17 мая 2010
НОМИНАЦИЯ «ЗДОРОВЬЕ»
Важнейшим направлением деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни. В ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», функционирует Совет здоровья, реализуется План по физическому воспитанию и оздоровлению детей на 2009-10 г.г. Работу детского сада в этом направлении координируют старшая медсестра Русакова Р.В. и врач-педиатр Нечипоренко И.П. Лечебно-оздоровительная работа в нашем учреждении представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий и включает следующее: - профилактические мероприятия: 1. Профосмотры детей: плановые, перед проведением прививок, узкими специалистами, осмотр вновь поступающих детей, «утренний фильтр». Так, при поступлении ребенка в детский сад собираются сведения об особенностях развития и поведения ребенка, медперсонал оценивает состояние физического здоровья и нервно-психического развития и совместно с педагогом-психологом дает родителям рекомендации по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям. Все сведения о ребенке, полученные при приеме, вносятся в историю развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей группы и специалистов. Ежедневный прием детей – «утренний фильтр» - проводится воспитателями группы, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья, осматривают зев и кожу, при наличии показаний измеряют температуру тела. Выявленные при утреннем осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются. Заболевшие в течение дня изолируются от здоровых детей. После перенесенного заболевания дети принимаются в ДОУ при наличии справки участкового врача-педиатра. Два раза в год измеряются антропометрические показатели, результаты доводятся до сведения родителей. 2. Мониторинг состояния здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья. Дети с выявленной предполагаемой патологией направляются на прием к узким специалистам, ставятся на диспансерный учет. 3. Система специальных адаптационных мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости детского организма. Дошкольники получают витаминные напитки с имунностимулирующими свойствами, в ДОУ предусмотрен медицинский отвод от вакцинации до окончания периода адаптации, щадящий режим, исключение травмирующих процедур в период адаптации. В адаптационный период режим детского сада максимально приближен к домашнему. Педагогами дошкольного учреждения учитываются все имеющиеся у ребенка привычки, даже если они не соответствуют режиму детского сада, ребенку не запрещается приносить из дома игрушки. На режим детского сада малыша переводят постепенно, с учетом его индивидуальных особенностей. Прием в ясельную группу осуществляется по графику – не более 3-4 новых детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить максимум внимания детям. В целях профилактики переутомления и перевозбуждения нервной системы в первый период посещения ребенком детского сада время его пребывания сокращается до 2-3 часов и постепенно удлиняется. Если ребенок не хочет играть и заниматься, педагоги не настаивают. Ребенку предоставляется возможность привыкнуть к коллективу детей и персоналу, наблюдая его со стороны. Медицинская сестра при каждом посещении группы интересуется состоянием здоровья детей, аппетитом, поведением новичков. 4. Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ ведется по двум направлениям: - проведение иммунизации, - противоэпидемические мероприятия. Профилактические прививки проводятся в соответствии с индивидуальным календарем прививок, по необходимости дети направляются на консультации к узким специалистам. Медсестра заблаговременно сообщает родителям о проведении профилактических прививок через воспитателя. Все прививки регистрируются в карте профилактических прививок и истории развития ребенка с указанием даты проведения, дозы, серии, реакции на прививку. - лечебно-оздоровительные мероприятия: 1. Диспансеризация детей в возрасте 5-7 лет с осмотром их врачами-специалистами; 2. Противорецидивное лечение, в том числе санация очагов хронической инфекции, полоскание зева настоями и отварами растений с бактерицидными и противовоспалительными свойствами, полоскание горла водой комнатной температуры, смазывание небных миндалин раствором Люголя, смазывание носовых ходов оксалиновой мазью; 3. Оздоровление фитонцидами: дети употребляют в пищу чесночные бутерброды, пьют чесночно-лимонный напиток; 4. Витаминотерапия: дошкольники получают поливитамины, элеуторокок, в третье блюдо добавляется витамин С; 5. С детьми проводится корригирующая гимнастика и занятия ЛФК; 6. В ДОУ создан оптимальный двигательный режим. В режиме дня предусмотрено проведение утренней гигиенической гимнастики, тренирующие и обучающие физкультурные занятия, физминутки и динамические паузы, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные и спортивные игры, пешеходные прогулки и экскурсии, занятия хореографией, музыкальные занятия, спортивные досуги, самостоятельная двигательная активность детей:
