3 апреля 2014
Рекомендации для родителей детей имеющих задержку речевого развития.
Рекомендации для родителей детей имеющих задержку речевого развития. Речь формируется в первые годы жизни. Степень её развития зависит от многих факторов: соматического здоровья ребенка, особенностей самого ребенка, социальной среды, пола, отношений с родителями, физиологических особенностей и т.д. Что необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом? Родителям: Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же как свои сверстники? Стремиться ли он общаться с взрослыми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушения в общении (аутизм) или задержкой в психическом развитии. Обратить внимание хорошо ли он понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? Провести обследование ребенка, включающее консультацию врача-невролога, МПМПК (это очень важно для выбора метода коррекции и соответствующего лечения), а только после этого занятия психолога, логопеда, дефектолога. При необходимости начать коррекционную работу параллельно с лечением. Для преодоления задержки речевого развития или задержки психического развития важно как общаются с ребенком его родители! Обязательно: Всегда начинайте общение с установления зрительного контакта и установления положительного эмоционального настроя. Больше говорите с ребенком, озвучивая все его действия во время кормления, одевания, купания, комментируя окружающее. Не бойтесь произношения одних и тех же слов, говорите их четко и внятно. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай», «Покажи где…», «Кто это». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять репертуар. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр («прятки» - ку-ку, «Паровозик» - ту-ту), вместе удивляйтесь увиденному: «Ух, ты!»). Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова, сокращайте текст сказок, говоря понятными словами. Не дожидайтесь, когда ребенок заговорит. Учите его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много). Играйте в игры, тренирующие артикуляционные мышцы (стройте рожицы, надувайте щечки, рисуйте блопенами). Каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку (от 3 до 5 упражнений в день). При этом взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений. Тренируйте дыхание: дуйте на ватные шарики – игра «футбол», дуйте на дудочку, на разноцветных бумажных бабочек, пускайте мыльные пузыри и т.д. (При этом пассивно удерживать определенную позу губ «хоботок»). Массируйте ручки ребенка, играйте с ним в пальчиковые игры, предлагайте перебирать мелкие шероховатые предметы, это стимулирует развитие мелкой моторики и активизирует речевые центры мозга. Хвалите ребенка за любую попытку что-то сказать. Говорите только о том, что происходит «здесь и сейчас», о том, что актуально для ребенка на данный момент. Дайте ребенку возможность выбирать – еду, одежду, игру. Задавайте при этом вопросы «Что ты будешь пить – молоко или сок?» Делайте паузу, дожидаясь ответа. Проговаривайте по словам простые слова (например: «коза» - «ко-за», «вода» - «во-да» и т.д.). Делайте ребенку массаж языка, щечек, губ (артикуляционных мышц), используя при этом «первую» зубную щетку, пустышку, массажный ролик. Помните: повторение мать учения. учитель-логопед Фирсанова Н.А.
Архив |