25 мая 2012
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД 2012
1. Информационная справка МБДОУ Детский сад № 21 – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 комбинированного вида» расположено по адресу: 182100, Псковская область, город Великие Луки, улица Гвардейская, д.9а, телефоны: 9-29-77. e-mail: vlds21@eduvluki.ru эл. адрес сайта МБДОУ: http://www.eduvluki.ru/detsad/?21 Учредителем МБДОУ Детский сад № 21 является администрация города Великие Луки. Заведующая МБДОУ – Захарова Татьяна Евгеньевна. Стаж педагогической деятельности 32 года, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория. Имеет звание «Почетный работник общего образования». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 комбинированного вида» функционирует с 1966 года. Изначально дошкольное учреждение было ведомственным, а в 1994 году было передано в муниципальную собственность города Великие Луки. Типовым проектом предусмотрено 6 групповых помещений, из которых 2 имеют отдельные спальни. В настоящее время в МБДОУ Детский сад № 21 функционирует 6 групп для детей с 1 года до 7 лет, две из которых - для детей с нарушениями речи, 1 группа для часто болеющих детей, 1 группа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Комплектуется МБДОУ в апреле каждого года через УО и в логопедические группы – через медико-психолого-педагогическую комиссию при УО. Режим работы дошкольного учреждения: с 7.00- 19.00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. МБДОУ расположен в северном микрорайоне города, в удалении от проезжей части рядом с парковой зоной, в благоприятном социокультурном окружении. Ближайшее окружение детского сада – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16», поликлиника ОАО «РЖД», железнодорожный вокзал, стадион «Локомотив», филиал ПИИЖТ, НОУ № 6 ОАО «РЖД», мебельный комбинат. Здание детского сада кирпичное, двухэтажное. Помещение и участок МБДОУ соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы ДОУ СанПин, нормам и правилам пожарной безопасности. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве. Развивающая среда детского сада организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. МБДОУ Детский сад № 21 действует на основании Устава, утвержденного Администрацией г. Великие Луки Распоряжением № 1812р от 10.08.07. Учреждение зарегистрировано ИФНС России за № 1026000901838 по Псковской области от 20.11.02. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и на основании многочисленных изменений законодательства РФ в 2010 и 2011 годах были приняты Изменения и дополнения к Уставу, утвержденные Администрацией г.Великие Луки. На основании Постановления Администрации города Великие Луки Псковской области от 21.11.2011 № 2614 изменен тип муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 комбинированного вида» в целях создания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 комбинированного вида». МБДОУ Детский сад № 21 является детским садом второй категории, по результатам пройденной в апреле 2010 г. государственной аттестации и аккредитации имеет государственный статус: дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида. Учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности серии АА 290980 регистрационный № 1160 от 06.11.08 . Состоит на учете в налоговой инспекции, имеет ОГРН, ИНН. МБДОУ является городской экспериментальной площадкой и экспериментальной площадкой учреждения Российской Академии образования «Институт семьи и воспитания» по теме «Формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей». Приоритетное направление деятельности МБДОУ – духовно-нравственное. Образовательный процесс в дошкольном учреждении регулируется основными нормативными документами в области образования и строится на основе Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 21, разработанной на основе содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования – программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авт. Т.Бабаева. В.Логинова и др) и с учетом Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы. Это обеспечивает разностороннее развитие детей, посещающих детский сад, с учетом их психофизических и возрастных особенностей по основным направлениям развития - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа способствует созданию условий, максимально способствующих выравниванию стартовых возможностей воспитанников МБДОУ и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школьному обучению. В МБДОУ также реализуются ряд парциальных и коррекционных программ: - программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой; - программа экологического воспитания детей «Мы» Н.Кондратьевой; - программа духовно-нравственного воспитания детей «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Е.А.Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И.Лугвиной и др. - программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» А.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной; - «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; - «Система коррекции ОНР» Т.А.Ткаченко; - «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищевой 2. Цели, задачи деятельности МБДОУ Цель деятельности МБДОУ: способствовать всестороннему гармоничному развитию ребенка, которое предусматривает осуществление комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, становление общечеловеческих, культурологических ценностей, формирование интегративных качеств ребенка-дошкольника соответственно возрасту. Основными задачами деятельности МБДОУ являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение познавательно - речевого, социально - личностного, художественно - эстетического и физического развития детей; - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; 3. Контингент семей и детей Родители воспитанников являются активными субъектами образовательного пространства МБДОУ. Они несут непосредственную ответственность, законодательно закрепленную, за воспитание и обучение своих детей. Педагоги детского сада являются главными помощниками и консультантами родительского сообщества в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольное учреждение посещает 131 семья, из них 113 семей полные, 18 - неполные семьи, 4 семьи - многодетные. Социальный статус родителей: преобладают рабочие специальности, 20 человек являются безработными, 4 родителей являются индивидуальными предпринимателями. Так как родители наших воспитанников являются непосредственными участниками педагогического процесса, то мы уделяем огромное внимание сотрудничеству с ними, считая эту часть работы особенно значимой. Вся деятельность с родителями осуществляется по нескольким направлениям: 1. Информационно-рекламное (размещение информации для родителей на стендах в фойе МБДОУ и в группах, распространение буклетов, оформление папок-передвижек и т.