7. Закаливание, которое включает в себя обширное умывание, ходьбу босиком по ребристой доске, сквозное проветривание в отсутствие детей, обязательную прогулку 2 раза в день, солнечные и воздушные ванны в летний период, контрастное обливание ног в летний период. При закаливании детского организма медперсоналом и педагогами ДОУ проводится следующий комплекс мероприятий: • отслеживание состояния здоровья детей с учетом индивидуальных потребностей ребенка при выборе метода закаливания; • постепенное увеличение влияния природного фактора; • систематическое закаливание; • учет настроения ребенка, оно должно быть спокойным и радостным. Для повышения эффективности закаливающих мероприятий мы проводим их при исходном состоянии теплового комфорта организма детей, которое достигается рациональным сочетанием теплозащитных свойств одежды с температурой воздуха в помещении и на открытом воздухе. При проведении закаливающих процедур обеспечены санитарно-гигиенические условия: дети имеют в наличии индивидуальные маркированные полотенца, одежду для занятий физкультурой в зале и на открытом воздухе. Уровень физического и нервно–психического развития детей, а также показатели заболеваемости зависят от правильно организованного питания. Питание должно обеспечивать растущий организм необходимой энергией и основными питательными веществами. Мы все это учитываем при составлении десятидневного меню, согласуем его с Роспотребнадзором. Ежедневно осуществляем контроль за качеством получаемых продуктов, их хранением и сроками реализации, за качеством приготовления пищи. Проверяется закладка продуктов в котел и выхода блюда путем контрольного взвешивания. Полученные результаты старшая медсестра фиксирует в бракеражном журнале. Ежедневно оставляется суточная проба готовой продукции в стеклянной посуде с крышкой, которая хранится в холодильнике при температуре +2 +6 градусов в течение 48 часов. Период дошкольного детства является важным и в психическом развитии ребенка. В это время формируется система психических функций: речь, память, мышление. Цель практической работы психолога с детьми – психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условие достижения этого здоровья. Психологический аспект психического здоровья предполагает: - внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру; - обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности. Поэтому приоритетными направлениями в работе педагога-психолога ДОУ Козловой Г.Л. являются: - психологическое здоровье, максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; - внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний; - изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер проявления; - оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности; - содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, вопросах обучения и воспитания. Решение задач по этим направлениям прослеживается в психопрофилактической, психодиагностической и психокоррекционной работе педагога-психолога. Образовательный процесс строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, способствует своевременному предупреждению нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка. Особое место в программе уделяется профилактике дезадаптации детей, поступающих в ДОУ. В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является следствием его неготовности к выходу из семьи. Результаты в решении поставленных задач приносит единая система взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. Это взаимодействие присутствует во всех направлениях работы специалистов.
Немаловажной мы считаем работу по формированию у детей ценностей здорового образа жизни, в том числе: - развитие навыков личной гигиены; - развитие навыков полезности и ценности здорового образа жизни; - поддержание положительных эмоций, чувства «мышечной радости» при занятиях физической культурой; - привлечение родителей к формированию у детей здорового образа жизни. Большое значение для укрепления здоровья имеет знакомство ребенка со своим телом. Это происходит во время гигиенических процедур, на прогулке, после сна, на физкультурном и познавательных занятиях, в свободной деятельности. Примером для детей по формированию здорового образа жизни являются родители и сотрудники детского сада. В ДОУ проводится следующая работа в этом направлении: - изучение семей воспитанников; - привлечение родителей к участию в педпроцессе; - проведение родительских собраний с рекламой здорового образа жизни; - выпуск родительских уголков с пропагандой ЗОЖ; - создание фотоколлажей о работе с детьми по физическому воспитанию; - «круглые столы» для родителей по обмену опытом в этом направлении; - консультативная работа. Результаты здоровьесберегающей деятельности
Архив |