182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
С ЮБИЛЕЕМ, РОДНОЙ ДЕТСКИЙ САД!
2019 год — Год театра в России
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
27 января 2012

Советы по оформлению детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы –

Звери все до одного

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня – в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль, ну что за книга,

Если в ней картинок нет.

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.

До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Помните, что очень большое количество книг не воспитывают прямо пропорционально нужные качества.

Ребенок теряется в их количестве, не понимает, что книги нужно беречь, складывать их на постоянно отведенное место…

Не гонитесь за количеством, обратите внимание на качество и художественную ценность той литературы, которую вы приобретаете своим детям.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:

- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».

- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.

В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.

Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.

Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:

разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

лото или домино «Герои любимых сказок»;

пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

отгадай загадку – найди отгадку;

диски с аудиозаписями различных детских произведений;

сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;

чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.

Существует множество разных возрастных и занимательных способов научить ребенка любить книги и истории. Не все они, к удивлению многих, требуют садиться с книжкой за стол.

Используйте книгу для создания тесной связи

Книга существует не только для того, чтобы читать слова. В раннем возрасте книга помогает создать тесную связь и дружбу между ребенком и мамой, папой, дедушкой, бабушкой. Когда ребенок садится вам на колени, чтобы послушать историю, он наслаждается не только историей, а также вашим безраздельным вниманием.

Создайте традицию

Выделите специальное время для чтения каждый день. Это успокаивает ребенка, поэтому чтение перед сном подойдет лучше всего. Также читать вместе можно за завтраком, принимая ванну.

Подберите подходящую литературу

Карапузы очень любят картонные книги, книги из клеенки для ванной, раскладные книги, те которые они могут держать и играться. Дети предпочитают яркие страницы, четкие реалистические рисунки. Конечно, они обожают стишки и рифмовки.

Повторение - мать учения

Постарайтесь сдерживать зевки, читая сказку про Колобка в сотый раз. Повторение - основа развития ребенка в раннем возрасте. Дети просят почитать одну и ту же сказку, потому что они жаждут изучения. Скоро вы заметите, что ребенок начнет цитировать абзацы и ключевые слова, это и есть признаком того, что ребенок готов учиться читать сам.

Читая, будьте актером

Постарайтесь разнообразить чтение. Рычите, как серый волк, пищите, как мышка, хрюкайте, как Пятачок. Дети любят представление не меньше взрослых. Разыграйте сказку с ребенком после того, как прочтете ее.

Учитывайте интересы ребенка. Как прививать малышу любовь к чтению?

Подберите литературу по интересам ребенка, например, о зоопарке, велосипедах и т.д. Найдите книжки с любимыми героями из мультфильмов. Если ребенок любит героя на ТВ, то он полюбит и книгу. Экспериментируйте с темами. Иногда девочка, которая любит куклу Барби, любит и книги про Годзиллу.

Ходите в библиотеку

Посетите занятия для малышей в библиотеке. Он может найти для себя нового любимого героя, увидев кукольное представление, услышав приятный голос библиотекаря. Библиотека поможет экономить на книжках.

Аудиокниги

Есть много замечательных аудиокниг. Дети не всегда их любят, т.к. они ценят именно ваше внимание. Аудиокниги можно использовать в машине, путешествуя.

Не используйте книги в качестве поощрения.

Никогда не говорите ребенку, что вы ему почитаете после того, как он доест ужин. Когда чтение ассоциируется с системой поощрения и наказания, оно не вызывает положительных эмоций.

Чтение с непоседой

Некоторые дети просто неусидчивы, они не могут выслушать и двух предложений. Что же делать? Просто пролистайте вместе короткую книгу за 30 секунд и скажите ему: "Ух-ты! мы прочитали целую книгу так быстро!" и отпустите ребенка. На следующий день потратьте 40 секунд и т.д. Некоторые дети просто больше заинтересованы в моторных играх больше. Поймите это и не превращайте чтение в негативный опыт для ребенка:

Пусть рассказ историй станет частью жизни.

Рассказывайте непоседе истории за обедом, в машине. Пусть это будут обычные сказки или истории из вашего детства. Сделайте книгу сами из рисунков ребенка или его любимых фотографий. Потом расскажите истории о каждой картинке или попросите ребенка рассказать историю, используя книгу, которую сделали вы.

Показывайте ребенку слова, где бы вы не находились.

Где бы вы ни были, показывайте ребенку, что слова - это важная часть жизни. Такие простые слова, как СТОП на дорожном знаке, быстро запоминаются. Помогут магнитики на холодильнике с алфавитом, также наклейки с названиями предметов по дому. Даже если ребенок еще не умеет читать, ему в будущем поможет визуализация.

Демонстрируйте детям свою любовь к книгам

Родитель - лучший пример для ребенка, он будет подражать вам.



Архив
наши успехи
    Диплом за II место Турнир по спортивным танцам "Провинциальные танцы" категория "Соло"

    Диплом II степени Всероссийского конкурса "День матери" коллективная работа "Счастье в маминых руках" группа № 8

    Диплом I степени за победу в Международном конкурсе "Патриотическое воспитание как основа духовно-нравственного единства общества" работа группы № 5

    Диплом за I место Международного конкурса "Здравствуй зимушка-зима" работа "Снегурочка"

    Диплом за III место Всероссийского творческого конкурса "Лира" номинация "Рисунок"

    Гаврилов Сергей группа № 4 Диплом победителя в городском конкурсе-выставке "Символ года" категория "Семейное творчество" руководитель: Мутаева Л.А.

    Майорова Милана группа № 5 Диплом победителя в городском конкурсе-выставке "Символ года" категория "4-6 лет" руководители: Яровая Е.Б., Ленина Н.А.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.