п.); 2. Аналитико-диагностическое, включающее в себя проведение анкетирования, тестовых исследований, наблюдений, бесед с целью выявления родительских потребностей в вопросах воспитания и развития детей, которые позволяют нам выявить: - достаточно ли родители информированы о жизнедеятельности детского сада; - имеют ли они возможность совместного обсуждения всех вопросов, касающихся их детей, со специалистами МБДОУ; - получают ли квалифицированную помощь, советы, рекомендации со стороны специалистов МБДОУ по интересующим вопросам; - получают ли своевременную информацию обо всем, что происходит в детском саду; - удовлетворены ли родители деятельностью МБДОУ; - нуждаются ли в дополнительных услугах (образовательных, оздоровительных и т.п.); - с удовольствием ли дети посещают наш детский сад. 3. Организационно-педагогическое направление включает в себя проведение различных совместных мероприятий с родителями воспитанников: утренников, концертов, дней открытых дверей, творческих гостиных, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, смотрах и т.п. 4. Повышение педагогической компетентности родителей посредством проведения родительских собраний в нетрадиционных формах, конференций, семинаров, консультаций специалистов МБДОУ, обобщение опыта семейного воспитания. Так, ярким, запоминающим мероприятием в этом учебном году стала встреча с родителями на тему «Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно». На встрече с отцами наших воспитанников говорилось о воспитании в целом, о том, что лежит в основе родительской любви, чем отличается любовь отца и матери, и какова роль и значимость мужчины в воспитании собственных детей. Для разговора на эту тему мы пригласили иерея Свято-Вознесенского собора отца Антония, который со свойственной священнослужителям простотой и доступностью, приводя примеры из собственного опыта воспитания пяти детей, беседовал с отцами о воспитании чад, о роли мужчины в семье, о взаимоотношениях между мужем и женой и о полезном времяпрепровождении со своими семьями. А в продолжение слов о. Антония мы подготовили для просмотра видеоотрывок из беседы со священником Димитрием Березиным, который является шеф-редактором православного журнала «Батя». Обращаясь с экрана к зрителям, Д.Березин говорил, прежде всего, о духовном воспитании детей, о том, что роль отца не должна сводиться только к удовлетворению насущных потребностей своего ребенка в пище, одежде. Немаловажным является воспитание нравственных качеств, примером проявления высокой нравственности и является отец. Для своих пап дети подготовили несколько сюрпризов: зажигательный танец «Яблочко», исполнили лирическую песню «Папы в садике у нас», нарисовали рисунки с их портретами. Правда, рисунки были не подписаны, и папы не сразу догадались, где они изображены. И, конечно, улыбки на лице вызвала видеозапись бесед с детьми о папах. С какой гордостью, любовью, нежностью дети рассказывали о своих отцах! А в завершении вечера мужчин ждал еще один сюрприз: ароматный чай и вкусная выпечка, приготовленные заботливыми руками их жен. Кстати, и мамы наших воспитанников тоже не праздно проводили вечер. Им для прослушивания были предложены аудиобеседы священника Павла Гумерова, в которых он рассуждает о взаимоотношениях полов, о том, почему мужчины и женщины разные и о том, как подобает вести себя женщине-матери. 5. Помощь родителей в улучшении материально-технической базы учреждения: изготовление пособий, дидактического и наглядного материала, приобретение аудиовизуальных средств, игрушек, спортинвентаря, ремонт и обновление игрового оборудования на прогулочных участках. 4. Сведения о педагогическом коллективе Качество образования в МБДОУ во многом зависит от профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми. Коллектив педагогов МБДОУ Детский сад № 21 имеет достаточный уровень образования и стажа для осуществления качественной педагогической деятельности. В штатном расписании МБДОУ предусмотрены следующие специалисты: • Заместитель заведующего по воспитательной работе; • Старший воспитатель; • Учитель-логопед; • Педагог-психолог; • Музыкальный руководитель; • Инструктор по физической культуре; • Воспитатель по хореографии; • Воспитатель по изодеятельности; • Воспитатель по духовно-нравственному воспитанию; • Инструктор ЛФК. Администрация МБДОУ: ✔ Заведующая МБДОУ Т.Е.Захарова (образование высшее, квалификационная категория высшая, педстаж 32 года, Почетный работник общего образования); ✔ Заместитель заведующей по воспитательной работе Е.В.Смирнова (образование высшее, квалификационная категория высшая, педстаж 15 лет); ✔ Заместитель заведующей по административно-хозяйственной работе О.В.Горбунова (образование среднее профессиональное, стаж работы 24 года) Из 19 педагогов дошкольного учреждения, 9 человек имеют высшее образование, 10 - аттестованы на высшую и первую квалификационную категории, 7 - имеют педагогический стаж свыше 10 лет. В педагогическом коллективе МБДОУ насчитывается 5 молодых специалистов, к которым прикреплены опытные наставники. Основные характеристики педагогического коллектива – профессионализм, работоспособность, оперативность в решении поставленных задач, мобильность, креативность, эмпатийность, рефлексивность, поиск инноваций, внедрение передового педагогического опыта, настрой на участие во всех делах и конкурсах. Качество образовательной деятельности МБДОУ определяется профессиональным ростом каждого педагога. В течение 2011-12 учебного года педколлектив МБДОУ проявлял методическую активность, которая способствовала повышению профессиональной компетенции педагогов, и. соответственно, отражалась на качестве работы. Так, на уровне МБДОУ 59% педагогов проявили высокую активность в участии, подготовке и проведении различных методических мероприятий. Также наши воспитанники и педагоги активно принимали участие в выставках, конкурсах, смотрах, культурно-экологических акциях, организованных ЦДЮТТ, ДТТ им. А.