17 октября 2017
"Истоки. Воспитание на социокультурном уровне" средняя группа,2016-2017 уч. год.Отчет о работе педагога Марченковой И.М.
Современное дошкольное образовательное учреждение организует такую социальную среду, которая позволяет ребенку удовлетворить потребности в познании окружающего мира, преобразовании его по законам красоты и доброты, создает условия для самостоятельного конструирования собственного образа «Я» ребенка. Идеал современного человека требует ориентации образовательного процесса на общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Отечество, Семья, Труд, Знания, Мир. Первым шагом в освоении ребенком богатств мировой культуры становится национальная культура, с чем ребенок встречается с первых дней своей жизни. Важную роль в формировании социокультурной среды играет программа «Истоки. Воспитание на социокультурном уровне», реализацию которой я начала со средней группы. Чтобы усвоение программы прошло успешно, была определена подгруппа детей по желанию родителей, был составлен план работы с детьми, куда были включены и домашние семейные задания, ведь родители должны оказать первыми помощь в осуществлении задач программы, они являются непосредственными проводниками детей во взрослый мир. Для родителей было проведено анкетирование "Что Вы знаете о программе "Истоки", а также им была предоставлена возможность познакомиться с задачами программы, ее значением для воспитания детей. Работа по реализации плана включала в себя изучение тем, которые предоставлялись рабочими тетрадями, выпущенными издательским домом "Истоки". Работа по программе началась с очень интересной темы "Дружная семья". Одной из задач этой темы являлось "Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей". Проводились беседы с детьми, родителям было предложено оформить древо семьи. Впоследствии я провела занятие с детьми, на котором каждый ребенок рассказал о своих родных, используя этот материал. Новой формой работы явилось проведение интервью с детьми по различным темам. В группе был организован уголок семьи, где были выставлены семейные фотографии воспитанников. Это послужило развитию у детей полной сопричастности с жизнью своей семьи, ее истории. Тема "Домашнее тепло" позволила формировать у детей доброжелательные отношения с близкими им людьми, а также способствовала развитию умения слушать друг друга. Видео запись "Как в вашей семье заботятся друг о друге" позволила выявить трудности в семьях некоторых детей с заботой друг о друге, тем самым открыла возможность поговорить с родителями о значении слова "заботиться". С родителями был создан альбом "Слова о семье"(пословицы, загадки, стихи), который впоследствии использовался в беседах с детьми. Тема "Дороги добра" больше нужна была родителям, ведь многие только при изучении этой темы поняли, что такое эти дороги. Родители вместе с детьми изобразили дороги добра при помощи рисунков, пластилина, рассказов и сюжетных картинок. Итоговым занятием с детьми по этой теме стало занятие с использованием этих нестандартных материалов. Во время работы по этой теме родители вместе с детьми изготавливали и развешивали кормушки, приносили корм для птиц. Тема "Сказочный лес" позволила детям окунуться в сказку, воспитывала доброе и заботливое отношение к природе. С детьми была проведена викторина "Угадай героя", с родителями подготовлен альбом о животных, иллюстрации к сказкам. Работа по теме "Добрая забота" учила детей доброму отношению к домашним животным, развивала способность договариваться, приходить к единому мнению. Было проведено интервью с детьми "Расскажи о животных, которые у тебя живут", фотовыставка "Как я помогаю дома". Тема "Праведный труд" развивает у детей уважение к труду. Во время изучения этой темы был проведен конкурс блинов, а также оформлена книга рецептов моей мамы. Был запущен к реализации большой проект "От земли к столу"-все о хлебе. Дети проращивали зерно, мололи муку, месили тесто, выпекали печенье, и знакомились с трудом всех людей, которые помогают хлебу попасть на стол. Тема "Любимая сказка" позволила детям познакомиться с социокультурной категорией "Труд души". Была проведена викторина по сказкам, оформлена библиотека любимых сказок, книги из которой дети могли брать домой читать. Тема "Благодарное слово" позволила развить взаимодействие взрослых и детей, умение проявлять добрые чувства к близким. Была составлена "Книга радости" совместно с родителями, копилка добрых слов пополнялась каждый день. Заключительная тема "Светлый праздник" познакомила детей с праздником березки, формировала у детей связь настоящего с прошлым. Во время всей работы по программе с детьми проводились беседы, занятия продуктивной деятельностью, рассматривание иллюстраций и книг по темам, просмотр мультфильмов, соответствующих теме. а также дети вели заполнение альбома "Мои истоки". Мною были разработаны дидактические игры, такие, как "Помоги младшему брату," "Моя семья", Назови своих родных", "Добрые дела", "Что такое добро", Что я люблю в своем городе", "Как сделать, чтобы семья была счастлива?" "Назови ласково". Также разработаны занятия "Дом, в котором я живу", "В гостях у Петрушки" и другие. Для родительского внимания были предоставлены устные консультации по темам, а также постоянно новой информацией обновлялся уголок "Мои истоки". Занятия в парах и ресурсном круге позволили детям учиться слушать товарищей, высказывать свое мнение и спорить. Педагог в течении года совершенствовал свои познания по реализации программы, принимал участие в городских семинарах по духовно-нравственному воспитанию, в Свято-Тихоновских педагогических чтениях, посетила 25 Международные Рождественские образовательные чтения в городе Москва, мастер-класс "Духовное и нравственное развитие ребенка в игровых практиках и условиях ФГОС ДО" и т.д. Считаю, что работа по реализации программы "Истоки" прошла успешно, повысилась нравственная позиция детей, стали более проявляться нравственные чувства и поведение. Дети познакомились с понятиями "забота", "трудолюбие", "послушание", раскрыли для себя понятие "любовь в семье" и т.д. Стали терпимее к другим, обрели способность беречь и сохранять природу, уважать своих родителей.
Архив |