18 февраля 2016
Отчет по функционированию экспериментальной площадки
- В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей, ее переориентация на социализацию личности на основе участия в социально значимой деятельности. Перед нами встала задача внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у воспитанников навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является проблема духовно-нравственного воспитания, в условиях социального партнерства – семьи, школы, детского сада. Духовно-нравственное воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. С 1 сентября 2009 года на базе детского сада № 19 функционирует экспериментальная площадка на тему «Воспитание на социокультурном опыте» как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей. Главная цель коллектива нашего детского сада заключалось в том, чтобы создать оптимальные условия для развития богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию посредством ознакомления с историей своей Родины. Определили задачи: - использовать открытое образовательное пространство ДОУ для объединения обновляющегося содержания – растим патриотов. - содействовать духовно – нравственному развитию личности и раскрытию творческих способностей каждого ребенка, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. - воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов: - устойчивости навыков поведения, - сформированности основ ценностных сфер личности, - целостности восприятия мира, - воспитать всесторонне и гармонично развитую личность, - сформировать коллектив, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом, - развить способности к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству. Проводились экскурсии с детьми в храм, занятия, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, беседы, праздники и развлечения. Использовалось чтение коротких рассказов из Священной Истории, детской библии, заучивание стихотворений, песен, самостоятельная художественная деятельность. Разработаны и проведены следующие занятия: «Добро и зло», «Будем делать добро; «Что такое храм?», «Русская душа», «Чудесная дружба», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», «День Матери», «Ангелы в небе высоком живут», «Праздник Сретения Господня», «Воин-защитник святой Георгий Победоносец» и много других. Ежегодно проводятся праздники и развлечения, посвященные Православным праздникам: «Рождество Христово», «Святки-Колядки», «Благовещенье», «День добрых дел», «Пасха», «Троица» и др. И как заключительное – «Отечество моё – Святая Русь» Учитывая особенности светского воспитания в детском саду, предусмотренные правовыми документами, для осуществления задач по духовно-нравственному воспитанию провели анкетирование родителей. 80 % родителей считают, что необходимо воспитывать у детей нравственные качества. 93% согласились с тем, что в детском саду необходимо заниматься православным воспитанием и они согласны содействовать в этом На защиту нравственного здоровья, укрепления духовности, любви к Отечеству и соотечественникам, на почитание православных святынь направлен ряд мероприятий в ДОУ, основанных на структуре и содержании программы «Социокультурные истоки» в разделе «Труд души», где представлены такие темы, как «Любимая сказка», «Благодарное слово», и «Светлый праздник». Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает: «Традиции – сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры». Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Педагоги с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки придали интерьеру групп теплоту и уют. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. Создан мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины. В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем такие формы работы как: - работа с народным календарем; - посещение храма; - предпраздничные посиделки; - посещение краеведческого музея; - оформление в детском саду мини-музея «Русская изба»; - чтение художественной литературы; - познавательные беседы; - творческую продуктивную и игровую деятельность детей; - экскурсии, целевые прогулки. После новогодних каникул наряду с обычным календарем природные уголки пополняются детскими народными календарями. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому русский человек испокон веку жил, работал и созидал. Изучая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках. Далее с помощью родителей дети составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности данного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников. Затем устраиваются праздничные посиделки. Основная цель посиделок это подготовка к празднику. На посиделках дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, знакомятся с историей возникновения праздника. На посиделки к детям приходят: бабушка – хозяюшка, девица-красавица и т. д.. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении и ребенка и родителей к народной культуре. С октября начинаются у нас традиционные праздники русской культуры: Осенины; Покров Пресвятой Богородицы; День Матери; Рождество Христово; Святки; День защитников отечества; Сретенье Господне; Благовещение; Пасха; Троица, Спас. К.Д.Ушинский писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни» После праздников обычно проводятся беседы в совместных размышлениях- детей и родителей Активно используем и такую форму работы как посещение музея. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, сравнить прялку с веретеном и т.д. Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Стремление педагогов заинтересовать родителей, сделать своими помощниками, было вознаграждено активностью родителей. Перед ними открылись возможности узнать как можно больше о той работе, которая проводится с детьми, принять в ней участие. Родители стали нашими союзниками и помощниками. Совместно с родителями мы проводим праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества. Мы считаем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Из практики становится ясно, что работа по этой теме дает положительные результаты: способствует развитию ценных духовных качеств детей, желание узнать историю и традиции своего народа, знать достопримечательности своего родного города Строя свою работу с детьми на основе учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки» исходили из того, что он должен быть широко включен в быт и деятельность детей, Эффективно организовать работу с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям своего народа. Таким образом внедрение программы в воспитательно-образовательном процессе способствует на наш взгляд повышению образования в нашем ДОУ, о чем свидетельствуют результаты диагностики знаний детей. Результаты диагностики, проведенные педагогами в экспериментальных группах с опорой на критерии и уровня сформированности представлений о семейных традициях (почитания родителей, послушания, милосердия, гостеприимства и радушия, праздника) показали: уровень выше среднего – 18 детей (72%), средний уровень – 6 детей (24%), низкий уровень – 1ребенок (4%) – подготовительная группа Мы надеемся, что нами поставленная задача – воспитать личность социально направленную, устойчивую гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру своего народа - реализована
Архив |