Матросова, Драматическим театром, о чем свидетельствуют полученные грамоты, благодарственные письма и дипломы: - Выставка изделий народного творчества, посвященная новогодним праздникам и Рождеству (Благодарность за активное участие); - Выставка изделий народного творчества, посвященная Пресветлой Пасхе (Благодарность за активное участие); - Конкурс семейных команд по ПДД (участие); - Городская выставка декоративно-прикладного творчества «Листая книжные страницы» (три благодарности за участие) - Городская культурно-экологическая акция «Международный день птиц» (участие) - Городская культурно-экологическая акция «Международный день земли» (участие) - Городской конкурс детских творческих работ «Мир воды глазами детей» (диплом за 3 место в номинации «Радуга в капле воды») - Городская культурно-экологическая акция «Международный день воды» (диплом за 3 место в номинации «Экологический рисунок») - Городские соревнования «Юные олимпионики» (диплом за творческое участие) Заведующая МБДОУ Захарова Т.Е. награждена Дипломом лауреата Благочинного Великолукского округа за весомый личный вклад в дело возрождения и становления духовности и нравственности в городе Великие Луки. В 2011-12 уч. году 1 педагог МБДОУ успешно прошел аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории. На курсах повышения квалификации обучились 79% педагогов от общего количества. Методическая поддержка педагогов МБДОУ осуществлялась дифференцированно, с учетом стажа воспитателей, их индивидуальности, потребностей, заинтересованности. 5. Структура внутреннего управления Непосредственное управление дошкольным учреждением осуществляет заведующая МБДОУ Детский сад № 21. Представитель учредителя, осуществляющий общее руководство и контроль над организацией и совершенствованием воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ - структурное подразделение администрации г. Великие Луки – Управление образования. МБДОУ взаимодействует с другими образовательными учреждениями через информационно-методический отдел, функционирующий при Управлении образования администрации города. Активное влияние на деятельность МБДОУ оказывают органы самоуправления МБДОУ, в состав которых входят: ✔ Конференция; ✔ Педагогический совет; ✔ Совет МБДОУ; ✔ Родительский комитет; ✔ Профсоюзный комитет. Основными направлениями деятельности заведующей МБДОУ являются: ✔ обеспечение условий для функционирования дошкольного учреждения; ✔ оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; ✔ анализ кадрового потенциала и потребностей в персонале; ✔ отслеживание профессиональной и социально-психологической адаптации работников; ✔ планирование, контроль и анализ деятельности сотрудников; ✔ стимулирование деятельности сотрудников (управление трудовой мотивацией); ✔ обеспечение условий для развития коллектива, его сплоченности, организованности; ✔ анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, социально-психологического климата в коллективе, совершенствование организационной культуры; ✔ взаимодействие с семьями воспитанников Заведующая Захарова Т.Е. совместно с Советом МБДОУ осуществляет стратегическое управление детским садом. Также в компетенцию Совета МБДОУ входят вопросы предоставления льгот, обсуждение кандидатур для награждения Почетными грамотами, участия в конкурсах профессионального мастерства, заслушиваются характеристики кандидатов на награжение, характеристики педагогов на прохождение аттестации. С 1 января 2012 года председателем Совета МБДОУ Детский сад № 21 является Понятова Е.И. Тактическое управление МБДОУ находится в компетенции конференции, педагогического совета, родительского комитета. Высшим органом самоуправления является конференция. На этом уровне осуществляется разработка перспектив развития учреждения, определение основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада. На заседаниях Конференции заслушиваются проекты изменений и дополнений в Устав, обсуждаются изменения, вносимые в локальные акты учреждения, избираются члены Совета МБДОУ и комиссий (по охране труда, бракеражной и т.п.), заслушиваются отчеты заведующей учреждения и председателя Совета МБДОУ о проделанной работе. Особое место в управлении отводится педагогическому совету детского сада, который является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива и системой образования, основным назначением которого является создание коллектива единомышленников, готовых к самообразованию и саморазвитию. На данном этапе педагогический совет решает задачи поиска и обобщения педагогического опыта, повышения профессионального мастерства каждого педагога и развития творческого потенциала. В отчетном году было проведено 4 заседания педагогического совета, из них один установочный, один итоговый и два тематических. На одном из тематических педсоветов рассматривались вопросы использования здоровьесберегающих технологий в работе педагога, на другом – методы, приемы и средства развития познавательных интересов у младших дошкольников. В жизни детского сада активно участвует родительский комитет. Перед ним стоит непростая задача: доводить до каждой семьи и каждого педагога идеи сотрудничества. Результатом работы родительского комитета являются: • повышение активности родителей в жизни детского сада, • установление разных форм сотрудничества семьи и детского сада, • совместное решение актуальных вопросов воспитания на родительских собраниях и заседаниях родительских комитетов, • участие в городских, областных выставках, смотрах, конкурсах, • участие в праздниках и досугах Отношения между администрацией и профсоюзной организацией строятся на основе партнёрства. При разработке Программы развития детского сада, нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, распределении кадров, нормирования и оплаты труда, премировании, предоставлении отпусков, распределении путёвок в летние детские лагеря, санатории для работников, администрация учитывает мнение профсоюза; представители профсоюза входят в состав всех комиссий. С 2012 года профсоюзную организацию МБДОУ Детский сад № 21 возглавила Смирнова Е.