17 февраля 2012
Этот волшебный - Воздух
Задачи: Образовательные: • учить детей устанавливать причинно-следственные связи; • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; • дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности; • способствовать формированию у детей познавательного интереса; • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; • учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; • развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности; • развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитательные: • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; • воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предшествующая работа: • наблюдения за ветром во время прогулки; • чтение художественной литературы; • проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; • эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; • изготовление корабликов с парусами, вееров. Оборудование: • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); • стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); • мыльные пузыри (по количеству детей); • игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); • 2 подноса; • кораблики из бумаги; • сосуд – «море» для корабликов; • салфетки бумажные (по количеству детей); • веера (по количеству детей); • белые халаты; • бумажные «парашюты» с загадками. Литература: • Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; • Н.А. Рыжова «Не просто сказки»; • О.Р. Галимов «Физика для дошкольников»; • О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом»; • А.Холден «Мир вокруг» из серии «Веселые уроки». Ход занятия. (Дети стоят в зале с воспитателем). Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку: Такой большой, что занимает весь мир, Такой маленький, что в любую щель пролезет. (Дети отгадывают). Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили? Верно, ребята, воздух есть везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Нам с вами предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы? Воспитатель. Для этого нам надо отправиться в лабораторию к профессору Почемучкину. На чем же нам добраться до его лаборатории? А, какие виды воздушного транспорта вы знаете, мы узнаем, отгадав загадки, которые спустились к нам на парашютах. (Воспитатель снимает парашюты с занавесок и загадывает детям загадки о воздушном транспорте). Воспитатель. А, давайте мы с вами полетим на самолете. Физкультминутка «Самолет». Круг мы делаем большой. Встанем в круг мы все гурьбой. Мы покружимся немножко И похлопаем в ладошки, Мы потопаем немножко И похлопаем в ладошки. Повернемся друг за другом И попрыгаем по кругу. А теперь - наклон вперед. Получился самолет. Крыльями легко помашем. «Прилетели!»- дружно скажем. Воспитатель. Вот мы и приземлились у лаборатории профессора Почемучкина. Здравствуйте, профессор. Мы прилетели к вам в лабораторию, потому что хотим узнать все о воздухе. Профессор Почемучкин. Здравствуйте, ребята! Я приготовил вам все для опытов. Давайте приступим. Опыт№1. Возьмем в руки камешек и сожмем его. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? Профессор Почемучкин. А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО. Опыт№2. Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Дети: прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите мне другие жидкости. (Дети: сок, кефир, молоко, кисель и т.д.). Профессор Почемучкин. Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО. Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость. Можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО И НЕ ЖИДКОСТЬ. А, что же тогда такое воздух? ВОЗДУХ – ЭТО ГАЗ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования. Профессор Почемучкин. Воздух невидим. Как нам его обнаружить? ( Под музыку из к\ф «Приключения Буратино» вбегает Буратино). Буратино. Здравствуйте, ребята! А, что это вы тут собираетесь делать? Профессор Почемучкин. Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Буратино. О воздухе? А, кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух. А вы, ребята? Профессор Почемучкин. Погоди, погоди, Буратино! Я вот тоже никогда не видел воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Буратино. Ой, все – то вы знаете! А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате. Профессор Почемучкин. Ребята, давайте вместе будем доказывать, что воздух все - таки есть. Опыт№3. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? Дети. Он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воспитатель. Давайте сделаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим. А, почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воспитатель. Правильно, ребята, воздух прозрачный - значит через него все видно. Посмотрите вокруг, что еще здесь прозрачное? (аквариум, окна, пробирки, стаканы). Профессор Почемучкин. Ребята, а как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нем что – нибудь? (ответы детей). Буратино. Ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане ничего нет. Давайте туда, что- нибудь нальем или положим. Профессор Почемучкин. Говоришь, ничего нет! А мы сейчас проверим! Опыт№4. Ребята, возьмите в руки стаканы, переверните их вверх дном и медленно опустите их в банку. Стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей). Можно сделать вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт№5. А, теперь, ребята, попробуйте опять опустить стакан в воду, но держать его нужно не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей). Правильно, в воде появляются пузырьки воздуха. А, откуда они взялись? (ответы детей). Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Сделаем вывод: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ И НЕВИДИМЫЙ. Профессор Почемучкин. Ну, что, ребята, убедились, что стакан не пустой, в нем есть воздух. Буратино. Эка невидаль, воздух! Я, может, знал, что воздух есть, а просто так всем не говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте. Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку соломку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! Воспитатель. Ребята, давайте и мы с вами попускаем пузырьки из соломинки. Возьмите по соломке и подойдите к сосуду с водой. Опыт№6. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в нее. Что получается? (Получается буря в стакане воды). Профессор Почемучкин. Что выходит из воды? Дети. Воздух. Профессор Почемучкин. А, какие ещё пузыри можно пускать? Дети. Мыльные. Профессор Почемучкин. Давайте и мы попускаем мыльные пузыри.(Дети пускают пузыри под музыку). Профессор Почемучкин. Буратино, как ты думаешь, что находится внутри пузырей? Буратино. Знаю, конечно, мыло! Профессор Почемучкин. Ребята, прав ли Буратино? Почему? Конечно в каждом пузыре находится воздух. Буратино. Мыло, воздух, какая разница! Вы мне другое скажите: и я, и ребята и все люди дышат через нос. Правильно? Воспитатель. Правильно! Ребята, давайте покажем Буратино, как мы умеем правильно дышать. Наши дети ежедневно выполняют дыхательную гимнастику, чтобы не болеть. Дыхательная гимнастика. 1. «Дыхание». Подыши одной ноздрей и придет к тебе покой. И.П. –Стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох, как только вдох окончен делать продолжительный выдох через нос (4раза), то же упражнение с левой ноздрей. 2. «Дыхание». Тихо. Тихо мы подышим. Сердце мы свое услышим. И.П. –о.с. –медленный вдох через нос задержать дыхание на 4 секунды, плавный выдох через рот(2раза). Буратино. Теперь я тоже буду правильно дышать. Профессор Почемучкин. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, видим мы его? Дети. Нет. Опыт№7. Возьми салфетку в руку, поднесите к носику и подышите. Видим теперь мы воздух? Дети. Да. Профессор Почемучкин. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А, что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух). Делаем вывод: ПРИ ВДОХЕ ЛЕГКИЕ РАСШИРЯЮТСЯ, НАПОЛНЯЯСЬ ВОЗДУХОМ, А ПРИ ВЫДОХЕ СЖИМАЮТСЯ. Профессор Почемучкин. А мы можем не дышать вообще?(нет). Воспитатель. Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?(ответы детей). Деревья работают как пылесосы. Они очищают наш воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Что же приводит к загрязнению воздуха? (ответы детей). Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Давайте посадим деревья. (Воспитатель вместе с детьми оформляет панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты цветов и деревьев). (Ребенок в это время рассказывает стихотворение). Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, Где бродят Барсук и лиса. Лист, На который Ложится роса. Свежесть лесную, И влагу, И тень- Вот, что сажаем В сегодняшний день. Профессор Почемучкин. Ребята, а вам не кажется, что стало жарко? Давайте возьмем веера и помашем перед лицом. Что вы чувствуете? Дети. Ветер. Профессор Почемучкин. А, давайте покажем Буратино, как мы умеем делать ветер. Опыт№8. Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребенка. В каждой миске – свое море – Красное, Черное, Желтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны. Опыт№9. Опустите кораблики в воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблем, когда ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать). Профессор Почемучкин. Ребята, а, что такое ветер? Дети. Ветер – это движение воздуха. Воспитатель. Спасибо, Профессор Почемучкин за такие интересные исследования. Теперь мы много знаем о воздухе. Ребята, давайте мы с вами повторим то, что мы узнали и подведем итоги. 1. ВОЗДУХ –ЭТО ЧАСТЬ ПРИРОДЫ.ОН ВЕЗДЕ ВОКРУГ НАС, МЫ ИМ ДЫШИМ. 2. ВОЗДУХ НЕВИДИМ, ПРОЗРАЧЕН. 3. ВОЗДУХ МОЖЕТ ДВИГАТЬСЯ. 4. ВОЗДУХ НЕОБХОДИМ ВСЕМ НАМ. БЕЗ НЕГО НЕТ ЖИЗНИ! Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие, садитесь в самолет и полетим домой в д\сад. Там нас ждут ребята и мы им расскажем, что мы узнали нового и интересного о воздухе. До свидания, Профессор Почемучкин и Буратино!(дети с воспитателем имитируют самолет).
Архив |