182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
С ЮБИЛЕЕМ, РОДНОЙ ДЕТСКИЙ САД!
2019 год — Год театра в России
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
22 мая 2013

Мультфильм – средство духовно-нравственного воспитания.

Мультфильм – средство духовно-нравственного воспитания.

Подготовила: воспитатель Балакирева Екатерина Викторовна.

Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из педагогов, родителей. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского. Нравственный идеал в понимании Василия Александровича Сухомлинского:

– умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;

– гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

– богатство духовного мира, интересов и потребностей;

– потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

– чувство человеческого достоинства, уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;

– любовь к труду;

– открытость сердца радостям и горестям других людей.

Перед педагогами и родителями стоит общая задача – воспитать в ребенке такие качества, которые принесут пользу не только самому ребенку, но и будут соответствовать принципам окружающего его общества.

Если в воспитании использовать такое средство как мультфильм, то

- у детей формируется система выбора правильных ценностей;

- уменьшается развитие агрессии;

- дети знакомятся с культурой выбора мультфильмов, как с значимым средством восприятия социальной реальности;

- уменьшается возможность девиантного поведения.

Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и учебной работе. Она с особой интенсивностью стимулирует у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщенных образных представлений, а по мере его взросления – в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления. Выразительность, образность, музыкальность и лаконичность мультфильмов позволяют решать широкий круг образовательных и воспитательных задач, в том числе и физическое развитие ребенка. Как показали исследования, общение с яркой и музыкальной мультипликацией способствует интенсивности зрительных и слуховых ощущений у детей.

Традиционно мультфильмы используются в воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако из-за особенностей детского восприятия эмоций, пережитые ребенком во время просмотра мультипликации, часто остаются неосмысленными. Задача педагога – помочь ребенку осознать свои впечатления. Уже в 5-7 лет дети вполне способны к освоению нравственного и эстетического содержания мультфильма. Игра-инсценировка, поставленная после просмотра, позволит ребенку скорее усвоить его художественную логику, оценить поступки персонажа. Обычно этот процесс вызывает наибольшие затруднения у детей, так как у них преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следственные связи. Изобразительное творчество детей на основе просмотренного мультфильма также помогает выражению эмоций, осмыслению выразительных средств, использованных в нем. Средством музыкального восприятия выступают мультики, поставленные на основе классических музыкальных произведений.

Мультфильм может многому научить ребенка, если он выбран с учетом возрастной психологии. Например, на упаковках мультфильмов в других странах ставится маркировка «Для детей старше шести лет», то есть вводятся возрастные ограничения. К таким «взрослым» мультикам относятся, к примеру… «Том и Джерри», который так часто показывают самым несмышленым малышам для того, чтобы занять их бесконечной сменой ярких бессмысленных картинок. Результаты такого «раннего развития» могут быть огорчительны – ребенок оказывается не способен отличить добро от зла, он безразличен к проявлениям страдания и физическому насилию, может запросто ударить другого человека или «помучить» домашнее животное. Проблема такого поведения в том, что границы допустимого у малышей еще очень нечетки, они легко стираются под действием информации извне.

Полностью лишать детей излюбленного развлечения и запрещать им смотреть мультики вовсе необязательно. Достаточно тщательно отбирать по-настоящему детские, добрые и веселые, поучительные, ориентированные на наших культурных ценностях. На первый взгляд может показаться, что это сильно сужает разнообразие и выбор мультфильмов. Но, за полвека существования мультипликационной студии «Союзмультфильм» было выпущено огромное количество самых разных лент на любой вкус, каждая из которых – настоящий шедевр, не только с эстетической, но и с педагогической точки зрения.

Если папа и мама найдут время обсудить с ребенком просмотренный мультик, поиграть в него, порисовать персонажей или попеть понравившиеся песенки из фильма, то польза от просмотра возрастет в несколько раз. Да и родители смогут больше узнать о собственном ребенке, что тоже немаловажно.

Телевидение либо разрушает психику человека, либо созидает её.

Если ребенок после просмотра мультфильмов становится более уравновешенным, ласковым, спокойным, а иногда даже более застенчивым – то, становится ясно, они в душе ребенка отозвались добром. А если после просмотра пошли препирательства, непослушание, крики, хитрость, обман - значит он получил не те плоды, которые нам хотелось бы видеть.

Стоит заглянуть на одни только названия некоторых мультфильмов, которые говорят об оккультности: «Домовенок Кузя», «Чертенок». После их просмотра у детей могут возникнуть серьезные невротические нарушения, ведь эти фильмы вводят в реалии демонического мира. А если ребенок наблюдает искаженные, неестественно-уродливые изображения зверушек, каких-то безобразных оскаленных людей, похожих на мутантов, в мультиках типа «Симпсоны», «Покемоны» - навряд ли ребенок станет добрее.