В. Профсоюзная организация принимает активное участие в организации культурно-массовых мероприятий. 6. Воспитательно-образовательный процесс 6.1. Условия осуществления образовательного процесса Предметно-развивающая среда МБДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы развивающей предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Принципы предметно-развивающей среды в МБДОУ 21: Безопасность Доступность Эстетичность Соответствие возрасту Полифункциональность Информативность Вариативность Педагогическая целесообразность Трансформируемость Для всестороннего развития воспитанников и качественного осуществления деятельности учреждения в детском саду имеются: Кабинет заведующего Медицинский кабинет Методический кабинет Кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда Музыкальный и физкультурный (совмещенный) зал Спортивная площадка на улице Участки для прогулки для каждой группы детей Групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей Помещения, обеспечивающие быт, и т.д. Помещения МБДОУ оснащены необходимым оборудованием и инвентарем. Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповых помещениях соответствует принципам развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. На группах имеется необходимое количество игрового и дидактического материала, необходимого для осуществления педагогического процесса. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении соответствует современным требованиям к ее организации. Библиотечный фонд постоянно пополняется новой методической литературой, детской художественной литературой. В детском саду имеются 5 компьютеров с выходом в интернет(в т.ч. ноутбук), 3 принтера (в т.ч. цветной), 1 принтер-сканер-копир, 4 телевизора (один из них ЖК), домашний кинотеатр, музыкальный центр, DVD – проигрыватель, цифровой фотоаппарат, 5 магнитофонов. Предметно-развивающая среда строится с учетом организации деятельности детей: а) для непосредственно образовательной деятельности: подбор дидактического материала, который будет соответствовать изучаемой теме; б) для совместной деятельности воспитателя с детьми. Взрослый дополняет, насыщает, изменяет предметно-развивающую среду материалами для игры, рисования, конструирования и других видов деятельности в соответствии с интересами детей; в) для самостоятельной деятельности детей. Создаются условия для развития, творческого самовыражения, осознания себя, кооперации со сверстниками, без взрослых посредников, для свободного упражнения в способах действия и умениях, замысла и реализации собственных задач. В группах оформлены центры (уголки) развития, оснащенные необходимыми материалами и оборудованием для: - игровой деятельности; - продуктивной деятельности; - познавательно-исследовательской деятельности; - двигательной активности дошкольников, в т.ч. • Речевой центр; • Математический центр; • Книжный уголок; • Музыкальный уголок; • Спортивный уголок; • Центр строительных игр; • Центр сюжетно-ролевых игр; • Кукольный уголок; • Уголок уединения; • Уголок природы; • Уголок детского экспериментирования (Центр воды и песка); • Уголок художественно-продуктивной деятельности (ИЗО); • Уголок ряженья или театральный уголок. Ведется постоянная работа над обогащением предметно-развивающей среды посредством: - оборудования кабинетов, групповых помещений современными ТСО; - наполнения уголков в группах; - пополнение кабинетов узких специалистов современным дидактическим многофункциональным материалом. Т.о, в детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию познавательной сферы и сберегающая психофизическое здоровье ребёнка. Требования по охране труда, охране жизни и здоровья детей, пожарной и антитеррористической безопасности в МБДОУ соблюдаются. В целях безопасности детей и сотрудников помещение МБДОУ оснащено противопожарной системой и кнопкой тревожной сигнализации. Заключены договоры на их обслуживание. Создана добровольная противопожарная дружина, имеются в наличии необходимые средства пожаротушения. На входных дверях МБДОУ имеются внутренние засовы (замки), гарантирующие ограничение доступа в помещение детского сада посторонними лицам. Также здание детского сада защищено системой «Домофон», которая способствует препятствует проникновению посторонних лиц в помещение детского сада. Приказом назначены ответственные за организацию и проведение мероприятий по пожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, антитеррористической безопасности. Создана комиссия по охране труда. В течение года с работниками проведены все плановые инструктажи: по охране жизни и здоровья детей, по ПБ, ОТ и ТБ с записью в специальных журналах. В соответствии с планом проведены учебные занятия по эвакуации детей и работников из здания МБДОУ в случае ЧС (2 занятия), занятия по обучению работников правилам охраны труда и технике безопасности. В целях обеспечения безопасности детей периодически проводится технический осмотр основных элементов зданий и сооружений детского сада. Ответственными лицами ежедневно осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью детей и работников. В родительских уголках во всех возрастных группах размещается информация о детской заболеваемости и мерах по ее предупреждению; о профилактических мероприятиях по дорожно-транспортному и бытовому травматизму. В учреждении оформлена наглядная информация по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической безопасности. Согласно годовому плану с детьми систематически проводятся мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного и бытового травматизма, пожарной безопасности, изучаются правила дорожного движения, проводятся праздники и развлечения, оформляются выставки детских рисунков «Мой друг - светофор», «Безопасность глазами детей» и пр. В 2011 - 2012 учебном году случаев пожаров, чрезвычайных ситуаций, детского травматизма в дошкольном учреждении не зафиксировано. 6.2. Забота о здоровье воспитанников Одним из главных направлений в деятельности МБДОУ Детский сад № 21 является организация и проведение эффективной физкультурно-оздоровительной работы, которая направлена, прежде всего, на сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников. Контингент воспитанников Детский сад посещает 25 детей с первой группой здоровья и 113 детей – со второй группой здоровья. На диспансерном учете состоит 56 детей, в т.