повышение квалификации в последние пять лет в ПОИПКРО – 22 работников. Прошли повышение квалификации в последние пять лет в других учреждениях ПК -17 работников. Наличие вакансий - …нет. По возрастному составу кадровый корпус детского сада представлен следующим образом: со стажем работы от 21 года и больше – 10 работников; со стажем от 10 до 20 лет – 10 работников; со стажем от 5 до 10 лет – 8 работников. Анализ кадрового состава выявляет резерв как для профессионального роста педагогов, так и для морального их поощрения и стимулирования различными знаками отличия и наградами. 4. Социальный паспорт детского сада №5 «Здравушка» ( данные февраль 2012 года) Количество групп – 11 Количество детей в них – 210 Сведения о семьях воспитанников: Полные семьи – 162 Неполные семьи – 42 Многодетные семьи – 4 С опекаемыми детьми – 2 Неблагополучные семьи – нет. Сведения о воспитанниках детского сада: Опекаемые – 2 Из многодетных семей – 4 Трудные дети – нет Дети с ограниченными возможностями – 2 Из семей беженцев и переселенцев – нет. Социальная характеристика семей и воспитанников детского сада предполагает усиление работы с семьями по развитию их психолого-педагогической культуры и элементарной медицинской осведомленности в вопросах аллергопатологий, в вопросах здорового образа жизни и здоровьесбережения ребенка. 5. Состояние здоровья воспитанников детского сада №5 «Здравушка» Все дети, посещающие ДОУ, страдают той или иной формами аллергии (пищевой, лекарственной, поллинозы, астматические бронхиты, бронхиальная астма). С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих аллергией на животные белки. Поэтому в ДОУ питание осуществляется по специально разработанному меню, в котором животные белки заменяются на растительные, приходится широко пользоваться таблицей замены продуктов. 6. Характеристика контингента воспитанников детского сада №5 «Здравушка» Численность воспитанников детского сада по итогам 2012 года составляет 2010человек. МБДОУ Детский сад № 5 посещают дети в возрасте от 1 года до 7 лет. Группы формируются в соответствии с диагнозом по одно- или разновозрастному принципу. Группы для детей с аллергопатологией комплектуются только по медицинским показаниям (заключение врача-аллерголога, участкового врача и заключение ПМПК). В специальные группы (с аллергопатологией) принимаются дети: - с аллергическими кожными заболеваниями (аллергодерматозы, аллергический диатез, нейродермиты, атопический дерматит и др.); - респираторные аллергозы (бронхиальная астма, астматический синдром, обструктивный бронхит, аллергический ренит); - поллинозы (пыльца цветов, деревьев, злаковых); - медикаментозная и пищевая аллергия; - аллергические нарушения пищеварения с ферментативной недостаточностью; - целиакия. Наполняемость групп с аллергопатологией по норме: ясли – 10 детей, фактически до 17-20 детей, сад – 15 детей, фактически до 20 –25 детей. Срок пребывания детей в группах с аллергопатологией – до поступления ребенка в школу. Все групповые помещения отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Мониторинг состояния здоровья воспитанников детского сада позволил выявить следующие проблемы: - при интеллектуальном развитии, соответствующем норме, у детей отмечается несбалансированность нейропсихических процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы. Большинство детей не уверены в своих силах, с трудом управляют собственным поведением. В период обострения заболевания нарушается адаптивное поведение, повышается личностная тревожность. Из-за различных болевых ощущений (жжение, зуд) ребёнку трудно сосредоточиться на каком-либо виде деятельности, внимание принимает «мерцающий» характер. У большей половины детей в анамнезе наблюдается диагноз «перинатальная энцефалопатия», т. е. дети до года (а кто и после года) состоят на учете у невропатолога. У таких детей интеллектуальные возможности остаются в норме, но наблюдаются трудности в социальной адаптации, что свидетельствует о нарушениях в психологическом развитии, об эмоциональных расстройствах, повышенной возбудимости, нарушение сна, отставании речевого развития, повышенной утомляемости импульсивности, упрямстве; - у целого ряда детей отмечается отставание в речевом развитии; дети двигательно расторможены, не могут с первого раза выполнить инструкцию взрослого; - у некоторых детей наблюдается отставание в развитии мелкой моторики; многие дети имеют низкий уровень самооценки. Данные проблемы медико-педагогический коллектив детского сада решает в рамках службы сопровождения детей, имеющих аллергопатологию и ослабленность здоровья. Служба сопровождения включает в себя: - службу физического оздоровления детей, возглавляет которую инструктор по физической культуре, работающий в формате специализированной программы; - службу психологической поддержки детей во главе с педагогом-психологом, также работающим по специализированной программе; - службу музыкального воспитания детей, ориентированную на коррекцию здоровья детей средствами арттерапии и артпедагогики во главе с музыкальным работником детского сада хореографом; - службу ИЗО-воспитания, работающую также с опорой на арттерапию и артпедгогику во главе с ИЗО-воспитателем; - медицинскую поддержку детей в лице воспитателя-валеолога, учителя- логопеда, медика-педиатра, медицинских сестер, врача- аллерголога. Анализ работы службы медико-валеологического, психолого-педагогического сопровождения детей с аллергопатологиями показал как продуктивность такой работы, так и необходимость дальнейшей более глубокой интеграции всех служб детского сада в решении проблем здоровьесбережения детей, в коррекции