ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Дошкольного отделения
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №12
им. маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского »
1.Обязательная часть
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа дошкольного отделения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» обес¬печивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа разработана в соответствии с
- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);
- Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164);
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);
- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
- письмом Муниципальным органам управления образованием ПОИПКРО от 18.11. 2010 № 2972 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Программа разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Образовательной системы «Школа 2100»: создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Цели программы:
1) обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);
2) реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Цели деятельности по реализации ООП:
- разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Достижение поставленных целей требует решения определённых задач. Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо:
- учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;
- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;
- воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных способностей;
- выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- обеспечение основы для плодотворной, творческо-поисковой деятельности педагогов и обеспечение кадровой переориентации на новые техно - образовательные системы;
- гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления.
Особенности организации образовательного процесса:
- дошкольное отделение функционирует в 12 часовом режиме 5-дневной рабочей недели;
- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%;
- приоритетными направлениями, по результатам аттестации, определены: физическое, познавательно-речевое и художественно-эстетическое;
- разработана и реализуется система эколого-оздоровительной работы;
- в основу органи¬зации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в само¬стоятельной деятельности/
Организация режима пребывания детей
• Примерный режим дня
Режимные моменты Время
Утренний прием, игры 7.00 – 8.20
Зарядка 8.20 - 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.50
Игры, подготовка к НОД 8.50 – 9.00
НОД (общая длительность, включая перерыв,1-й полдник)9.00 – 11.40
Подготовка к прогулке,прогулка,возвращение с прогулки 11.50 – 12.30
Подготовка к обеду, обед 12.40 – 13.00
Подготовка ко сну, сон 13.10 – 15.10
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.10 – 15.30
Подготовка к ужину, ужин 15.30 – 16.00
Игры, досуги, спортивные деятельность 16.00 – 17.00
2-й полдник 17.00
Прогулка 17.20 – 18.00
Занятия по интересам 18.00 – 19.00
Уход домой 19.00
• Модель организации воспитательного процесса
Сентябрь День знаний. Диагностика Родительское собрание.
Октябрь Осенний праздник.
Ноябрь Неделя здоровья. День матери
День народного единства.
Декабрь Новогодний праздник День открытых дверей. Родительское собрание.
Январь Каникулярная неделя. Рождество
Театральная неделя
Февраль Масленица. День здоровья
Март Моей любимой мамочке.
Апрель День птиц. День Земли. Азбука безопасности
Май День Победы. Прощание с детским садом. Диагностика День открытых дверей. Родительское собрание.
• Модель организации учебно-воспитательного процесса на день
№ п.п. Направления развития ребенка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое развитие
• Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
• Гигиенические процедуры (мытьё рук после прогулки)
• Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке)
• Физкультминутки на занятиях
• Физкультурные занятия
• Занятия ритмической гимнастикой
• Прогулка в двигательной активности
• Релаксационные мероприятия (минутки релаксации) • Гимнастика после сна
• Физкультурные досуги, игры, развлечения
• Самостоятельная двигательная деятельность
• Хореографическая студия
• Секция ОФП
• Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
2. Познавательно-речевое развитие • Игры-занятия познавательного цикла
• Дидактические игры
• Наблюдения
• Беседы
• Экскурсии
• Исследовательская работа, опыты и экспериментирование • Игры-занятия
• Интеллектуальные досуги
• Занятия по интересам
• Студии познавательного развития
• Индивидуальная работа
• Наблюдения
• Беседы
3. Социально-личностное развитие • Индивидуальные и подгрупповые беседы
• Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы
• Формирование навыков культуры еды
• Эстетика быта, трудовые поручения
• Формирование навыков культуры общения
• Дежурства в столовой, помощь в подготовке к НОД
• Театрализованные игры
• Сюжетно-ролевые игры • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе
• Индивидуальная работа
• Эстетика быта
• Тематические досуги в игровой форме
• Коммуникативные игры
• Работа в книжном уголке
• Сюжетно-ролевые игры
4. Художественно-эстетическое развитие • Игры-занятия художественно-эстетического цикла
• Эстетика быта
• Экскурсии в природу
• Посещение театра
• Самостоятельная деятельность • Игры в художественно-эстетическом уголке
• Студии художественно-эстетического направления
• Музыкально-художественные досуги
• Индивидуальная работа
• Учебный план
Виды занятий В неделю Продолжительность занятия
Физическое развитие 2 30
Ознакомление с окружающим миром 2 30
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте 2 30
Риторика общения 1 30
Ознакомление с художественной литературой 1 30
Формирование элементарных математических представлений 2 30
Рисование,
синтез искусств 1 30
Лепка 1 чз неделю 30
Аппликация 1 чз неделю 30
Музыкальное развитие 1 30
Ритмика 1 30
Социально-личностное развитие 1 30
Всего: 15
Доп. образование 6 30
Итого: объем недельной нагрузки 21
Организация непосредственной образовательной деятельности на 2012-2013 учебный год
Понедельник (Экология и речь) 1. Здравствуй мир.