ч.: - ЧБД – 25 детей; - заболевания опорно-двигательного аппарата – 11 детей; - зрение – 8 детей; - заболевания сердечно-сосудистой системы – 3 детей; - нервно-психические заболевания – 6 детей В текущем учебном году данное направление было реализовано достаточно успешно. Анализ заболеваемости В течение 2011-12 уч.года зарегистрировано 167 случаев заболевания, из них: ОРВИ – 107; Ветряная оспа – 25; ЛОР и единичные случаи других заболеваний – 12. В расчете на 1000 заболеваемость составила 1167, ни разу не болел 21 ребенок, количество детодней – 24,033. Процент посещаемости составил 90,5%. Одним ребенком пропущено по комбинату 17,6 детодней, из них по болезни по комбинату 9,9 детодня, 7,7 детодней - отпуска и прочее. Оптимальная результативность сложилась за счет использования в нашем МБДОУ определенной системы работы, которая включает в себя: - эффективный двигательный режим с учетом возрастного ценза воспитанников; - апробированную годами систему профилактических и закаливающих процедур с учетом диспансерного учета, индивидуальных особенностей детей, учета сезона; - проведение нетрадиционных физкультурных занятий, игровых комплексов утренней гимнастики; спортивных праздников и развлечений; - профессиональный подход сотрудников МБДОУ к организации и проведению физкультурной образовательной деятельности с дошкольниками. - укрепление детского организма. Оздоровительные процедуры, проводимые в МБДОУ: - прием экстракта элеутерококка; - полоскание горла настоем лекарственных трав (шалфей, эвкалипт, ромашка); - прием поливитаминов; - смазывание оксолиновой мазью; - витаминизация третьего блюда; -прием чесночно-лимонной настойки Ежедневные оздоровительные мероприятия, проводимые в группах: - Витаминотерапия; - Полоскание ротовой полости после еды; - Бодрящая гимнастика; - Офтальмогимнастика; - Ходьба босиком по ребристым дорожкам, «дорожкам здоровья»; - Фитотерапия; - Дыхательная гимнастика; - Кинезиологические упражнения. Модель двигательного режима в группах раннего возраста Утренняя гимнастика: проводится ежедневно в группе или на улице (в зависимости от сезона). Длительность 5 мин. Количество ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз). Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционное, игровое, сюжетно-игровое. Физкультурные игры- занятия: два занятия в неделю. Длительность 10 мин. Количество ОРУ: 4-5 (повторы 4-5 раз). Количество основных движений: 2-3 (одно новое). Формы проведения игр-занятий: традиционное, игровое, по единому игровому сюжету. Подвижные игры на прогулке: ежедневно. Длительность 20-25 мин (за один раз не более 15 мин.) Целевые прогулки по территории детского сада и ближайшего окружения: один-два раза в неделю. Формы проведения: традиционное, по единому игровому сюжету Двигательные вечера развлечений: один раз в месяц. Длительность 10-15 мин. Место проведения: физкультурный зал или группа; летом - на улице. Бодрящая гимнастика после сна с переходом на закаливающие процедуры: Ежедневно: гимнастика пробуждения – 3 мин. корригирующая гимнастика (ходьба по массажным коврикам в сочетании с воздушными ванными) – 2 мин; подвижная игра – 2 мин.; умывание -3-5 мин. Дыхательная гимнастика: используется при проведении утренней или бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. Игры с движениями и словам: утром и вечером перед проведением режимных моментов. Длительность 5-10 мин. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений: ежедневно на прогулке, во второй половине дня. Игры, подобранные с учетом двигательной активности ребенка. Длительность 5-10 мин. Самостоятельная деятельность детей: ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей). Модель двигательного режима в группах старшего возраста 1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия: 1.1. утренняя гимнастика: ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 8-10 мин (по сетке) 1.2. двигательная разминка: ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД, во время большого перерыва между занятиями. Длительность 3-4 мин. 1.3. физкультминутка: ежедневно, между частями занятий. Длительность 2-3 мин. 1.4. подвижные игры и физические упражнения на прогулке: ежедневно во время утренней и дневной прогулках, подгруппами, подобранными с учетом двигательной активности детей. Длительность 25-30 мин. 1.5. индивидуальная работа по развитию движений: ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность12-15 мин. 1.6. логоритмическая гимнастика: 1 раз в неделю, 20-25 мин 2.Непосредственная образовательная деятельность: 2.1. занятия по физической культуре: 3 раза в неделю, в первой половине дня, в т.ч. один раз на воздухе. Длительность 20-25 мин 3. Самостоятельная деятельность: 3.1. самостоятельная двигательная деятельность детей: ежедневно под руководством педагога, в помещении или на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей дошкольников. 4. Физкультурно-массовые мероприятия: 4.1. День здоровья: 1 раз в квартал 4.2.Физкультурный досуг: 1 раз в месяц 4.3. Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе: 2 раза в год 4.4 Соревнования вне МБДОУ: «Юные Олимпионики» 5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи: Участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях, проводимых в детском саду. Питание – одно из ключевых факторов определяющих качество жизни ребёнка, его рост и развитие. В МБДОУ Детский сад № 21 питание организовано в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями. Перспективное меню выдерживается при наличии продуктов. При составлении меню – требования учитывается совместимость продуктов питания. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность. В МБДОУ Детский сад № 21 организовано 5-ти разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) на основе примерного 10-дневного меню, согласованного с Роспотребнадзором. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. На второй завтрак дети получают фрукты или соки. В ежедневный рацион питания включены овощи. 