Говоря об истории нашего учебного заведения, необходимо заметить, что она продолжительна, богата и, к большому сожалению, имеет огромное множество белых пятен.
Попробую рассказать о том, что стало известно мне из документов и воспоминаний педагогов, работающих в СОШ №49 Октябрьской железной дороги станции Великие Луки в 60 – 80 годы.
Прародителем средней школы №49 стало открытое в 1902 году Великолукское железнодорожное училище Николаевской железной дороги. Работал в этом учебном заведении один учитель – Жуков Алексей Иванович.
С 1910 по 1924 год он же являлся заведующим этим учебным заведением.
В 1916 году учебное заведение получает новый статус: училище преобразовано в школу-пятилетку. Школа располагалась в двух зданиях: на продпункте и в доме машиниста Павловского.
После октябрьской революции школа продолжает своё существование, она остаётся 5-леткой, но железная дорога получает новое название, а значит, и школа становится школой не Николаевской железнодорожной, а Октябрьской железнодорожной.
В 1920 году школа из бараков переводится в каменное здание. В этом здании располагалось 6 классных комнат, а 3 класса продолжали обучение в доме Павловского. Школа принимает на работу новых педагогов. Педагогический коллектив теперь состоит из 5 педагогов: Жукова А.И. и трёх его дочерей: Марии Алексеевны, Антонины Алексеевны и Лидии Алексеевны. В этом же году в школу приходит работать Филиппова Мария Николаевна.
В 1924 году школа передаётся в ведение Отдела просвещения МББ ж/д. А с начала 30-х годов работу школы курирует Отдел учебных заведений Октябрьской железной дороги.
В 1925 году происходит очередная реорганизация, школа становится семилеткой и ей присваивается №2. Школа уже располагается в трёх зданиях: дом машиниста Павловского, каменное здание, 2 барака по улице Торопецкой (ныне проспект Юрия Гагарина). Школа имеет столярные и слесарные мастерские. В 1932 году школа-семилетка делает свой первый выпуск.
Советское государство выжило, изменились приоритеты внутренней политики. Культурная революция, начатая в 1917 году, дала свои успехи. Позади гражданская война, позади голод и нищета. СССР вступил на путь индустриализации, Отечеству понадобились квалифицированные грамотные рабочие и колхозники. Неумолимо был востребован и рос класс интеллигенции. Менялись времена, менялась и школа. С 1934 года школа-семилетка становится средней школой.
1936 год снова становится знаменательным для школы. Она празднует новоселье: построено новое здание, которое находилось между железнодорожными путями, на месте современного памятника В.И. Ленину, а также уже в очередной раз меняется номер школы – она становится №10 Октябрьской железной дороги. Учатся в ней теперь не только дети работающих железнодорожников, но и дети близлежащего городского микрорайона, а также близлежащих деревень и населённых пунктов.
С 1934 по 1937 год в нашей школе учился Саша Попов со своими старшими братьями и сестрами – наш школьный герой, Герой Советского Союза, совершивший свой подвиг в великолукском небе в самом начале Великой Отечественной войны – 3 сентября 1941 года.
Первый свой выпуск средняя школа делает в 1940 году. А в 1941 г. тоже было всё: уроки, экзамены, 21 июня – выпускной бал. Мирные планы выпускников, педагогов, да и всех советских людей нарушила страшная, всё поглощающая и разрушающая война.
Во время войны здания школы были разрушены. Строительство было решено вести не на старом месте школы, а по обеим сторонам железнодорожных путей. Так после войны появилось две железнодорожных школы: в районе улицы Герцена – средняя школа №70 Октябрьской железной дороги, а на улице Торопецкой (ныне пр-т Гагарина д.108) – средняя школа №66, которая с 1961 года стала школой №49 Октябрьской железной дороги. Очевидцы тех дней вспоминали, что в строительстве здания школы принимали участие военнопленные немцы.
В послевоенное время учебное заведение в этой части города было востребованным. В 50 – 60 годы началось активное строительство жилого фонда, повысилась рождаемость, и уже школа №49 не могла вместить в своих стенах всех желающих обучаться. Необходимо отметить, что школа насчитывала более тысячи учащихся, в классах обучалось по 40 – 50 и более детей, школа работала в 2 смены. Началось новое строительство в микрорайоне. На этот раз было решено возвести здание новой школы, которое располагалось ближе к выезду из города, а ОУЗ Октябрьской ж/д выделил деньги для постройки дополнительного здания школы №49.
Так в 1963 году возле нашей школы появился новый корпус, в котором располагались физический и биологический кабинеты, спортивный зал, столярные и слесарные мастерские и кабинет домоводства. Необходимо отметить, что в строительных работах принимали участие и сами учащиеся старших классов, а также и педагоги. Они расчищали площадку, складывали и чистили кирпич, убирали территорию.
В этом же 1963 году распахнула свои двери ученикам новая «Средняя школа №6» города Великие Луки. Ученики и учителя организованно – целыми классами - были переведены из железнодорожной школы в соседнюю городскую.
В 1963 году решением Городской Думы города Великие Луки «Средней школе №49 Октябрьской железной дороги» было присвоено имя Героя Советского Союза А.В.Попова.
Так жили, сотрудничали и соперничали (в хорошем смысле этого слова) две школы, пока не наступили новые времена.
Перестройка привнесла новые явления как в экономической, так и в духовной сфере российского общества. Появилась частная собственность, хозяйственникам приходилось выживать в условиях жесткой конкуренции, многие предприятия разорялись и закрывались, появилась безработица. В этих условиях администрация Российских железных дорог пересмотрела свою политику в социальной области и стала в массовом порядке избавляться от основной массы школ, оздоровительных лагерей, санаториев и др. Так великолукские железнодорожные школы оказались в 2003 году на областном бюджете. А школа получила новое название «Средняя общеобразовательная школа №18», затем она была передана на муниципальный уровень и в 2008 году ещё раз реорганизована путём присоединения её к МОУ СОШ №6.
В стране одна политическая эпоха сменяла другой. Для любого учебного заведения очень важно, кто стоит у руля, каков руководитель школы. Нашей школе повезло: во главе педагогического коллектива стояли опытные, грамотные, преданные своему делу директора.В послевоенный промежуток до момента слияния нашей школы с городской школой №6 их было шесть.
Это
1947 – 1954 гг. – Григорьев Николай Константинович;
1954 – 1957 гг. – Решетов Яков Иванович;
1957 – 1962 гг. – Кулакова Нина Кирилловна;
1962 – 1991 гг. – Дорофеев Анатолий Петрович;
1991 – 1993 гг. – Казакова Зинаида Ивановна;
1993 – 2007 гг. – Шавердова Раиса Николаевна.
|