аллергопатологии. Также требуется создать необходимые условия для медико-педагогического персонала детского сада в целях овладения арттерапевтическими и артпедагогическими технологиями и приемами на современном уровне в системе ПК детского сада. 7. Информационно-методическое обеспечение жизнедеятельности МБДОУ Детский сад № 5 Администрация и медико-педагогический коллектив детского сада воспринимают информационно-методическое обеспечение жизнедеятельности дошкольного учреждения как важный фактор развития всех направлений работы. МБДОУ Детский сад № 5 реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности: • организует пед. процесс по «Программе воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной. Изд. «Детство-Пресс»,2004 г.; рекомендованной Министерством образования РФ и утвержденной Советом МДОУ, согласованному на педсовете; • воспитатели, работающие с детьми раннего возраста и 1 младшей группы, реализуют «Программу воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой (новое последнее издание); • авторскую программу коллектива ДОУ «Будь здоров!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста с аллергопатологией; • специалисты, работающие в МБДОУ Детский сад № 5, используют в работе парциальные программы по своему профилю, не вступающие в противоречие с Законом РФ «Об образовании»: - музыкальные руководители «Программу музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» авт.И.Каплунова, И.Новоскольцева, С-Петербург,2000г.; - воспитатель-валеолог и психолог используют оздоровительно-развивающую программу «Будь здоров!», также апробированные, стандартизированные методики по психологии; - инструктор по физкультуре работает по программе «Детство» и используют творческие разработки по физическому воспитанию. - учитель-логопед работает по "Программе обучения и воспитания детей ФФНР", авторы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.; "Устранение ОНР у детей дошкольного возраста", авторы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. - "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева. Информационное сопровождение работы по этим программам представлено в следующей аналитической таблице:
Педагоги детского сада № 5 принимают участие в областных и республиканских семинарах и научно-практических конференциях: -«Здоровье, образование, физическая культура» - 2012; -«Логопедическая служба области: состояние, проблемы, перспективы»,2010,2011,2012 год; Администрация создает условия для повышения квалификации сотрудников (предлагает курсы повышения качества, организует семинары и обмен опытом в коллективе). Анализ показывает, что работу по повышению квалификации медико-педагогического персонала дошкольного учреждения, следует систематизировать и использовать в работе по повышению квалификации ИКТ-технологии, что позволит профессионально развивать коллектив учреждения как в очных формах ПК, так и в формах дистанционного обучения непосредственно на рабочем месте с использованием компьютеров. Такой подход позволит интенсифицировать процесс профессионального развития коллектива и сделает его финансово экономичным, менее затратным. 8. Реализация образовательного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении Воспитательный, образовательный процесс строится с опорой на принипы индивидуального, личностно–ориентированного подхода к детям. Воспитательно – образовательный процесс ориентирован на - укрепление физического и психического здоровья детей с аллергопатологией; - валеологизацию учебно-воспитательного процесса для детей с аллергопатологией; - создание в учреждении благоприятного лечебно-оздоровительного режима, в частности: строгое соблюдение норм допустимой нагрузки на ребенка, дополнительные каникулы (январь – для ст. и подг. групп); - осуществление психокоррекции детей, испытывающих гиперактивность, двигательную расторможенность; - соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального и диетического питания; - вариативность и разнообразие форм и методов обучения, которые предполагают обеспечение гибкости системы воспитательно-образовательного процесса; - развивающее обучение на основе психосберегающих технологий (формирование познавательной активности, развитие эмоционально-личностной сферы), разработанных авторами И.Рамазан, Г.Бардиевым, Т, Чередниковой и представленными в методическом пособии «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей»; «Педагогика здорового развития», М.Лазаревым в программе «Здравствуй». Такая направленность обучения и воспитания обеспечивается набором базовых и учебных программ: * "Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду", под редакцией В.И. Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткина; * "Программа воспитания и обучения в детском саду", под ред. М.А. Васильевой; * Авторская оздоровительно-образовательная программа "Будь здоров" для детей среднего и старшего дошкольного возраста с аллергопатологией (Е.В. Исаковой, М.А. Фирсановой); * Авторская программа «Оздоровление детей с аллергопатологией» (авторы Кузнецова А.Д., Пчеловодов А.Н., Синицина С.С.). * Парциальная программа «Ладушки» (музыкально – ритмическое развитие) авт. Н. Каплунова, Н. Новосельцева; * "Программа обучения и воспитания детей ФФНР" Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В; * "Программа воспитания и обучения детей с ОНР" Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В; * "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева. Использование этих программ и технологий позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную активность, сформировать у детей привычку и поведенческие навыки здорового образа жизни, скорректировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности. Воспитательно–образовательный процесс строится с использованием методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка при постепенном усложнении деятельности. Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы – световой, звуковой, воздушный, цветовое оформление). Эффективно используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задачи эксперименты, опытнические работы и др. В основе построения содержания учебного материала лежат методические принципы, направленные на обеспечение системного усвоения первичных знаний детьми: - с опорой на жизненный опыт ребенка; - с усилением практической направленности изучаемого материала; - с соблюдением принципа необходимости и достаточности; - с взаимодействием и взаимопроникновением всех видов деятельности. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется воспитателями во всех видах деятельности. Оно позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований образовательного стандарта ДОУ. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми проводит психолог, логопед, инструктор по ЛФК. Продолжительность занятий с одним ребенком или группой не превышает 20 минут. Наполняемость группы не более 5-ти детей (на ЛФК – не более 10-12 детей). В детском саду за годы его существования сложились добрые традиции, имеется система воспитательных мероприятий. Так в целях музыкального развития детей коллектив детского сада на протяжении многих лет тесно сотрудничает с Центром Эстетического воспитания и музыкальной школой им. М.П.Мусоргского г. Великие Луки. Работа музыкальных руководителей детского сада направлена на - выявление и развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, - приобщение к музыкальной культуре и к русским народным музыкальным и вокальным традициям, - ознакомление с многообразием музыкальных форм и жанров музыки. Музыкальные работники способствуют развитию театрализованной деятельности в ДОУ. Для этого в Детском саду № 5 организованы театральные студии – «Колокольчик», «Театр на ладошке», где дети и взрослые разыгрывают сказки, ставят спектакли и мюзиклы, готовят театрализованные праздники и педсоветы. Деятельность студийной работы направлена на - совершенствование артистических навыков и раскрепощение детей, родителей и педагогов в процессе совместного неформального, игрового общения, - формирование устойчивого интереса к театральному искусству. В МБДОУ Детский сад № 5 работает хореограф. Задачи хореографии следующие: - способствовать физическому развитию ребенка, - развивать способности к самостоятельному творческому самовыражению в танце, - по мере возможности снимать мышечное и психологическое напряжение посредством танцевальных движений, - формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движения, - обучать основам этикета, красивым манерам. Хореограф в своей работе использует оздоровительно-развивающую программу «Са-Фи-Дансе» (авторы Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.), которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Система занятий изостудии детского сада реализует цель по формированию художественно-творческой деятельности детей; введению их в эстетическую культуру; по творческому развитию личности дошкольника средствами живописи. При этом решаются задачи по содействию развития инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребёнка. В процессе совместной ИЗО-деятельности детей и взрослых создается эстетически развивающая среда. У детей формируются способы творческого отражения своих представлений об окружающем мире. Происходит обучение навыкам изобразительной грамоты. Наблюдается развитие нравственно-эстетического аспекта их художественной деятельности, формируется ценностное отношение к действительности. Детские работы используются воспитателями для оформления развивающей среды ДОУ. Неоднократно принимали участие в городских выставках: - Всероссийский конкурс детского рисунка - Городской конкурс рисунков - Городская выставка декоративно-прикладного творчества, в рамках которого воспитанниками детского сада было занято 1 место в номинации « Мелкая пластика». Результативность образовательного и воспитательного процесса та же подтверждается и другими победами и наградами в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях областного, городского масштаба: Так участие в фестивале художественного творчества «Великолукская веснянка» ознаменовалось получением Диплома II степени в номинации конкурса вокалистов и танца. Участие воспитанников детского сада «Здравушка» в городских спортивных соревнованиях дошкольников «Юные олимпионики» позволило заработать Диплом за 2-е место. Участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества и начального технического моделирования «Делаем сами, своими руками» принесло Диплом победителей в номинации «Работы, выполненные в смешанной технике». Участие в городской культурно-экологической акции «Сбережем зеленую ель» принесло Диплом первой степени в номинации «Настенные украшения». Участие в городской культурно-экологической акции «Международный День Воды» принесло врспитанникам детского сада 1 место в конкурсе экологического рисунка «Водный океан будущего». Участие в городской, а затем и в областной культурно-экологической акции «Международный День Птиц» принесло 1, 2,3 места в этих мероприятиях. Участие в городской и областной культурно-экологической акции «День Земли» также позволило занять воспитанникам призовые места. Резюме: анализ приоритетных направлений работы детского сада позволяет сделать вывод о позитивных