2. По дороге к Азбуке.
3.Ритмика.
Вторник (Развитие) 1. ЭМП
2. Введение в художественную литературу.
3.Путешествие в Прекрасное.
Среда ( День общения) 1.По дороге к Азбуке.
2. Ты - словечко, я - словечко.
3. Физкультура.
Четверг (Физическая культура и труд)1. ЭМП
2. Физкультура.
3. Лепка/ Аппликация.
Пятница (Занятия по интересам)1.Здравствуй мир.
2.Изостудия.
3. Музыка.
1. Познай себя.
1. Аэробика 1. Бассейн/ ОФП 1.Аэробика 1. Бассейн/ ОФП 1. Аэробика
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
Блоки физкультурно-оздоровительной работы Содержание физкультурно-оздоровительной работы
Создание условий для двигательной активности • Гибкий режим;
• занятия по подгруппам;
• оснащение (спортинвентарем, оборудованием);
• индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;
Система двигательной активности +
+ система психологической помощи • Утренняя гимнастика;
• физкультурные занятия;
• двигательная активность на прогулке;
• физкультура на улице;
• подвижные игры;
• физкультминутки на занятиях;
• гимнастика после дневного сна;
• физкультурные досуги, забавы, игры;
• спортивно-ритмическая гимнастика;
• игры, игровые упражнения;
• оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы, психогимнастика.
Система закаливания В повседневной жизни
• Облегченная форма одежды;
• ходьба босиком в спальне до и после сна;
• сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С);
• утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
Организация рационального питания • Организация второго завтрака (соки, фрукты);
• введение овощей и фруктов в обед и полдник;
• питьевой режим
Диагностика уровня физического развития,
состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния • Диагностика уровня физического развития;
• диспансеризация детей детской поликлиникой;
• диагностика физической подготовленности;
• диагностика развития ребенка;
• обследование психоэмоционального состояния детей психологом.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Перечень программ, технологий и пособий по основным направлениям развития детей дошкольного возраста.
Направления развития Комплексные
программы Парциальные
программы Методические
разработки Дидактическое обеспечение
Физическое развитие Комплексная программа развития и воспитания_дошкольников «Детский сад 2100». /под.науч.ред.Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
Разработка комплексов упражнений по ОФП
Познавательно-речевое развитие Комплексная программа развития и воспитания_дошкольников «Детский сад 2100». /под.науч.ред.Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
«По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,
О.В.Пронина, Т.Р.Кислова
«Здравствуй, мир» Е.Е.Кочемасова, И.К.Белова, А.А.Вахрушев
«Моя математика» М.В.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина
«Ты-словечко, я-словечко» З.И.Курцева, под ред. Т.А.Ладыженской
«Все по полочкам» А.В.Горячев, Н.В.Ключ
Блоки занятий по формированию экологических представлений и знаний здоровому образу жизни Разработка, конспектов занятий и развлечений.
Социально-личностное развитие Комплексная программа развития и воспитания_дошкольников «Детский сад 2100». /под.науч.ред.Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. «Это – я» М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова Блоки занятий для групп сопровождения Система игр по формированию нравственных качеств
Художествен-но-эстетическое развитие Комплексная программа развития и воспитания_дошкольников «Детский сад 2100». /под.науч.ред.Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
О.А.Куревина «Синтез искусств»
И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.
Праздник каждый день. Развернутая программа.
"Цветные ладошки". Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 5-7 лет. (И.А.Лыкова) Система занятий по хореографии
Результаты освоения Программы
Интегративные качества
Итоговые результаты (6-7 лет)
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Крупная и мелкая моторика хорошо скоординированы. Освоенные действия выполняются точно, быстро.