6.3. Организация образовательного процесса В течение 2011-12 учебного года шла активная работа по реализации Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 21. Образовательная программа разработана на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Образовательная программа МБДОУ Детский сад № 21 обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии. Цели и задачи деятельности МБДОУ реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Образовательный процесс в МБДОУ строится на принципах интеграции видов деятельности, на комплексно-тематическом планировании педпроцесса и реализации его в совместной деятельности с детьми, самостоятельной детской деятельности и в режимных моментах. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Педагогами МБДОУ активно внедряется в практику инновационные технологии, способствующие качественному становлению и развитию интегративных качеств детей дошкольного возраста: • Проектная деятельность • Исследовательская деятельность • Поисковая деятельность • Моделирование • ТРИЗ Вся организованная деятельность с детьми носит развивающий характер обучения и строится на основах индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам. Структура педагогического процесса в группах нашего дошкольного образования имеет ряд особенностей: использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания, развития и обучения так, чтобы ребенок мог получить знания, приобрести умения и навыки, развить качества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего детское здоровье; высокий уровень качества реализуемой программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»; эффективная система психолого-педагогического сопровождения дошкольников (в т.ч. коррекционного) использование в практике работы занятий в интерактивных формах, с применением современных педагогических приемов, методов и технологий, направленных на развитие творчества, коммуникативности, инициативности, самостоятельности дошкольников; использование нового подхода к планированию педагогической деятельности с детьми. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы пересмотрели подходы к планированию воспитательно-образовательной работы. Приоритетной стала именно совместная деятельность (а ранее предпочтение отдавалось фронтальному подходу) воспитателя с детьми. Мы считаем, что функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребенка в совместную деятельность отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать работу детей так, что бы они самостоятельно нашли решение познавательной задачи, сами могли предложить, как действовать в новых условиях. Акцент делается и на мотивацию детской деятельности. Поэтому, действия дошкольников постепенно становятся более активными, творческими и самостоятельными. Важнейшим направлением в нашем МБДОУ является коррекционно-педагогическая деятельность, включающая в себя целую систему взаимодействия между педагогами и специалистами МБДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед), направленную на полноценное развитие воспитанников. В течение 2011-12 уч. года в МБДОУ функционировало две коррекционные группы, которые посещали дети с имеющейся речевой патологией, зачисленные в них на основании заключения ПМПК. Работа коррекционных групп в 2011-12 уч.году строилась на основе реализации коррекционной программы и тесного сотрудничества между специалистами МБДОУ и воспитателями групп, что способствовало положительной динамике в устранении речевых нарушений у детей данных групп (по данным обследования детей логопедом детской поликлиники Гусевой Т.В.). 6.4. Результаты деятельности МБДОУ В течение 2011-12 уч.года: • адаптировались и внедрялись творческие, продуктивные методики, способствующие формированию позитивного взаимодействия в системах педагог-педагог, педагог-ребёнок, педагог-родитель. Реализуемые в детском саду приемы и методы способствуют личностному развитию детей, повышают их информационный уровень, служат применению полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности; результаты работы видны на утренниках, развлечениях, выставках творческих работ, рисунков. В процессе работы каждый педагог старался обеспечить детей необходимым уровнем знаний, умений и навыков, сохранив мотивацию к познанию и здоровье. В сентябре проводится традиционно смотр – конкурс предметно-развивающей среды групп и кабинетов и в мае – смотр-конкурс состояния прогулочных участков, что значительно обогащает методическую сторону педпроцесса. • заболеваемость детей незначительно понизилась за счет того, что в течение года в системе проводились профилактические мероприятия, в частности, гимнастики: утренняя, бодрящая, дыхательная, артикуляционная; пальчиковые игры, закаливающие мероприятия и оздоровительные процедуры (орошение зева настоем лекарственных трав, прием в пищу фитонцидов, витаминотерапия, воздушные и солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, облегченная одежда в группе и т.п.) В связи с этим по-прежнему оставалась актуальной тема сохранения и укрепления здоровья дошкольников, рассматриваемая в МБДОУ ежегодно. В декабре в детском саду прошел педсовет на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога», на котором педагоги не просто познакомились с классификацией видов здоровьесберегающих технологий, но и высказывали мнения о целесообразности применения той или иной здоровьесберегающей технологии в условиях нашего дошкольного учреждения. В ходе «мастер-класса» участникам педсовета были продемонстрированы нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Так, воспитатель Понятова Е.И. предложила комплексы зрительной гимнастики и рассказала о технологии «Метка на стекле» по Аветисову, которая помогает предотвратить развитие у детей близорукости и снимает усталость зрительных мышц после занятий. Музыкальный руководитель Денисова М.Н. познакомила с вокально-вибрационными упражнениями по Лазареву, которые являются замечательным средством укрепления дыхательных мышц дошкольников и развивают правильное дыхание. Присутствующие на педсовете смогли продегустировать ароматные фиточаи с вареньем из брусники и ревеня. Эту приятную и полезную фитопаузу сопровождал рассказ воспитателя Горковенко Л.К. и ст. медсестры Русаковой Р.