наработках и о необходимости более серьезного и системного включения администрации и медико-педагогического коллектива в режим развития, который предполагает создание и реализацию стратегического документа – Программы развития детского сада на период с 2012 по 2016 годы. Современная ситуация в дошкольном образовании и воспитании личности ребенка делает работу по созданию и реализации Программы развития актуальной и необходимой. Актуальность разработки комплексной Программы развития детского сада обусловлена, в частности, необходимостью на стратегическом уровне решать проблемы, выявленные в ходе анализа всех направлений жизнедеятельности дошкольного учреждения и требующие своего разрешения: - необходимость разработки Программы развития детского сада - документа, призванного систематизировать работу на всех участках и во всех подразделениях и обеспечить стратегический подход к управлению жизнедеятельностью детского сада. - при конструировании оздоровительного, образовательного и воспитательного процесса активнее использовать локальные тематические как краткосрочные, так и долгосрочные проекты, отвечающие на вызовы динамичного времени, способствующие более успешному оздоровлению и социализации дошкольников в окружающую среду, главная примета которой – конкуренция, рыночные отношения, ориентация каждого члена общества на личные достижения и успешность; - расширение здоровьесберегающих компонентов, практической, навыкаобразующей направленности содержания дошкольного образования, повышения удельного веса решения различных творческих задач и проблем дошкольниками в процессе развивающих занятий по заданным образовательными Программами направлениям; - более глубокая интеграция традиционно разнородных элементов содержания дошкольного образования (оздоровление специального контингента детей-аллергиков; психологическая поддержка детей, имеющих проблемы со здоровьем; воспитание и подготовка этих детей к обучению в школе); - повышение многообразия видов и форм организации деятельности дошкольников (рост удельного веса проектных, творческих индивидуальных и групповых видов деятельности детей и взрослых); - более эффективное использование современных активных, интерактивных методов обучения и воспитания, здоровьесбережения; - обеспечение максимальной индивидуализации образовательного процесса; - подступ к организации использования комьтеров и компьютерных технологий в работе педагогического коллектива детского сада, что становится весьма актуальным в условиях тотальной компьютеризации и мощного роста информационных потоков. Концептуальные основы комплексной программы развитиядетского сада «Здравушка»Ценностными приоритетами детского сада, определяющими его миссию, являются: ● здоровье (физическое, психическое, нравственное) воспитанников детского сада; ● внутренний мир ребенка (его творческий потенциал: способности, интересы в разных сферах деятельности); ● игра во всех ее проявлениях, формах и видах; ● развивающая деятельность (физическая, художественная, трудовая, интеллектуальная); ● общение-диалог детей и взрослых как фактор социализации дошкольника в мире взрослых; ● любовь к своей малой Родине как первый шаг к становлению в ребенке патриотизма; ● родители, воспитатели, воспитанники как единый коллектив, имеющий общую цель; ● образовательное, воспитательное пространство как «оазис» положительных эмоций, отношений, необходимых для создания нравственной базы развития личности. В процессе реализации ценностных приоритетов (миссии) детского сада Программой решаются следующие стратегические задачи: √ модернизация управленческой модели с ориентацией ее на рефлексивный характер; √ совершенствование локальной нормативно-правовой базы дошкольного учреждения, откликающейся на вызовы времени; √ разработка дополнительных мер по внебюджетному финансированию и ресурсному обеспечению деятельности детского сада; √ повышение качества содержания образовательного, воспитательного процесса, их организационных форм, методов и технологий; √ развитие единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции действующих программ и проектов и включение в это пространство программ и проектов нового поколения; √ модернизация диагностико-мониторингового аппарата, обеспечивающего слежение динамики развития субъектов образовательного пространства; √ совершенствование системы методической поддержки педагогического и родительского коллективов в процессе реализации мероприятий Программы развития. Методологическая основа Комплексной Программы развития Детский сад №5 - философия современного образования (С.И.Гессен, В.В.Краевский, З.А.Равкин, В.В.Разин, А.М.Цирульников, Б.С. Гершунский, В.М. Розин, Я.С. Турбовский, М.И. Фишер и др.); - гуманистические основы педагогики и психологии (Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А., Корчак Я., Маслоу А., Роджерс К. и др.); - концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Ш.А.Амонашвили, М.М.Безруких, Р.Н.Бунеев, Н.Ф.Виноградова, А.В.Воронцов, Л.А.Вахмянина, Л.Н.Галигузова, Т.Н.Доронова, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Г.А.Цукерман и др.); - концепция развития личности в условиях дошкольного учреждения (С.С.Лебедева, Л.М.Маневцова, Т.И.Нрофеева, К.Гейдбрант, Р.Штейнер, Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова и др.); - современные концепции воспитания (Е.В.Бондаревская, Л.И.Новикова, М.И.Рожков, Е.Н.Степанов, А.В.Мудрик и др.); - современные подходы к управлению образовательными учреждениями (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, М.М.Поташник и др.). - концепции здоровьесбережения детей в системе дошкольного образования и воспитания (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Матюшкин А.