27 мая 2011
КОНТИНГЕНТ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ
В 2010-11 уч. году в ДОУ было укомплектовано 6 групп, которые посещали 143 ребенка: ранний возраст (до 3-х лет)– 44 ребенка; младшая группа – 26 детей; средняя группа – 48 детей; старшая группа – 25 детей; Среди воспитанников: 82 мальчика (57,3%) и 61 девочка (42,7%) Состав семей воспитанников: Всего семей – 139, полная – 116 семей – 83,4%, неполная – 23 семьи – 16,5%, многодетная – 4 семьи – 2,9%, опекунская – 2 семьи – 1,6%. Социальный статус родителей: служащие – 33,6 %; частные предприниматели – 3,8 %; рабочие – 54,1 %; неработающие – 8,5 %. Национальность родителей: русские – 99,3%; другие национальности – 0,7%. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из русскоязычных и полных семей, мальчики, дети из семей рабочих. Сотрудничество ДОУ с родителями ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Взаимодействие с семьями воспитанников мы строим последовательно и системно. Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной социализации растущего человека. Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка. Принимая данный постулат как аксиому, мы обозначили для нашего детского сада следующие принципы взаимодействия с семьей: 1. Принцип личностной ориентации. Взаимодействие с семьей на основе принятия и уважения ее индивидуальной семейной истории, традиций, образа жизни. Ориентация на удовлетворение образовательного запроса конкретной семьи 2. Принцип социального партнерства. Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в соуправлении, на основе позиции: детский сад – профессиональный помощник семьи в воспитании ребенка. Исключается позиция доминирования по принципу «мы педагоги – мы лучше знаем, что нужно». Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия. 3. Принцип социального творчества. Детский сад – это место, где интересно и комфортно не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад – это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку, и родителю в построении партнерских отношений, развитии собственного «Я». Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором все участники чувствуют себя востребованными. Дошкольное учреждение поддерживает желание родителей приобрести знания, необходимые для воспитания детей. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей происходит через: • изучение потребностей родителей в образовании детей; • просвещение родителей для повышения их педагогической культуры; • включение родителей в совместную деятельность с детским садом; • информационную поддержку семьи. Педагогический коллектив предлагает родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества: • родительские собрания, • консультации, • изготовление творческих работ в кругу семьи, • совместные выставки, рисунки, участие в праздниках, • творческие вечера, встречи, • дни открытых дверей, совместные досуги. Родительские собрания мы проводим в нетрадиционной форме («педагогическая гостиная», «справочное бюро», «за круглым столом»), организуем для родителей семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, консультации. Содержание общения с родителями включает множество вопросов воспитания, развития и обучения детей. Для родителей не существует второстепенных тем, поскольку с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией педагога. Родителям важно знать особенности того или иного возраста, закономерности развития детей, их потребности, нюансы нравственного, умственного, физического и др. сторон воспитания. В то же время, выбирая темы встреч с родителями, мы учитываем их запросы и пожелания, потребность в педагогических знаниях. Так, о том, что «игра – не только забава» - узнали на родительском собрании мамы и папы детей второй младшей группы. Интересны и актуальны для родителей детей раннего возраста встречи на темы: «Первые шаги в детском саду» и «Упрямые капризули. Кризис 3-х лет». В «путешествие в страну знаний» по вопросам правового воспитания были приглашены родители старших дошкольников. Конечно, родителей всегда волнует здоровье своих детей. Поэтому, в ноябре состоялась конференция «Расти здоровым, малыш!» с участием медицинского персонала детского сада. Педагоги творчески подходят к подготовке любой встречи с родителями: это и поиск новых материалов, и использование методов активизации родителей (проблемные ситуации, просмотр фрагментов работы с детьми, анкетирование по теме собрания, психологические тесты, подбор ярких, показательных примеров из жизни группы и др.). Эти приемы направлены на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. Ежегодно во всех группах проводятся «дни открытых дверей». В этом учебном году родители смогли посетить занятия учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя ИЗО, инструктора по ФК, занятия воспитателей: по математическому развитию, по социальному миру. Родители, бабушки и дедушки активно интересуются тем, как живут их дети в детском саду, чем занимаются, в какие игры играют. Систематически обновляется материал в уголках для родителей, оформляются папки-передвижки, стендовые консультации, проходят консультации специалистов. Также родители активно участвуют во всех совместных мероприятиях и творческих акциях, организованные ЦДЮТТ. Наиболее активными в этом году были семья Орловой Оли (гр. № 4), семья Лукашовой Алины (гр. № 5), семья Федоровой Кати (гр. № 4), семья Иванова Дани (гр. № 4). Родители оказывают помощь по благоустройству детского сада: принимают участие в акциях «Сделаем садик краше!» (оформление клумб, строительство игровых построек на участках), оказывают благотворительную помощь в оснащении предметно - развивающей среды детского сада. Ежегодно в детском саду проходит социологическое исследование: анкетирование родителей с целью выявления социального статуса семей, условий жизни ребенка, взаимоотношений с членами семьи. На основе этих данных социальный педагог Алексеева Т.Ф. составляет «социальный паспорт ДОУ», оформляет «социальные дела воспитанников» из семей «группы риска» (выявлено 5 таких семей) и опекунских семей. Во взаимодействии мы работаем с отделом опеки и попечительства, отделом семьи, материнства и детства, территориальным управлением социальной защиты населения Псковской области, социально-правовым отделом Управления образования, приютом для несовершеннолетних.
Архив |