10 января 2008
Здоровьесберегающие технологии
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в ДОУ является рациональный оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким. При его определении надлежит учитывать биоритмы, погодные условия, атмосферное давление. В зависимости от состояния детей допустимо сокращение времени занятий, изменение их структуры, увеличение продолжительности прогулки и сна в зависимости от погодных условий. Неизменные компоненты режима дня – время приема пищи, дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты режима дня – динамические. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки: дети вынуждены значительное время находиться в статической позе. Ребенок уже в детском саду испытывает вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать режим дня в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. в результате физических нагрузок улучшаются функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, ускоряется ее развитие, развивается и укрепляется мышечный аппарат, активнее работает дыхательная система, улучшается координация деятельности нервных центров, повышается эмоциональный тонус. Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма. В режиме дня обязательно должны присутствовать: Утренняя гимнастика, Физкультурные занятия, Динамические паузы (физкультминутки, логоритмическая, пальчиковая гимнастики телесные игры), Профилактическая гимнастика (проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья – это массаж и самомассаж, гимнастика для газ, дыхательная гимнастика), Дозированный бег и ходьба на прогулке, Подвижные и спортивные игры на пргулке, Игры-хороводы в группе, Релаксационные упражнения (перед сном), Бодрящая гимнастика (после сна), Занятии в спортивных секциях, Занятия в танцевальных кружках, Спортивные, музыкальные и оздоровительные досуги и праздники, Дни здоровья и неделя здоровья. Занятия, требующих от детей усидчивости и умственного напряжения строго регламентируются Младшие группы до 15 минут, Средние группы 15 – 20 минут, Старшие группы 20 – 25 минут, Подготовительные группы 25 -30 минут. Во время занятия обязательно проводится, как минимум одна динамическая пауза. Наш детский сад длительное время работает с приоритетным эколого-оздоровительным направлением. Поэтому так необходимо создание условий для оздоровительной работы в группах. Рассматривается оно с позиций медицинской экологии. Экология, как вы все знаете, - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой. Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В детском саду создаются комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды. Светотерапия – правильно подобранный световой климат ДОУ оказывает положительное воздействие на детей, сохраняет зрение, выявляет художественную выразительность интерьера. Цветотерапия – цвет это важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка лежит в основе его комфортного существования. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает это сам человек или нет. Фитодизайн – оздоровление воздушной среды с помощью растений. Растения способны активно удалять из атмосферы замкнутых пространств вредные органические соединения, они выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона. Зоотерапия – общение человека с животными и птицами благотворно влияет на его психическое состояние. Музыкотерапия – музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Музыка выступает регулятором жизненных ритмов. Микроклимат – комфортный психологический микроклимат является одним из главных направлений в работе с детьми. Развивающая среда – в группах необходим уголок здоровья, в котором дети самостоятельно занимаются спортом и закрепляют знания о здоровье. Участок группы должен быть не только красивым, но и полезным для всестороннего развития детей. Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Но можно противостоять вредным влияниям на организм, чтобы не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. стоит изменить образ жизни и совершится чудо: мы и наши дети будем чувствовать себя здоровыми.
Архив |