М., Яковлева Е.А. и др.); • теории управления образовательными системами (Беспалько В.П., Конаржевская Ю.А., Поташник М.М., Шамова Г.И.). Нормативно-правовая база Комплексной Программы развития МБДОУ Детский сад №5 (основные нормативные документы) • Закон РФ «Об образовании». • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении детей. • Конвенция о правах ребенка. • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Актуальность и востребованность разработки Программы развития детского сада определена социальным заказом государства, обозначившего главный приоритет в деятельности дошкольного учреждения в условиях рыночной экономики – сохранение и укрепление здоровья ребенка, воспитание бережного отношения к своему здоровью, оптимизация дошкольного образования, соответствие его вызовам динамичного времени, адаптация его к мировым процессам глобализации и интеграции. Этот заказ четко сформулирован в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», муниципальной «Программой развития системы образования г. Великие Луки». Также аналитической деятельностью администрации и педагогического коллектива детского сада №5, нашедшей свое отражение в итоговом документе, предваряющем Программу развития Информационная справка, представляющая жизнедеятельность детского ада за последние три года в аналитическом аспекте. Все это предполагает необходимость реализации современного концептуально-методологического подхода к разработке Программы развития. Концептуальные идеи Программы 1. Идея самоценности детства. 2. Идея сбережения и укрепления здоровья ребенка. 2. Идея целостного развития личности, интегративного подхода к решению вопросов воспитания детей, имеющих проблемы со здоровьем. 3. Идея приоритета в воспитательном процессе нравственного и патриотического воспитания личности. 4. Идея освоения и внедрения современных эффективных методов, форм, приемов в системе дошкольного образования, в том числе компьютеризация образовательно-воспитательного процесса (создание компьютерной базы данных ДОУ). 5. Идея сотрудничества, диалога всех субъектов образовательного пространства детского сада: педагогов, детей, родителей, представителей общественности. 6. Идея открытости дошкольного учреждения. Содержание и предполагаемые результаты реализации концептуальных идей Программы. Идеи самоценности детства и целостности развития личности, интегративного подхода к решению вопросов воспитания детей, имеющих проблемы в здоровье, по мнению авторов Концепции, оптимально могут быть реализованы в содержании, которое предполагает: - изучение и учет индивидуальных особенностей и состояние здоровья ребенка, его интересов, потребностей, социальных характеристик семьи и др.; ориентация образовательных программ на обеспечение целостного развития личности и ее оздоровление, а не только приобретение ЗУНов, необходимых для поступления в школу; включение детей в многообразие видов деятельности: познание, игра, труд, общение; диагностика уровня развития личности. Предполагаемые результаты формулируются авторами концепции следующим образом: коррекция образовательных проектов, создание программ и проектов нового поколения; участие детей в многообразии видов деятельности – ощущение полноты бытия; развитие таких личных качеств ребенка, как целеустремленность, коммуникабельность, позитивная самооценка, осознанное отношение к здоровому образу жизни, навыки сбережения и поддержания в оптимальном режиме своего здоровья. Идея приоритета в воспитательном процессе нравственного и патриотического воспитания личности реализуется через следующее содержание: изучение педагогическим коллективом проблем духовно-нравственного воспитания личности ребенка в дошкольном учреждении, освоение ими инновационных форм и методов работы с дошкольниками в этом направлении. Предполагаемые результаты: рост профессионального мастерства воспитателей в вопросах нравственного и патриотического воспитания; сформированность нравственной базы личности дошкольника, необходимой для дальнейшей работы в этом направлении в общеобразовательной школе; сформированность чувства любви к малой Родине у воспитанников детского сада; наличие благоприятного микроклимата, необходимого для повышения эффективности воспитательной работы с детьми. Идея освоения и внедрения эффективных методов, форм, приемов, компьютеризации ДОУ реализуется через следующее содержание: изучение научно-методической литературы по проблемам использования инновационных методов, форм и приемов, использования компьютерной техники в условиях ДОУ; апробация и освоение новых методов, форм и приемов в практике работы с воспитанниками детского сада; анализ результативности (изучение эффективности внедрения инновационных методов, форм, приемов); внесение корректив в образовательные программы, дидактическую подсистему; создание банка современных диагностических материалов. Предполагаемые результаты: повышение эффективности образовательного, воспитательного процесса; повышение профессионального мастерства коллектива детского сада; создание компьютерного банка эффективных инновационных образовательных технологий. Идея сотрудничества всех субъектов образовательного процесса реализуется в следующем содержании: совместное обсуждение, планирование и организация жизнедеятельности дошкольного учреждения; развитие форм бинарного (диалогового) взаимодействия между воспитателями и детьми; стимулирование успехов, достижений личностного (коллективного) роста; активизация взаимодействия с родителями, социумом. Предполагаемые результаты: внедрение модернизированной