В. о значении фиточаев в повышении иммунитета организма. • безболезненно прошла адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Анализируя адаптационную кампанию, можно сделать вывод: адаптация вновь поступивших детей прошла успешно. Данный период был организован таким образом, чтобы сохранить эмоциональное благополучие ребенка, уменьшить влияние стресса, который дети испытывают при разлуке с родными. Наиболее существенными принципами во взаимодействии МБДОУ и семьи в период адаптации малышей являются гуманность, толерантность, терпимость к мнению другого; доброе и внимательное отношение всех участников взаимодействия. Оптимальный результат был достигнут за счет: 1. скоординированных действий педагогов и родителей; 2. применения в практике индивидуально-дифференцированного подхода к детям; 3. оптимальной системы сопровождения ребенка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному учреждению. В сентябре-ноябре 2011г на адаптации в нашем МБДОУ находилось 27 детей с 1,5 -3 лет. Результаты адаптации: легкая степень адаптации– 13 детей; средняя степень адаптации - 14 детей; тяжелая адаптация не наблюдалась. • особое внимание уделяли формированию умственной работоспособности, т.к. дети отличались быстрой утомляемостью (особенно в коррекционных группах). С этой целью меняли статику ведения непосредственно образовательной деятельности, использовали упражнения для глаз, пальчиковые гимнастики, учитывали ритм и темп развития группы, речи, учили навыкам выразительного движения. Развивали творческое воображение и продуктивное мышление. Активно внедрялись в практику работы приёмы активизации мыслительных способностей детей: алгоритмы, мнемотехника, работа по опорным таблицам, моделирование. • в течение учебного года продолжали изучение и апробацию инновационных технологий по развитию мышления с помощью развивающих дидактических пособий: блоки Дьенеша, палочки Кьюинезера, квадраты Воскобовичева, танграмы и пр. С детьми младших групп апробировали «песочную терапию», познакомили педагогов с приемами, методами и средствами развития познавательных интересов младших дошкольников. Интересным и познавательным, по мнению педагогов, стал педсовет на тему «Развитие познавательных интересов у младших дошкольников», который состоялся в апреле. На заседании рассматривались вопросы формирования и стимулирования познавательной активности детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей развития психических процессов. В соавторстве зам. по воспитательной работе Смирнова Е.В. и воспитатель Харинская М.А. подготовили для педагогов мастер-класс, в ходе которого не только рассказали о средствах формирования познавательного интереса в раннем возрасте (играх, увлекательной деятельности, организации предметно-развивающей среды), но и продемонстрировали несколько игр-экспериментов, стимулирующих познавательную активность ребенка. Воспитатель группы раннего возраста Понятова Е.И. предложила коллегам использовать в работе «свои находки»: ряд интересных игр на развитие сенсорных представлений и мелкой моторики детей. Воспитатель Мартынова О.В. продемонстрировала коллегам несколько ярких, музыкальных книг для малышей, рекомендуя их как отличное средство развития познавательной активности малышей, а воспитатель Синякова Е.В. предложила коллегам несколько увлекательных «домашних» игр, поиграть в которые можно дома «на кухне»: это игры с использованием теста, домашних круп, макаронных изделий. • продолжали развивать творческие способности, воображение на занятиях по рисованию, аппликации, лепке. Детские творческие работы были представлены на городские выставки, конкурсы, принимали участие в акциях, и были награждены грамотами, дипломами, отмечены благодарственными письмами. Во многом, эта заслуга воспитателя по изодеятельности Тришкиной М.А., которая недавно влилась в коллектив детского сада, но уже проявила себя как настоящий профессионал, мастер своего дела, отличный организатор и незаменимый консультант в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (приоритетное направление деятельности МБДОУ) • в течение учебного года активно работали по реализации эксперимента «Формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей», продолжив реализацию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». В этом учебном году по этой программе занимались две группы: средняя и старшая. Занятия проводили воспитатели по духовно-нравственному воспитанию Горковенко Л.К. и Коровина Е.В. В результате их кропотливой работы мы собрали небольшую библиотеку детских православных книг, аудиозаписей с песнями праздников года, написанных в согласии с важнейшими вехами Православного календаря, накопили материалы «из опыта работы» (конспекты занятий, сценарии праздников, презентации, детские работы, фото и видеоматериалы и др.). Ежемесячно детей и их родителей радуют совместные занятия на различные темы «Образ света», «Ласковое имя», «Праведный труд», «Любимые сказки» и т.д., социокультурные праздники «Рождество», «Пасха». На занятиях дети и взрослые приобщаются к общечеловеческим ценностям и социокультурным категориям на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия детей и взрослых, таких как ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе. В конце каждого занятия дети и родители заполняют страничку альбома «Мои истоки». А в каждом из социокультурных праздников лейтмотивом проходят библейские события, звучат тропари и колокольные звоны, разучиваются небольшие сценки и композиции на тему событий, дети играют в народные игры, знакомятся с обрядами, связанными с праздниками, водят хороводы, поют русские народные песни. На каждом из таких праздников создается особая благостная атмосфера, поэтому они и стали любимыми праздниками для всех: детей, родителей и педагогов. Заниматься духовно-нравственным воспитанием детей, приобщать их к основам православной культуры нам помогает благословление иерея Свято-Вознесенского собора о.Антония, которое было получено нами еще в самом начале пути, а в этом году о.Антонием был совершен чин освящения детского сада. • доброй традицией детского сада стало проведение «Недели боевой славы» дважды в год: в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и в День Победы. В эти дни для детей педагоги МБДОУ проводят тематические занятия, утренники, выставки рисунков, читают художественные произведения о войне, организуют возложение цветов на Братское воинское захоронение и к Вечному огню. Так, в январе воспитанники старшей группы в сопровождении воспитателей Терентьевой Н.В. и Алексеевой М.