Я составила список добрых мультфильмов, которые сама смотрела в детстве и хотела бы показать современным детям: «Гуси-лебеди», «12 месяцев», «Аленький цветочек», «Корова», «Русалка», «Сон смешного человека», «Сказка сказок» ,«Гадкий утенок», «Кучерявый ёжик», «Кот Леопольд», «крошка Енот», «Трям, здравствуйте», «Тимка и димка», « Винни-пух», «Крокодил Гена», «Кто сказал мяу», «Кот-рыболов», «Летучий корабль», «Конек горбунок», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Варежка», «В стране невыученных уроков», «Дед мороз и лето», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Доктор Айболит», «Павлиний хвост», «Тараканище», «Дядя Степа милиционер», «Зайка-зазнайка», «Жадный богач», «Как старик корову продавал», «Сами виноваты!», «Мойдодыр», «Лимпопо», «Тараканище», «Под грибом», «Крошечка – Хаврошечка», «Крапивная горка», «Академик Иванов», «Вежливое слово», «Чудо-дерево», «Путаница», «Шел трамвай десятый номер», «Мама» (1972), «На лесной эстраде», «Праздник непослушания», «Маугли», «Почему у льва большая грива?», «Глупая лошадь» и т.д. Преимущества их, я думаю, очевидны: хороший сюжет (экранизирована классика сказок и не очень известные, но хорошие произведения), качественное изображение (тщательная прорисовка деталей, реальные цвета, реалистичные животные), красивая музыка (часто симфоническая), правильная речь героев, они психологически здоровые (в отличие, например, от «Корпорации монстров»), их нравственными ценностями являются: доброта, верность, смелость, дружба, любовь и т.д. А мультфильмы А. Петрова: «Корова», «Русалка» - о смирении и прощении, а также о любви земной и небесной, об искуплении вины, что должно быть присуще каждому христианину.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает". Эту мысль мы рассмотрим на примере мультфильма «Кучерявый ёжик».

«Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Цель: объяснить и показать детям на примере мультфильма -«Кучерявый ёжик», какими духовно-нравственными качествами должны обладать люди.

Задачи:

1) На примере мультфильма выявить какие качества соответствуют нравственно воспитанному человеку, а какие не присущи;

2) Провести беседу «что такое хорошо, что такое плохо».

Ход беседы:

I. Вступление.

Тема нашей беседы - «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

добро – зло, истина – ложь, здоровье – болезнь, прекрасное – безобразное, и т. д.

Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение «золотой середины»: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Вопросы:

1) Как вы думаете, что такое добро?

2) Что такое зло?

3) Что такое ложь?

4) Что по-вашему может быть прекрасным?

- Уточните?

5) Что может сделать вашу жизнь прекраснее?

Вы наверное слышали когда-нибудь такое выражение – смысл жизни? Как вы думаете что оно значит?

- Смысл жизни меняется от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Человек при этом находится в положении не спрашивающего, а отвечающего на этот вопрос, который ставит перед ним жизнь, и несет ответственность за то, как он ответит на этот вопрос своими реальными поступками. У человека должно быть какое-то предназначение, которое он должен совершить и за которое он потом должен будет ответить перед Страшным судом.

II. Основная часть.

- Сейчас мы посмотрим мультфильм «Кучерявый ёжик», режиссер Михаил Каменецкий.

- Когда просмотр завершится, педагог задает вопросы:

1) Вам понравился мультик?

2) Почему?

3) Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

4) Ёжик отличался от остальных членов своей семьи. Как вы думаете он переживал?

5) А это плохо что он отличался от остальных ежей?

6) А были такие герои, которые вам не понравились? Почему?

7) Были еще герои, которые как-то отличались?

8) Чем закончился мультфильм? (все признали ежа и ворону такими, какие они есть)

9) Вам понравилось как закончился мультфильм? Почему?

- Я хочу пожелать вам просмотра хороших мультфильмов, которые будут для вас полезны. Например: «Леопольд», «Гуси-лебеди», «Крошка Енот», и так далее.

III. Заключение.

На примере мультфильма нам было показано что все равны. Даже если кто-то чем-то отличается, или каким-то образом «не вписывается» в окружающую его обстановку – нельзя этого человека унижать. Ведь, помимо внешности человек имеет внутренний мир, душу. Если внешне он отличается, то внутренне нет. Всегда будьте добры к людям, уважайте, любите их. Земля круглая, и все что вы будите делать плохое к вам же и вернется.



Архив
наши успехи
    Диплом за II место Турнир по спортивным танцам "Провинциальные танцы" категория "Соло"

    Диплом II степени Всероссийского конкурса "День матери" коллективная работа "Счастье в маминых руках" группа № 8

    Диплом I степени за победу в Международном конкурсе "Патриотическое воспитание как основа духовно-нравственного единства общества" работа группы № 5

    Диплом за I место Международного конкурса "Здравствуй зимушка-зима" работа "Снегурочка"

    Диплом за III место Всероссийского творческого конкурса "Лира" номинация "Рисунок"

    Гаврилов Сергей группа № 4 Диплом победителя в городском конкурсе-выставке "Символ года" категория "Семейное творчество" руководитель: Мутаева Л.А.

    Майорова Милана группа № 5 Диплом победителя в городском конкурсе-выставке "Символ года" категория "4-6 лет" руководители: Яровая Е.Б., Ленина Н.А.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.