модели управления дошкольным учреждением; повышение эффективности оздоровительного и образовательного процесса; более активное включение родителей в жизнь детского сада, в различные массовые воспитательные мероприятия. Идея открытости дошкольного учреждения предполагает активное включение в работу детского сада, в оценку его деятельности всех общественных структур управления его жизнедельностью: Совет ДОУ, родительский комитет, педагогический совет. Предполагаемые результаты: рост демократических начал в управлении ДОУ Концептуальные идеи и подходы позволяют определить: - приоритет оздоровительных и воспитательных задач, на основе которых возможна разработка модели выпускника детского сада; - направления обновления содержания дошкольного образования, повышения профессионального мастерства воспитателей и специалистов детского сада, которые, в свою очередь, позволяют модернизировать модель методической службы дошкольного учреждения; - стратегию и тактику реализации задач дошкольного учреждения в виде Программы. Модельвыпускника МБДОУ Детский сад № 5 Укрепление здоровья, общая подготовка к обучению в школе, к дальнейшему развитию и саморазвитию ↓ Оздоровительно-развивающая авторская программа ДОУ «Будь здоров!» под ред. И. А. Рыбаловой, Е. В. Исаковой, М. А. Фирсановой. Знания, умения, навыки: ● сформированность общих представлений и первичных знаний о здоровом образе жизни, о способах сохранения здоровья в экстремальных ситуациях;сформированность навыков профилактики аллергопатологий; ● приобретение практических навыков и умений поддержания организма в здоровом состоянии; владение первичными навыками культуры двигательной безопасной активности; ● сформированность привычки соблюдения режимных и гигиеничных моментов (утренняя зарядка, личная гигиена и др.); ● культурное, разумное отношение к своему здоровью; ● сформированность навыка культуры питания, приемлемой для детей аллергиков; ● сохранность здоровья будущего ученика школы; ● ощущение ребенком радостного вхождения в новый этап своей жизни и развития; ● готовность к выбору любимого вида физической культуры для совершенствования своего физического здоровья в процессе обучения в школе. Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина); Программа воспитания и обучения в детском саду (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова); «Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» (И.Каплунова, И.Новоскольцева); ↓ Знания, умения, навыки: ● сформированность навыков игры, деятельности, общения в парах, группах, коллективе; ● сформированность речевой культуры, необходимой для обучения в начальной школе; ● сформированность любви к чтению художественной и познавательной литературы; ● общая осведомленность в сфере народного и декоративно-прикладного искусства; владение элементарными навыками и умениями в работе с гуашью, красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками, пластилином и др.; умение изготовить несложные поделки в сфере декоративно-прикладного искусства; ● первичная осведомленность в сфере народной и классической музыкальной культуры; развитость вокального аппарата, необходимого для обучения музыки в начальной школе; сформированность первичных навыков пластической, хореографической культуры, необходимых для дальнейшего развития личности в этом направлении; осознанная готовность избрать в сфере досуга занятия вокалом, музыкой или танцами; ● первичная осведомленность в сфере театрального искусства; развитость творческой активности в театрализованной деятельности; осознанная готовность избрать в сфере досуга занятия театральной деятельностью; ● первичная сформированность навыков и умений в деятельности по конструированию из разных материалов; первичная осведомленность в архитектурном искусстве; сформированность навыков по изготовлению несложных конструкций; ● развитость элементарных математических представлений, умений и навыков, необходимых для обучения в начальной школе; ● развитость элементарных естественнонаучных представлений из сферы географии, экологии, биологии; первичная сформированность экологической культуры: бережного отношения к окружающей природе и среде обитания. Мониторинг уровня общего развития личности воспитанника МБДОУ Детский сад № 5» Знания, умения, навыки, сформированные в итоге работы с комплексом образовательных программ и воспитательных проектов: - результаты работы детей на занятиях; результаты творческой деятельности воспитанников; - результаты и качество участия детей в различных массовых мероприятиях; - результаты участия воспитанников детского сада в городских, областных мероприятиях: фестивалях, конкурсах, концертах и др. Личностные качества: - педагогические наблюдения (результаты фиксируются, делаются выводы, вносятся коррективы); - беседы (вспомогательный метод для разъяснений и уточнений); - анкетирование; - социометрический метод (методика изучения мотивов участия дошкольников в разных видах деятельности (проф. Л.В.Байбородова); методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников детского сада (Р.В.Овчарова); методика диагностики уровня творческой активности дошкольников (М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников, Б.С.Аминев, Л.А.