А. посетили Краеведческий музей города, где посмотрели музейный спектакль «Эхо войны». «Ожившие» экспонаты музея: шинель, кисет, радио, газета, солдатский медальон - «рассказывали» истории своих владельцев, «вспоминали» события Великой Отечественной войны. Эти рассказы сопровождали фронтовые мелодии. С особым интересом дети посмотрели кадры старой кинохроники, которые запечатлели разрушенные войной Великие Луки. А из рассказа экскурсовода музея Кондратович Е.П. дошкольники узнали о подвигах героев-защитников нашего города. После экскурсии по музею дети и взрослые возложили цветы к памятникам А.Матросова и Вечному огню. Прикоснулись в эти дни к истории и воспитанники средней группы. Дети и воспитатели Горковенко Л.К. и Алексеева М.А. посетили Музей 28 Невельской Краснознаменной стрелковой дивизии, расположенный в школе № 6. Руководитель музея Труханова М.Н. рассказала дошкольникам, как поисковая группа школьников выезжала в поселок Опухлики, известный как место активных боевых действий, и в результате раскопок привезла военные каски, боевые котелки, солдатские фляжки, лопаты для окапывания в траншеях. Также Маргарита Николаевна показала ордена и медали времен Великой Отечественной войны и рассказала детям о подвигах героев. • неотъемлемой частью образовательного процесса является социальное партнерство, которое способствует накоплению познавательного социального опыта нашими воспитанниками. В этом учебном году мы активно взаимодействовали: - с Драматическим театром: дети выезжали на премьеры спектаклей; - с Краеведческим музеем: знакомились с историей родного края, посещая экспозиции музея и музейные занятия; - с МБОУ «СОШ № 6»: ежегодно администрация МБДОУ организует встречу родителей старших групп с завучем дошкольного отделения Ершовой Н.А. и учителем дошкольного отделения Царевой Т.А. Педагоги школы знакомят родителей с программой «Школа 2100» и рассказывают об организации жизнедеятельности в предшколе, а также отвечают на интересующие родителей вопросы. - с ПМПК при Управлении образования: дважды организовали бесперебойную работу выездной комиссии. - с Воскресной школой при Свято-Вознесенском соборе: педагоги МБДОУ в течение года еженедельно посещали занятия по курсу «Основы православной культуры», проводимые преподавателем Воскресной школы Терс Р.Р. - с филиалом № 4 Детской библиотеки им. А.П.Гайдара: например, в январе в рамках Года детской книги в детском саду состоялась встреча с ее сотрудником Карабановой Н.В. Библиотекарь Наталья Васильевна рассказала адаптированную для малышей биографию К. И. Чуковского и провела викторину по его сказкам, а также принесла с собой много ярких книг и позволила полистать книжные страницы, рассмотреть иллюстрации. - среди наших новых друзей рабочие отдельного пожарного поезда на станции Великие Луки. Тематическая экскурсия, которую для детей средней группы провели начальник отдельного пожарного поезда Котов А.И., начальник караула Евменов Н.И., машинист насосных установок Топтыгин А.Н., оказалась очень познавательной и интересной. Дети узнали, из чего состоит пожарный поезд, посмотрели, как действует насосная установка «Пурга». Пожарные Смирнов А.Н. и Литвинов В.Е. продемонстрировали полную экипировку пожарного при выезде, и даже позволили примерить пожарные каски и кислородные шлемы. Настоящую бурю восторга вызвал костюм для входа в огонь. Пожарные разыграли ситуацию вызова на пожар, а потом и сами дошкольники попробовали себя в роли «юных пожарных». • педагоги МБДОУ приобрели первые знания по организации совместной деятельности педагога с детьми с учетом ФГТ. В 2011-12 уч.году для просмотра педагогам было предложено три открытых мероприятия. На двух из них педагоги МБДОУ смогли наблюдать, какие виды здоровьесберегающих технологий их коллеги Синякова Е.В. и Медведева М.В. используют в своей работе и как выстраивают совместную деятельность с учетом ФГТ. А занятие молодого специалиста Харинской М.А. стало примером интеграции образовательных областей, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в процессе которых развивалась познавательная активность малышей. Повышению профессиональной компетентности педагогов способствовали постоянно действующий семинар «Учимся работать по ФГТ», консультации на темы «Гендерное воспитание дошкольников», «Ребенок и компьютер», «Взрослый мир в детских мультфильмах», «Развитие творческих способностей у дошкольников». 7. Финансовое обеспечение Финансовая деятельность МБДОУ осуществляется в соответствии с годовой сметой доходов и расходов. Главным источником финансирования дошкольного учреждения являются бюджетные денежные средства и родительская плата. Выделенные денежные средства на содержание учреждения расходуются своевременно и в полном объеме. Полученные средства бюджета были направлены на текущие расходы, в т.ч. на заработную плату, прочие выплаты, начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, прочие услуги и прочие расходы. В течение учебного года были приобретены: - жарочный шкаф и морозильная камера для пищеблока; - система светотерапии «БИОПТРОН», очиститель воздуха «Терапии Эйр Ион», ширма медицинская, кушетка, два шкафа для медицинских препаратов, резервный водонагреватель для медицинского кабинета; - две стиральные машины-автомат в прачечную; - детская мебель: 10 детских шкафчиков для раздевания со скамеечками, 20 2-хместных детских столиков и 50 детских стульчиков, 7 кроватей; - 6 детских унитазов; - 2 контейнера для мусора (на улицу); - 39,2 кв.м. несгораемого покрытия; - 42 кг алкидной краски - ЖК – телевизор. 8. Заключение Перспективы развития: • В связи с изменением типа дошкольного учреждения на «муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение» во исполнение ФЗ-83 встает вопрос организации дополнительных услуг (образовательных, оздоровительных, сопутствующих, комплексных и т.п.). • Создать предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ. Особое внимание уделить созданию предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. • Обновить содержание педагогического процесса с учетом требований примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», переработанной в соответствии с ФГТ (при наличии получения программой грифа «Рекомендовано» или «Допущено») • Активнее принимать участие в конкурсах педагогических достижений, публиковать в СМИ свой опыт работы.
Архив |