17 февраля 2012
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы (спортивный досуг и декоративное рисование)
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы (спортивный досуг и декоративное рисование) Цели и задачи. Закреплять знания детей об изделиях русских народных мастеров, их характерных особенностях. Познакомить с семеновской матрешкой. Упражнять в технике рисования концом кисти, всем ворсом. Развивать знания о цвете, о теплых и холодных тонах. Формировать чувство цвета, ритма. Формировать желание выполнять спортивные движения качественно. Воспитывать интерес к народному творчеству. Предварительная работа. Беседа о народных промыслах, рассматривание изделий русских народных мастеров. Знакомство с игрушкой-забавой – матрешкой. Материал и оборудование. Матрешки и другие изделия народного промысла, заготовки с силу-этами матрешек. Атрибуты к игре «Цветик – семицветик». гуашевые краски, кисти разной величины. Ход занятия. Зал украшен предметами народно-прикладного искусства (они расположены на столах и стендах). Организационный момент Под музыку входят дети. Их приветствует Петрушка. Петрушка. (ин-структор по физкультуре) Добрый день, господа, К нам пожалуйте сюда! Подходите, подходите, Посмотрите, посмотрите. К нам на ярмарку скорей Приглашаем всех гостей. Дети становятся в одну колонну и медленным шагом идут по залу за Петрушкой (обычная ходьба). В дальнейшем выполняют за ним дви-жения. Активизация знаний о народных игрушках Петрушка подводит ребят к столу с дымковской игрушкой и к ним вы-ходит Мастерица (воспитатель ИЗО). Мастерица загадывает загадку про дымковскую игрушку. Петрушка. Едет Ваня в новой шапке Да на дымковской лошадке, У нее бока крутые, Рога золотые, Копыта с оборками. Ходьба по залу, высоко поднимая колени. Сделав круг, колонна останавливается у стола. Петрушка. Барашек – свисток, Левый бок – завиток, Правый бок – завиток, На груди – цветок. И. п. – ноги на ширине плеч, корпус наклонять вперед. Ходьба по залу, касаясь ладонями пола. Затем все переходят на обычную ходьбу и подходят к столу с матрешками. Мастерица загадывает загадки о матрешках. Мастерица. Ростом разные подружки, Все румяны, все толстушки! Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка! Посмотрите, кто это? (показывает матрешку) Дети. Матрешки. Петрушка. Восемь кукол деревянных В разноцветных сарафанах На столе у нас живут: Всех матрешками зовут! Ходьба врассыпную мелким приставным шагом. Руки прижаты к туловищу. Закрепление знаний детей о русских матрешках и знакомство с новой матрешкой Мастерица. Матрешки бывают разные: калининские, загорские, полхов-майданские, семеновские. Из какого материала сделана матрешка? Дети. Из дерева. Мастерица. Как можно играть с матрешкой? Дети. Разбирать, собирать, играть как с куклой. Мастерица. С загорской матрешкой вы уже знакомы, а сегодня послушайте рассказ о семеновской матрешке. Матрешка из села Семеново Нижегородской области – настоящая красавица! Семеновская матрешка отличается от других ярким румянцем на щеках, прямым пробором волос, ротиком-бантиком, цветами на переднике. Самые яркие краски берут мастера для росписи, но костюм подробно не прописывают, потому что в руках у красавицы пышный букет цветов. Это центр композиции. Глаза и волосы черного цвета, щечки и губки розовые, и косынка с цветочной каймой разузорена спиральками, выполненными «тычком». По бокам рисуют ручки в складчатых рукавах. Букет размещается на белом фартуке, закругленном снизу. Любимые цвета семеновцев – розовый, малиновый, фиолетовый, желтый; для букета – красный в разных его оттенках; зеленая листва и разноцветные мелкие цветочки в гроздьях. Дети вместе с Петрушкой выполняют движения в соответствии с текстом. Дети. Вот матрешечка проснулась, Сладко к солнцу потянулась. И. п. – основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться на носочках, вернуться в и. п. (6 – 8 раз). Дети. Воду в руки набрала, Поплескалась, расцвела. И. п. – ноги вместе, руки в стороны. Круговые вращения прямыми руками (по 3 – 4 раза в каждую сторону). Дети. Ветру низко поклонилась . И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Пружинящие наклоны вперед, вернуться в и. п. (6 – 8 раз). Дети. По травушке покаталась. И. п. – лежа на спине, руки вытянутые вверх. Перевернуться на живот вправо, вернуться в и. п. (по 6 раз в каждую сторону). Дети. На качелях покаталась. И. п. – сидя, руками обнять колени. Перекатиться на спину, вернуться в и. п. (6 – 8 раз). Дети. И немножко поплясала. Выполнение любых танцевальных движений. Активизация знаний детей о теплых и холодных цветах Мастерица. Чтобы расписать игрушку, художнику нужно хорошо знать цвета. Какие цвета мы знаем? Дети. Синий, зеленый, черный, белый, желтый, оранже-вый, и т.д. Мастерица. Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие те-плые цвета вам знакомы? Дети. Эти цвета похожи на свет солнца. Это розовый, желтый, красный, оранжевый. Мастерица. Какие цвета называются холодными? Дети. Похожие по цвету на снег, лед. Это цвета – синяя, голубая, фиолетовая. Мастерица. Сейчас мы поиграем в игру «Цветик – семицветик». Петрушка понимает один из лепестков, дети самостоятельно определяют его цвет. Если тон теплый – хлопают один раз, если холодный – подпрыгивают один раз. ( После каждого игрового действия подводится итог, спрашивают детей, почему они столько раз хлопнули, как называется цвет лепестка.) Дети играют с Петрушкой в игру «Цветик – семицветик». Мастерица. Пора нам отправиться в свою мастерскую, где нас ждут еще не расписанные изделия – силуэты мат-решек. Дети становятся в одну колонну, медленным шагом идут к столам и занимают рабочие места. Мастерица. Как называется матрешка, которая родилась в селе Семенове? (Семеновская). Из какого материала сделана? (из дерева). В какую одежду одета? (цветастый фартук, желто-красный платок, передник). Как мы будем украшать платок? (каймой по краям и спиральками – тычком кисти). На фартуке большой цветок в центре, от него отходят бутоны и листья. Для рисования цветка пользоваться всем ворсом кисти, а для мелких деталей – концом кисти. Дети расписывают матрешек. По окончании работы Мастерица предлагает выбрать самую веселую матрешку, самую яркую, и т.д. Эстафета «Собери матрешку» Дети играют с Петрушкой и Мастерицей. Выстраиваются в две команды. На двух столах по пять матрешек (каждая фигура раскрыта). Первый игрок из каждой колонны подбегает к своему столу и собирает самую маленькую матрешку. Бегом возвращается обратно и передает эстафету следующему. Тот бежит к столу, ставит маленькую матрешку внутрь следующей по размеру и собирает ее и т.д. выигрывает команда, которая быстрее сложит все матрешки в одну. Игра «Ручеек» Чтобы не фиксировать внимание одной из команд на проигрыше, все дети играют в игру «Ручеек». Петрушка хвалит детей за ловкость, быстроту, находчивость. Все прощаются со зрителями и под народную музыку выходят из зала.
Архив |