Волович). Концептуальная рефлексивная модель управления реализацией Программы развития Цель управления ↓ организация оздоровительного, образовательного процесса, организация процесса обеспечения роста и развития профессиональной компетентности специалистов и воспитателей детского сада, организация роста результативности и качества образовательного и воспитательного процесса. Функции управления ↓ Целевые: - производственная (организация оздоровительного, образовательного, воспитательного процесса и создание для этого материально-технической и финансовой базы); - социальная (создание для специалистов, воспитателей, технического персонала детского сада комфортных условий труда, благоприятного микроклимата; удовлетворение потребностей работников детского сада в повышении квалификации, полноценном отдыхе и др.). Социально-психологические: - организация и сплочение педагогического коллектива (формирование, сохранение и развитие положительных традиций коллектива); его активизация (стимулирование моральное, материальное), совершенствование трудовых и личностных отношений между членами коллектива, развитие в нем самоуправления; - психологический аудит всех субъектов образовательного процесса. Операционные: - планирование (принятие решений); - инструктирование; - контроль; - координация и регулирование; - организация; - педагогический анализ и системная рефлексия. Концептуальные основы модернизированной модели информационно-методической службы МБДОУ Детский сад № 5 1. Создание разноуровневой системы повышения квалификации совместно с методической службой Управления образования г. Великие Луки, ПОИПКРО: 1.1. Диагностирование уровня профессиональной компетентности специалистов и воспитателей детского сада. Результат: оформление профессиональной картотеки; утверждение разноуровневых программ и проектов; открытые занятия, воспитательные мероприятия; психолого-педагогические тренинги; участие в городском этапе конкурса профессионального мастерства; участие в городских, областных научно-практических конференциях, публикациях и др. 2. Обновление, пополнение и систематизация материалов информационно-методического фонда детского сада. 2.1. Создание современного компьютерного банка инновационных образовательных и воспитательных программ и проектов по разным профилям деятельности детского сада. Результат: действенность информационно-методического фонда детского сада. 2.2. Оформление прикладной методической продукции, разработанной специалистами и воспитателями детского сада, отражающей передовой и продуктивный опыт их работы. Результат: участие в городских, областных, всероссийских конкурсах образовательных программ, воспитательных проектов, методических разработок. 2.3. Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов: 2.3.1. Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. 2.3.2. Основные принципы, методы и содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. 2.3.3. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Результат: создание видеотеки, накопительных папок с опытом работы творческих специалистов и воспитателей. 3. Мониторинг эффективности образовательного и воспитательного процесса: 3.1. Пополнение банка диагностических методик. 3.2. Апробация и внедрение комплекса диагностических методик. 3.3. Коррекция и совершенствование образовательного процесса. Результат: создание экспертной группы; подбор оптимального комплекса диагностических методик; повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса. Модель взаимодействия МБДОУ Детский сад № 5 с дошкольными и школьными учреждениями города, с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта. Сотруднисество с МБДОУ «ЦРР – детский сад № 17» Сотрудничество на основании договора с лицеем № 11. МОУДОД « Дом детского творчества имени А. Матросова; МОУ ДОД ЦРТДиЮ; Библиотекой № 3 Многолетнее сотрудничество с Центром Эстетического воспитания, Великолукским Краеведческим музеем; Музыкальной школой им.М.П. Мусоргского; Великолукским Драматическим театром. ВЛГАФК и Спорта. МУЗ ЦГБ « Детская поликлиника»; Детский санаторий « Великолукский»; С Центром медицинской профилактики города Великие Луки. …………………………………………………………. 1.2. Формы взаимодействия: - обмен опытом работы; - проведение совместных оздоровительных, образовательных, воспитательных массовых мероприятий, открытых, показательных занятий, игр; мероприятий в системе повышения квалификации коллектива детского сада и др. Результат: совершенствование уровня подготовки дошкольников к обучению в школе, к дальнейшему развитию и саморазвитию; повышение профессионального уровня специалистов и воспитателей детского сада; активизация профессионального общения и обогащение образовательной и воспитательной среды дошкольников. Условия успешной реализации Программы Организационно-педагогические условия: - обеспеченность медицинскими, педагогическими кадрами, их профессионализм и стабильность; - развитие самоуправления в коллективе специалистов, воспитателей и родителей дошкольников; - умение управлять образовательным и воспитательным процессом на диагностической, рефлексивной основе; - ориентация на социальный заказ родителей, потребности и возможности дошкольников. Материально-технические условия: - наличие материально-технической базы, необходимой для организации обучающей и воспитывающей деятельности, удовлетворяющей потребности дошкольников и их родителей, воспитателей, специалистов; - использование внебюджетных финансовых источников, развитие платных и дополнительных услуг. Социальные условия: - взаимодействие с окружающим социумом: дошкольными учреждениями, школами, библиотеками, музеями, учреждениями дополнительного образовательного, учреждениями культуры и т.