Физическая культура
Биологический возраст ребенка соответствует паспортному. Антропометрические показатели в норме или отмечается их положительная динамика. Физиометрические показатели соответствуют возрастно-половым нормативам. Уровень развития физических качеств и основных движений соответствует возрастно-половым нормативам. Двигательная активность соответствует возрастным нормативам. Отсутствие частой заболеваемости. Отсутствуют признаки сильного и выраженного утомления. Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические навыки и соблюдает правила ЗОЖ (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде; оберегать глаза от травм, яркого солнца, попадания пыли, песка и др.).
Чтение художественной литературы
Соблюдает гигиенические требования к чтению (рассматриванию) книг.
Коммуникация
Может объяснить способы выполнения основных гигиенических процедур сверстнику или более младшему ребенку. Имеет представления о правилах здорового образа жизни и может рассказать о них. Может убедить собеседника в необходимости соблюдения элементарных правил здорового образа жизни, используя форму речи-доказательства.
Музыка
Танцует элементарные народные и бальные танцы.
Художественное творчество (мелкая моторика)
См. интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками».
2. Любознательный, активный Познавательная активность вызывается не столько взрослым, сколько интересами самого ребенка. Расширяется область интересов. Любознательность вызывает не только что-то совершенно новое, но и новые грани уже известного.
Физическая культура
Свободно и вариативно использует основные движения в самостоятельной деятельности, переносит в разные виды игр, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности, активен в соревнованиях со сверстниками в выполнении физических упражнений.
Социализация
Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность. Организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры.
Чтение художественной литературы
Проявляет активный интерес к чтению как процессу. Обнаруживает явные предпочтения в художественной литературе (в тематике, произведениях определенных жанров, авторах, героях).
Коммуникация
Задает вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «давайте попробуем узнать…», «предлагаю провести опыт». В процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, дает советы. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, используя вежливые формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения к организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы.
Музыка
Проявляет интерес к музыке разных жанров и стилей, к музыке как средству самовыражения, избирательность в предпочтении музыки разных жанров и композиторов.
Художественное творчество
Продолжает проявлять устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется историей создания произведений искусства. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении искусства. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. Активно использует разнообразные изобразительные материалы для реализации собственных и поставленных другими целей.
3. Эмоционально отзывчивый
Регулирует (не столь бурно проявляет) эмоциональную отзывчивость. Способен откликаться на эмоциональные состояния людей, когда их непосредственно не наблюдает.
Физическая культура
Переживает состояние эмоциональной комфортности от собственной двигательной активности и активности сверстников, взрослых, ее успешных результатов, сочувствует и сорадуется спортивным поражениям и победам, радуется или огорчается по поводу состояния своего здоровья, здоровья других.
Социализация
Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Сочувствует, сопереживает, сорадуется. Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине.
Чтение художественной литературы
Эмоционально откликается на прочитанные произведения: сопереживает положительным героям, осуждает отрицательных персонажей, радуется оптимистической концовке текста, воспринимает средства художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира.
Коммуникация
Понимает эмоциональное состояние партнера по общению. Узнает и описывает настроение и эмоции персонажа картины, литературного героя. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т.д. Передает в рассказе состояние растения, животного, устанавливая связи: у растения бледные пожелтевшие листья, слабый стебель – растению плохо, ему не хватает света и влаги. Эмоционально реагирует на произведения искусства, отражает свои эмоции в речи: музыка грустная, задумчивая, плавная; картина радостная, яркая, солнечная и т.д.
Музыка
Эмоционально откликается на «непрограммную» музыку. Понимает настроение и характер музыки.
Художественное творчество
Эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства и может «прочитывать» настроение героев, состояние природы, воспринимать и понимать средствами выразительности, с помощью которых народные мастера и художники добиваются создания образа. Сопереживает персонажам в произведениях изобразительного искусства.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками В общении преобладают конструктивные способы разрешения конфликта. Самостоятельно ориентируется на партнера (без указания и просьб взрослых и детей). Проявляет большую инициативность при общении и взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми.
Физическая культура
Достаточно самостоятелен в организации собственной оптимальной двигательной активности и двигательной активности сверстников, подвижных игр, уверенно анализирует их результаты.
Социализация
Инициирует общение в корректной форме. Достигает успеха в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении и т. д. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая, в, положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения.
Труд
Оказывает помощь другому (взрослому, ребенку), в том числе обучающую. Способен работать в коллективе: договариваться, распределять обязанности, справедливо организовать коллективный труд, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей, гендерных и индивидуальных особенностей участников труда.
