16 февраля 2012
Использование дидактических игр и упражнений для развития звуковой культуры речи.
Использование дидактических игр и упражнений для развития звуковой культуры речи. Звуковая культура речи – составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитании у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков.Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель должен помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучить детей говорить не торопясь, интонационно выразительно (это мелодика, логические паузы, ударение, темп, ритм речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы.Воспитание звуковой культуры речи осуществляется путем проведения игр, упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, потешек, стихов.Работу по воспитанию звуковой культуры речи можно организовать на занятиях (как 5-минутки), в часы игр, на прогулке.ИГРЫ:1. «Колобок». Ребенок, не трогая руками, катит ватный шарик по тропинке целенаправленной воздушной струей, меняя направление по заданной траектории. 2. «ГЛАСНЫЕ ПАЛЬЧИКИ». Загибаем пальчик, называем звук – на правой руке те гласные, которые помогают согласными стать твердыми, на левой – которые помогают стать мягкими. 3. «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ». Логопед выставляет букву, дети произносят звук и из предложенных картинок выбирают только те, которые начинаются на этот звук. 4. ЦЕПОЧКА СЛОВ». Ребенок находит картинку, помеченную звездочкой, это первое слово цепочки. Определяет последний звук, с него начнется следующее слово и находит картинку на заданный звук. 5. «ПРЯТКИ». Какая картинка спряталась в верхнем правом углу? В первом ряду посередине? В левом нижнем углу? и т.д. (ребенок ищет и называет картинки). 6. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ». Ребенок выкладывает столько резинок (берутся резинки для денег), сколько слогов в слове. 7. «СЧИТАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ». Ребенок прикрепляет к цифре картинку и произносит словосочетание: один носок, одна пирамидка, два зайца и т.д.
Архив |