д. для реализации цели воспитания творческой личности; - взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими); - взаимодействие с детскими общественными организациями. Учебно-методические условия: - индивидуализация содержания, форм и методов образовательного, воспитательного процесса; - использование инновационных педагогических технологий; - повышение квалификации специалистов и воспитателей; - разработка, переработка, подбор соответствующих образовательных и воспитательных программ и проектов. Психолого-педагогические условия: - усвоение системы валеологических, психолого-педагогических знаний по теории и методике дошкольного воспитания; - мотивация деятельности всех субъектов образовательного процесса; - педагогическая субъектность; - координация педагогических усилий. Основные педагогические технологии, используемые и проектируемые в оздоровительном, образовательном, воспитательном процессе в МБДОУ Детский сад № 5: • формирования ценностного отношения к своему здоровью, окружающему миру, людям, к творчеству; • развивающего обучения; • овладения конкретными умениями и навыками, необходимыми для будущего школьника; • сотрудничества и коллективно-творческой деятельности; • информационные и компьютерные; • освоения социальных ролей; • коммуникативные и межсубъектного общения; • создания ситуации успеха и творческого самовыражения; • рефлексивные; • программно-целевого управления. • Ритмопластика ↓ • Стретчинг • Динамические паузы • Гимнастика пальчиковая • Артпедагогические технологии Этапы реализации Комплексной Программы развития МБДОУ Детский сад № 5 на 2012– 2016гг.1 этап: диагностико-аналитический: -Содержание деятельности: анализ деятельности ДОУ, проведение диагностических исследований, выявление положительных тенденции и значимых проблем, трудностей, ознакомление пед.коллектива с результатами анализа деятельности, обсуждение результатов, определение путей развития, приоритетных направлений деятельности, формирование творческой инициативной группы по разработке Программы развития. - Условия эффективности этапа: сформированность инициативной группы, разработанность диагностического инструментария для изучения эффективности оздоровительного, образовательного, воспитательного процесса; осознанность коллективом необходимости усовершенствования деятельности ДОУ, его развития. 2этап: практический: - Содержание деятельности: реализация моделей информационно-методической службы, управленческой деятельности; совершенствование содержания валеологических, образовательных, воспитательных программ различного профиля; разработка и реализация комплексных программ нового поколения, социально-педагогических проектов; адаптация форм взаимодействия детей и взрослых; совершенствование системы массовых мероприятий, изучение их эффективности; разработка и осуществление мониторинга эффективности оздоровительного и образовательного процесса; укрепление и развитие материально-технической базы. -Условия эффективности этапа: методическая и психологическая готовность коллектива к реализации программы; кадровое, материальное, финансовая обеспеченность; научно-методическое сопровождение оздоровительного и образовательного процесса; поддержка социальных партнеров, родителей; своевременное внесение корректив в жизнедеятельность детского сада; стимулирование и поощрение творческих успехов и достижений детей и взрослых. 3 этап: итоговый: - Содержание деятельности: анализ эффективности реализуемых оздоровительных, образовательных программ, системы массовых мероприятий; анализ эффективности реализуемых моделей, информационно-методической службы и управленческой деятельности; обобщение результатов, их эффективное обсуждение; обобщение результативного опыта. -Условия эффективности этапа: целенаправленность и систематичность в проведении диагностических исследований; скоординированность и согласованность действий аналитической группы и педагогического коллектива; заинтересованность всех субъектов педагогического процесса в объективной информации. Методы изучения эффективности оздоровительного и образовательного процесса:• анализ документации; • экспертная оценка; • экспертиза реализуемых валеологических и образовательных программ; • анализ динамики здоровья и творческих достижений воспитанников в образовательном и воспитательном процессе; • педагогическое наблюдение, собеседование; • социологические опросы; • творческие задания, игровые, рефлексивные методики; • другие. Предполагаемые результаты • на уровне учреждения: - научно-методическое обоснование и сопровождение оздоровительного и образовательного процесса ДОУ; - востребованность родителями и социумом реализуемых в ДОУ оздоровительных и образовательных программ, услуг; - повышение профессиональной компетентности коллектива медиков, специалистов и воспитателей ДОУ; - сформированность у коллектива специалистов и педагогов готовности к совершенствованию оздоровительного и образовательного процесса, развитию ДОУ; - рост рейтинга учреждения в социуме; - рост организационной культуры учреждения; - повышение эффективности оздоровиетльного и образовательного процесса. • на уровне ребенка: - удовлетворение интересов и потребностей в творческой, коммуникативной деятельности в коллективе сверствников детского сада; - сформированность мотивации к познанию и творчеству, к бережному отношению к своему здоровью; - повышение общей и коммуникативной культуры; - удовлетворенность пребыванием в детском саду «Здравушка». Дополнительная информация о дошкольном учреждении - единственное в Псковской области дошкольное учреждение, где комплексно используются психолого-педагогические и медико-валеологические технологии в организации педагогического процесса для детей - аллергиков, где разработаны система лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий. Общий результат: повышение эффективности оздоровительного и образовательного процесса, создание оптимальных условий для развития и оздоровления ребенка.
Архив |