Чтение художественной литературы
Увлечен совместным со взрослым и сверстниками чтением, анализом и инсценировкой отдельных фрагментов или небольших целых художественных произведений. Общается со взрослым и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывая свое отношение, оценку.
Коммуникация
Способен общаться с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, с более старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми). Владеет диалогической речью: умеет задавать вопросы, отвечать на вопросы, используя грамматическую форму, соответствующую типу вопроса. В разговоре свободно использует прямую и косвенную речь. Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
Познание
«Защищает» творческие проекты (рассказывает о них, отвечает на вопросы). Рассказывает о наблюдаемых процессах на основе схем, задает вопросы по воспринимаемому содержанию, отвечает на вопросы.
Музыка
Аргументирует просьбы и желания, связанные с музыкально-художественной деятельностью. Общается и взаимодействует со сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, исполнение, творчество).
Художественное творчество
Участвует в партнерской деятельности со взрослым. Способен согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, что будет изображено каждым из детей на общей картинке, в сюжетной лепке, аппликации, конструировании и действовать в соответствии с намеченным планом.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Выделяет элементарные социальные нормы как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами. Замечает и негативно относится к их несоблюдению.
Физическая культура
Демонстрирует освоенную культуру движений.
Социализация
Имеет широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (4-5). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи слова «плохо (плохой)- хорошо (хороший)», «добрый» - «злой», употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, «скромный»- «нескромный», «честный» - «лживый» и др.). Правильно дифференцирует 1-2 близких по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»). Владеет знаниями о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть). Во всех случаях осознает социально положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, в том числе соответствующих идеалу мужчины или женщины. В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более 3-х) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый). Совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия (принес стул и предложил сесть уставшей воспитательнице, поднял и подал няне выроненную из рук вещь, утешил обиженного сверстника и т. д.).
Труд
Осознанно, без напоминания выполняет процессы самообслуживания, самостоятельно контролирует и оценивает качество результата, при необходимости исправляет его. Относится к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как к ценности, любит трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями.
Безопасность
Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях: дорожного движения (переходит улицу в указанном месте в соответствии с сигналами светофора, не ходит по проезжей части дороги, знает некоторые дорожные знаки и их назначение); не играет с огнем, в отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами, не трогает без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Владеет некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включает телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывает со взрослым; включает компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывает со взрослым). Соблюдает предусмотрительность и осторожность в незнакомых и сложных ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми.
Чтение художественной литературы
Способен слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (в течение 20 мин.). Соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке), коллективного чтения книг.
Коммуникация
Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Различает и адекватно использует формы общения со сверстниками и взрослыми. Оценивает свое поведение с позиций нравственных норм и выражает оценку в речи: поступил честно (нечестно), смело (испугался), разговаривал вежливо (грубо), оказал помощь (не помог) и т.д. Выражает в речи оценку поведения сверстников, устанавливая связь между поступком и нравственным правилом: отобрал книжку – обидел, не выполнял правила – играл не честно, не признался в содеянном – струсил и обманул и т.д. Участвует в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступка, его переживания. Адекватно использует в речи название нравственных качеств человека. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.), ориентируясь на собственный опыт или воображение.
Музыка
Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила в коллективной музыкальной деятельности. Владеет слушательской культурой.
Художественное творчество
Может управлять своим поведением. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: приходит на помощь к взрослым и сверстникам, если они в ней нуждаются; доброжелательно и конструктивно анализирует и оценивает продукты деятельности других; бережет и экономно использует и правильно хранит материалы и оборудование для изобразительной деятельности.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Интеллектуальные задачи решает с использованием как наглядно-образных, так и элементарных словесно-логических средств. При решении личностных задач может самостоятельно ставить цели и достигать их.
Физическая культура
Настойчиво проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений и игр, осуществляет активное использование двигательного опыта и навыков ЗОЖ в новых обстоятельствах.
Социализация
В играх и повседневной жизни вступает в различного рода социальные взаимодействия, устанавливает конструктивные ролевые и реальные социальные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Может организовать совместную с другими детьми игру, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты («Мы будем играть не в «Шоферов» как вчера, а в «Шоферов-дальнобойщиков»). Объединяет некоторые сюжетные линии в игре, расширяет состав ролей (например, «А давай, у мамы будет еще одна дочка - Катя. Она будет учиться в школе»). Умеет комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в «Город», приехал «Цирк» и др.). Может согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих. Умеет выполнять разные роли. Согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре, помогает им при необходимости, справедливо разрешает споры. Самостоятельно создает при необходимости некоторые недостающие для игры предметы (например, деньги, чеки, ценники, кошельки, «пластиковые карты» и др. для игры в «Супермаркет»). В режиссерских и театрализованных играх умеет самостоятельно выбирать сказку, рассказ и др. в качестве содержания игры, подбирать и изготавливать необходимые атрибуты, декорации, распределять роли. Передавать игровой образ, используя разнообразные средства выразительности. С удовольствием выступает перед детьми, воспитателями, родителями.
