10 февраля 2015
Методическое объединение
МБДОУДетский сад №19 «Ласточка» Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удаётся из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Вот почему важно начинать знакомить детей с разными профессиями уже в дошкольном возрасте. Это расширит их представления о собственных возможностях в будущем и поможет сформировать уважение к труду. Тема:«Формирование социально-личностных качеств дошкольников через сюжетно-ролевую игру». Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться! 1. Открытие методического объединения – заведующая МБДОУ Качнова О.А. 2. Сюжетно-ролевые игры как средство социализации детей дошкольного возраста – Виктория Викторовна Смирнова – кандидат психологических наук 3. Воспитание социально-нравственных качеств в сюжетно-ролевой игре «Кафе», воспитатели Новотольская Н.А., Романова С.Ю. 4. Игра – школа воспитания, социализация младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру «В гости к бабушке». 5. Овладение навыками взаимодействия и сотрудничества – профессия «Архитектор». 6. Подведение итогов работы. Что значит социальное развитие? Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура. В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе. Основной целью нашей работы стало выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры и разработка и апробация системы работы по повышению педагогического мастерства воспитателей в части обогащения содержания сюжетно-ролевых игр воспитанников. Работу разделили на три этапа: • констатирующий; • формирующий; • контрольный. Цель констатирующего этапа: • изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей; • выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевой игры детей. Определили следующие задачи: 1. Определить и проанализировать тематическое содержание, способы организации сюжетно-ролевых игр у детей. 2. Установить имеющиеся затруднения воспитателей по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр. 3. Выявить отношение родителей к проблеме игры. 4. Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение, анализ документации. Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу: 1. Сюжетно-ролевые игры детей бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий; 2. Игровая тематика однообразна, Игровые задачи дети решают привычными способами; 3. Воспитатели испытывают потребность в повышении своего мастерства по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей; 4. Родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания обогащению сюжетно-ролевых игр. Целью формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей. Поставлены следующие задачи: 1. Разработать систему работы, способствующую совершенствованию педагогического мастерства воспитателей, их творческому поиску; 2. Апробировать разработанную систему. Для решения поставленных задач разработана система работы по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей и их творческому поиску в отношении организации и проведения сюжетно-ролевых игр: • использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так и в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг); • знакомство педагогов с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр; • строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов. В связи с обозначенными этапами работы, были проведены следующие консультации: «Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника», «Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста», «Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном возрасте», «Рекомендации воспитателю по руководству играми детей» и т. д. Консультации помогли раскрыть психолого-педагогические аспекты влияния сюжетной игры на протяжении дошкольного возраста. В ходе консультаций рассматривались следующие вопросы: • значение предметно-развивающей среды в организации самостоятельной игровой деятельности детей; • принципы организации предметно-развивающей среды и т.д. Консультации способствовали актуализации проблем творческого начала и углублению психолого-педагогических знаний педагогов, в том числе и специалистов. На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с инновационными исследованиями по проблеме организации сюжетно-ролевых игр. С этой целью проведен семинар-практикум, в ходе которого воспитатели могли не только познакомиться с методикой, но и овладеть практическими умениями и навыками использования данных методов и приёмов. Воспитателям было предложено ознакомиться с новым подходом Н.Я.Михайленко и Н.А. Коротковой к организации сюжетной игры в детском саду, направленной на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постоянно усложняющихся игровых умений.
Проведен тренинг с воспитателями совместных игр-придумываний. С родителями проведен круглый стол на тему: «Чтобы правильно играть все программы надо знать». Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали посещения музея, библиотеки, прогулки в природу, экскурсии на стройку, в банк, наблюдения, беседы, обсуждения. Так появились в группах новые игры: «Банк», «Дизайнеры», «Турагенство», «Автосалон» и др. Следующей подготовкой к развитию сюжетно-ролевой игры будет ознакомление с работой спасателей. Главная цель игры в «МЧС» - не только познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слажено. Подводя итоги работы на формирующем этапе эксперимента, нами были организованы и показаны на городском методическом объединении сюжетно-ролевые игры: «Кафе», ознакомление детей старшей группы с профессией архитектор, «В гости к бабушке» - социализация младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру. Заметно возросла роль родителей в игре детей. Обобщая данные анализа деятельности воспитателей, самостоятельной игровой деятельности детей, можно сделать вывод о том, что педагоги приобрели достаточно прочный запас теоретических и профессиональных знаний, стали увереннее и глубже анализировать свою работу. Задачами следующего контрольного этапа будут: • выявление результативности проведенной работы с использованием разных форм и методов консультирования, • определение динамики в теоретической и профессиональной подготовке педагогических кадров по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей. Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема обогащения сюжетно-ролевых игр актуальна для современного детского сада. Повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр можно реализовывать на основе любых форм организации методической работы. В результате проведенной методической работы с целью обогащения сюжетно-ролевых игр детей выявлены положительные изменения: повышение интереса к профессиональной деятельности, улучшение эмоционального настроя в коллективе и в работе с детьми. Совершенствование методической подготовки по данной проблеме сказалось на улучшении их воспитательно-образовательной работы с детьми по организации сюжетно-ролевых игр, активизации работы с родителями. Создание развивающей среды в ДОУ для организации и проведения сюжетно-ролевых игр по теме эксперимента «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников.В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги и всё общёство как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Работа была начата с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Зонирование помещений решили сделать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных местах групповых комнат. Подобранные с учётом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установили так, чтобы ребёнок мог найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в ранней мере контакт и свободу. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповых комнат позволили сэкономить место, создать уют и принести «изюминку» в интерьер. Были созданы следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства; - сюжетно-ролевых игр «Мы играем»; - сенсомоторного развития «Мир под рукой»; - уединения «Мой маленький домик»; - конструирования «Мы строители»; - физкультурно-оздоровительный «Будем здоровы»; - театрализованный «Мы артисты»; - библиотеки «Здравствуй, книжка»; - развивающих игр «Эрудиты» Собранные в центре «Эрудиты» развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры «Сложи узор», «Логический поезд», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др). Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребёнком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные игрушки в центре сюжетно-ролевых игр «Мы играем» максимально приближают детей к предметам, окружающих их в быту. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывали интересы мальчиков и девочек, подбирали необходимые атрибуты для полоролевых игр. Большая часть атрибутов для старших детей хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно могут определить какую игру выбрать. Большое внимание уделили эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет немалую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребёнок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех групп сделана ставка на «одомашнивание» предметной среды. Учитывали мнение самих воспитанников,использовали работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Всё это дало нам возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т.д. В 2013-14 учебных годах проводилось выявление уровня сформированности игровых навыков у детей ДОУ. Для определения уровня сформированности игровых навыков у детей была использована методика, разработанная Калининой Р,Р, В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В неё включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д,Б, Эльконина. Предлагаемая схема позволила осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у детей Для изучения была организована ролевая игра »Путешествие». Она была выбрана так , чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей: чтобы она не имела чёткой заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Также проводились наблюдения и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей. Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7 критериям: - распределение ролей: - основное содержание игры; - ролевое поведение; - игровые действия; - использование атрибутики и предметов-заместителей; - использование ролевой речи; - выполнение правил. Каждый критерий оценивался по 4 уровням. Низкий, ниже среднего, средний, высокий. Несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, мы посчитали целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня уровень – от 2.0 до 3,5 уровень – от3,5 до 4,5 уровень – от4,5 до 5,5 лет Изучение уровня сформированности сюжетно-ролевой игры показало, что сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Зачастую игры детей (особенно мальчиков) сводились к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом (например, игра в войну). Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку изменить или конкретизировать сюжет. Некоторые испытуемые играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с выраженными дефектами речи, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к условиям дошкольного учреждения. они склонны к уединению, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним подходят сверстники или воспитатель. Включённая в игру речь таких детей очень тихая, шёпотная. Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям. Разделение детей в играх происходило по половому принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками. Совместных игр с участием как мальчиков так и девочек замечено не было. Стоит отметить тот факт, что четверо детей испытуемых детей находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. По характеру эти дети очень замкнутые, малообщительные. совместной игре предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой. Проанализировав, полученные данные, мы пришли к выводу: 1. Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий; 2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами; 3. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей не уделяется значительного времени; 4. Бедность и примитивность игры отражается и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности по отношению к сверстникам. Таким образом, выделили два самых важных направления деятельности – работа по интеллектуально-познавательной деятельности и проведение работы, направленной на знакомство с видами разных профессий и работа по воспитанию здорового дошкольника. Определили пути реализации, которые проходят через формирование личности воспитанника с учётом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей. В первую очередь, это внедрение здоровьесберегающего пространства с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки ребёнка. Далее апробирование инновационных обучающих методик по профориентации и внедрение в практику. С целью повышения уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников нами были разработаны методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Отчетпроделанной работе по патриотическому воспитанию в честь дня освобождения города от Отчёт о немецко-фашистских захватчиков МБДОУ Детский сад № 19. На основании плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 72 годовщины освобождения города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков, в детском саду были проведены разноплановые мероприятия. Следует отметить, что патриотическое воспитание носит в ДОУ комплексный характер, осуществляется в повседневной жизни ина специальных занятиях. Начиная с первого сентября планомерно проводится работа с детьми, родителями. Проведены: - целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев ВОВ, в сочетании с экскурсионной беседой воспитателей (ноябрь, декабрь); - экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятникам, минута молчания. (январь). - рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события., - участие детей старших групп впраздновании: возложение цветов к Вечному огню, памятнику А.Матросову; - подготовка тематических выставок, изготовление сувениров, создание коллажей, - беседы с детьми старших групп: «История Великих Лук в названиях улиц и площадей», «Запомни, Город, эти имена»; конкурсы рисунков детей и родителей: «Никто не забыт, ничто не забыто»; - патриотические акции: «Дети – солдатам войны», «Письмо ветерану». Существенную помощь в организации системы патриотического воспитанияоказывает городской краеведческий музей. Материалы экспозиции музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего города. Педагогический совет по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Задача приобщения детей к историческому и культурному наследию нашего народа в настоящее время весьма актуальна. Воспитывать любовь к Родине, родному городу, семье – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью которая окружает ребёнка. В конце января в детском саду состоялся педагогический совет по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», целью которого являлось повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагогический совет проходил в рамках реализации одной из годовых задач ДОУ – совершенствование системы работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, потому что, именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества. О воспитательном опыте народной педагогики в формировании патриотических чувств у младших дошкольников рассказала воспитатель Панфилова Г.Г.. В народной педагогике имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной педагогики, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач. Педагоги отметили актуальность данной проблемы, обсудили задачи патриотического воспитания в каждой возрастной группе, ознакомились с результатами тематической проверки «Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию». Заслушали сообщение воспитателя Юрковой Т.А., которая поделилась опытом своей работы по ознакомлению детей с родным городом как приобщение их к культурно-историческому наследию Отечества. Воспитатель Логинова Н.В. рассказала о формах и методах работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги представили свои проекты. В заключение педагогического совета был подведен итог всей проводимой работы в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию и намечена дальнейшая работа по данному направлению.
скачать документ [340 Kb]
Архив |