17 февраля 2012
"Милости просим, гости дорогие!"
Программное содержание: 1. Воспитывать уважение и любовь к предметам национального рукоделия; 2. Формировать познавательную потребность к изучению народного искусства, как к неотъемлемой части Родины; 3. Обогатить словарь детей названиями обиходных предметов: ухват, чугун, утварь, туесок и т.д.; 4. Обогатить словарь детей названиями видов национальной одежды: телогрейка, зипун, душегрейка, сарафан и т.д. Ход занятия: Музей оформлен в виде русской избы (стоит печь, длинный стол с предметами утвари, по краям лавки и т.д.). входит воспитатель, одетый в русский народный костюм. Тихо поет песню, ходит по избе, расставляет горшки, заметает коврик? Замечает детей. Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Милости просим! Проходите, рассаживайтесь, пожалуйста, по лавкам, не стесняйтесь. Вот каша у меня поспела. Ох, и хороша каша масляная, в печке варенная, да на парном молочке. Да что это я вам про печь рассказываю? Вы, наверное, и печки-то не видели. Вы ж в городе живете. А может, кто в деревне был и печь видел? (ответы детей) Для чего нужна печь? Печь не только обогревает дом. В печи я и хлеб пеку, и еду готовлю себе и домашним животным. На печи у меня одежда и обувь сушится, грибочки, ягодки. Здесь можно и спать, для этого специальная лежанка есть. А сколько сказок, историй разных внукам рассказала на русской печке. Печь – моя кормилица и помощница. Кто из вас знает сказки, в которых печь людям помогала? (ответы детей) Да какие же вы молодцы, все знаете! Наверное хорошо занимаетесь, внимательные. Но и мы не бездельничаем. Почти все в избе делается своими руками. Долгими зимними вечерами люди резали миски и ложки, долбили различные ковши. Как вы думаете, для чего они предназначались? (воспитательница показывает и рассказывает, какой ковш для чего нужен и как называется.) На специальных станках ткали ковры, вышивали, плели лапти, туеса, корзины. Все делалось с любовью, тщательно, но и красивым, радующим глаз. Ребята, а на чем готовят еду ваши мамы? В чем варят щи, кашу? (ответы детей) У меня нет плиты. А в печку кастрюлю не поставишь. Кашу и щи я варю в специальном горшке – чугунке. А печь-то глубокая, жаркая, руки туда не сунешь. Поставить или достать чугун с картошкой или кашей можно только ухватом. А что это такое? Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. Что это мы с вами все говорим и говорим. Давайте поиграем! (проводится русская народная игра «Как у дяди Трифона») Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия. Любая обиходная вещь – будь то детская люлька или ковш, салфетка или полотенце – все украшалось резьбой, вышивкой, кружевом, росписью. Я вот смотрю, как вы все одеты красиво, где же вы такую одежду взяли? (ответы детей) А раньше всю одежду шили, вышивали и расшивали ее бусами сами. Каждый узор на юбке или рубахе нес в себе определенный смысл. В каждой местности наряды и узоры на них отличались друг от друга. Даже у каждой мастерицы был свой узор, по которому можно было догадаться чье это платье. А вот это внучка моего рубаха, раньше ее называли «косоворотка». Почему, может, кто знает? Потому, что разрез ворота располагался не по середине, а сбоку, отсюда и название - «косоворотка». Посмотрите по вороту и подолу она тоже украшена вышивкой. Как вы думаете, а что же зимой носили люди? Зимой, люди по богаче, надевали шубы, а победнее носили кафтан, иногда под него надевали «зипун» - длинной до колен и спереди имел застежку (показ иллюстрации). Женщины же в прохладную погоду одевали душегрейку. (короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди). Или телогрею (короткая одежда с воротником и рукавами сшитая в талии). Да, нарядов много, а где же хранится вся эта одежда, угадайте? (ответы детей). Что же это я вас все баснями кормлю? Баснями сыт не будешь, всякому нежен обед и ужин. (воспитательница достает пирожки из печки и угощает детей)
Архив |