12 января 2016
Логопед советует.
Логопед советует... Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять...» В своей логопедической практике логопеды школы уделяют огромное внимание развитию пальчиковой моторики. К специалистам обращались отчаявшиеся мамы, дети которых страдали задержкой речевого и психического развития различной степени сложности. Благодаря совместным стараниям ребенка, мамы и логопеда, мы добивались хороших результатов. Мы предлагаем вам начинать играть в пальчиковые игры с вашим малышом уже с рождения. Уделяйте особое внимание его ручкам и вы сами убедитесь в благотворном воздействии пальчиковых игр на речь. Одновременно кисти рук приобретут подвижность, уверенность, движения не будут скованными, что так важно для письма! 1. упражнение «Пальчики здороваются» (каждый палец соприкасается с большим пальцем; сначала левой руки, потом – правой, затем – обеими руками) 2. Упражнение «Зайчик – Козочка» (левой, правой рукой, потом – обеими руками) Формы логопедического воздействия: • Пальчиковая гимнастика • Игры и упражнения со звуками и словами • Артикуляционная гимнастика • Дыхательная гимнастика • Голосовая гимнастика • Логопедический массаж • Логопедическая коррекция нарушений письменной речи Игры и упражнения со звуками и словами. «ТРЕНИРОВКА ВРАТАРЯ» Вначале мы тренируемся в нахождении первого звука. А затем играем. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Говорим разные слова. Те, которые начинаются с заданного звука, ребенок пропускает, а если звучит слово, которое начинается с другого звука, ворота захлопывает. «НАЙДИ СВОЮ ДОРОЖКУ» Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем – рисунки с изображением предметов, слева – в любом порядке даны звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкой рисунок с нужной схемой. Артикуляционная гимнастика Несколько упражнений из множества. Выполнять не менее 10 раз: 1. Поднять брови вверх. 2. Сдвинуть брови. 3. Надуть две щеки. 4. Надувать две щеки по очереди. 5. Втянуть две щеки. 6. Толкать языком щеки. 7. Толкать языком верхнюю и нижнюю щеку. 8. Проводить языком по кругу за губами. 9. Пощелкать языком. 10. Покусать кончик языка. 11. Натягивать губы на зубы. 12. Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, показывая зубы. 13. Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, не показывая 14. Рот широко открыть - закрыть. 15. Рот широко открыть - наполовину закрыть - закрыть Дыхательная гимнастика Произносить на одном дыхании. Значок означает, что произносится на одном выдохе. Например: С_Ш - набрать в рот воздуха и С… _Ш… Все звуки выдыхать равномерно и плавно. 1. С этими звуками С, Ш, Ф, Х. Пример на С: С, С_Ш, С_Ш_Ф, С_Ш_Ф_Х. Таким образом на Ш, Ф, Х. 2. На одном выдохе счет от 1 до 10 и наоборот. Также можно дни недели многое другое. 3. Перечисление месяцев года. 4. Раскрутка: на одном выдохе произносить 2_22_222_2222_22222… Также на 3 и 5. Можно и другие числа. Голосовая гимнастика М_ МАМ_ МАМ_МАМ_МАМ То же самое с буквой О, У, И, Ы, Э, Я. Сирена 1. М - тянуть громко_тихо_громко... М_м_М_м_М_м_М_м_М_м_ 2. Выделенную ( М ) тянуть дольше, чем обычно. мёд в лесу Медведь нашел, мало мёду много пчёл. Мама мыла Милу с мылом. Мила мыла не любила. Логопедический массаж 1. Поглаживающие движения от середины лба к вискам, от бровей – к волосистой части головы, от лба - к мышцам щек, шею и плеч. 2. Собрать губы в «гармошку», затем обнажить зубы (при разных положениях рта: открытый, полуоткрытый, прикрытый, закрытый). 3. Кончик языка обхватить пальцами и производить раскачивающие движения из стороны в сторону. 4. Легкое похлопывание языка шпателем. При гипотонии применяют укрепляющий массаж. Проводится он более интенсивно: интенсивное поглаживание. пощипывание мышц губ, жевательной мускулатуры. Все массажные движения проводятся от центра к периферии. После 4-5 легких движений их сила нарастает, движения становятся надавливающими, но не болезненными. Повторяются 8-10 раз. 1. Укрепление лицевых мышц – начинаем с поглаживания, потом – пощипывание, постукивание, потом – снова поглаживание. Движения идут от носа к ушам, от подбородка к ушам. Сжимаем подбородок ритмичными движениями, идет разминание скуловой и щечной мышц (проводится указательным и средним пальцами обеих рук от нижней части виска спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку). 2. Укрепление губной мускулатуры – поглаживание от середины губ к углам, поглаживание носовых складок, пощипывание, постукивание губ. Логопедическая коррекция нарушений письменной речи Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности логопеда. Приходится уделять особое внимание детям, страдающим общим недоразвитием речи (ОНР), фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР) и другими видами речевых нарушений. Однако любому «нелогопедическому» ребенку также принесут несомненную пользу занятия с логопедом. На таких занятиях решаются важные вопросы профилактики речевых проблем. Сегодня в каждом классе встречаются дети с нарушениями письменной речи. При логопедической помощи школьникам большое внимание уделяется пониманию учеником значения всех упражнений для устранения у него нарушений письменной речи. Результативность логопедической помощи проверяется с помощью вопросов, направленных на уточнение действий ученика по работе над устранением собственных ошибок на письме.
Архив |