5 октября 2015
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ Любые обучающие занятия требуют от ребенка определенных усилий, ограничения двигательной активности, сохранения позы, сосредоточения внимания. Продолжительность занятий и их количество определяются возрастом ребенка, его темпераментом и возможностью усваивать материал. Занятия с детьми-дошкольниками в основном должны носить игровой характер. В игровой форме ребенок легче усваивает те или иные знания. Продолжительность занятий в более раннем возрасте не должна превышать 8-10 минут, а в более старшем - 25-35 минут. Как правило, к более старшему возрасту у детей более развиты усидчивость и способность к сосредоточенной умственной работе. Принципы продуктивности умственного труда, сформулированные выдающимся российским физиологом Н.Е. Введенским, вполне применимы для организации обучающих занятий с детьми-дошкольниками. Назовем эти принципы: - постепенность вхождения в работу - от более легкой к более сложной; - чередование различных видов деятельности и своевременное переключение c одного вида труда на другой; - организация отдыха, микропауз, предупреждающих развитие утомления; - четкая регламентация деятельности в соответствии с физиологическими возможностями работающего; - создание благоприятных гигиенических условий. При этом следует помнить, что маленькие дети не могут длительное время заниматься однообразной деятельностью, находиться в одной и той же позе, сохранять сосредоточенность. Вы, наверное, замечали, как ваш малыш через какое-то время «отключается» от умственной деятельности. Это «отключение» свидетельствует о том, что данный вид работы, которую вы заставляли выполнять ребенка, не соответствует его физиологическим возможностям, и детский организм начинает защищать себя от переутомления. Работоспособность ребенка в течение недели и даже дня различна: наиболее высокий уровень отмечен во вторник, среду и четверг. В течение одного дня первый подъем работоспособности приходится на период от 9 до 11 часов, второй, более кратковременный, происходит между 16 и 17 часами. Зная это, легко спланировать время занятий в режиме дня. Надо отметить, что работоспособность меняется и на протяжении одного занятия: в самом начале малыш еще мало активен, затем постепенно его внимание становится более сосредоточенным. Поэтому 4-7 минут в начале занятия надо отводить более легкому для усвоения материалу, а затем переходить к более сложному, когда ребенок сосредоточится и включится в работу. Наиболее трудный материал лучше давать на 7-9-й минуте занятия. Маленький ребенок не может долго сидеть на одном месте: устройте ему физкультминутку, предложите упражнения для кистей рук, чтобы снять напряжение.
Архив |