Труд
Умеет планировать свою и общую (коллективную) работу. Отбирает более эффективные способы действий.
Чтение художественной литературы
В поведении стремится подражать положительным героям прочитанных книг. Создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, вносит в них собственные дополнения. Способен решать творческие задачи: сочинить небольшое стихотворение, сказку, рассказ, загадку, употребляя соответствующие художественные приемы (характерные для сказок названия героев, сравнения, эпитеты). Проектируют другие виды детской деятельности (продуктивной деятельности, самообслуживании, общении со взрослым) в соответствии с содержанием прочитанного. Сравнивает одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях. Обладает навыками несложных обобщений и выводов. Устанавливает связи в содержании прочитанного. Соотносит содержание прочитанного с личным опытом.
Коммуникация
Решает интеллектуальные и личностные проблемы посредством использования освоенных речевых форм. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности (я хочу нарисовать корабль, на котором будут две высокие мачты с разноцветными флагами, большая палуба с бассейном…), о собственном способе решения проблемы, используя форму повествовательного рассказа о последовательности выполнения действия. Владеет элементарными формами речи рассуждения и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки (эта загадка о зайце, потому что…). Планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета и организации игровой обстановки. Объясняет сверстникам правила новой настольно-печатной игры.
Познание
Создает (совместно с другими детьми) творческие проекты. Строит и применяет наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях. Передает основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели. Прослеживает состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения. Устанавливает причинные зависимости. Классифицирует предметы по разным основаниям. Выявляет и анализируют такие отношения, как начало процесса, середина и окончание в ходе наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением. Использует графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования. Может строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений. Увеличивается детализация и оригинальность образов воображения. Способен в образном плане преобразовывать противоречивые и проблемные ситуации. Изображает варианты различных конструкций одного и того же объекта, систематически меняя какой-либо из параметров условий с последующей постройкой. Решает задачи на упорядочивание объектов по каким-либо двум основаниям (например, по высоте, и по форме), на сравнение групп объектов по разным основаниям, объединение объектов в общую группу и выделение в группе объектов подгруппы. Сравнивает расположение групп объектов на плоскости с соответствующими словесными обозначениями и расположение отдельных объектов в пространстве. Сформировано представление об осевой и центральной симметрии в расположении объектов.
Музыка
Делает первые попытки элементарного сочинительства музыки. Включает музыку в жизнедеятельность. Способен комбинировать и создавать элементарные собственные фрагменты мелодий и танцев. Проявляет самостоятельность в создании музыкальных образов-импровизаций.
Художественное творчество
Способен в процессе создания изображения целенаправленно сле¬довать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который те¬перь становится опережающим, до получения результата.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Социализация
Положительно оценивает себя на основе собственных особенностей, достоинств, возможностей и перспектив собственного развития («Скоро буду школьником»). Называет в типичных и нетипичных ситуациях свои имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес. Определяет свое место в ближайшем социуме (член семьи, группы детского сада, кружка и др.), гендерные отношения и взаимосвязи («Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей – отцом»). Положительно относится к возможности выполнения гендерных ролей в обществе. Знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, ее природе, определяет собственную принадлежность к государству. Имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты.
Труд
Осознает некоторые собственные черты и качества (положительные и отрицательные), проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат. Понимает обусловленность сезонных видов работ в природе (на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями, потребностями растений и животных. Вычленяет труд как особую человеческую деятельность. Имеет представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика труда).
Безопасность
Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе), способах поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, современной информационной среде, оказания самопомощи и помощи другому человеку. Сформированы предпосылки экологического сознания в виде представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы.
Чтение художественной литературы
Называет несколько (4-5) произведений и их героев, 2-3 авторов. Различает сказку, рассказ, стихотворение, загадку, считалку. Имеет собственный, соответствующий возрасту, читательский опыт, который проявляется в знаниях широкого круга фольклорных и авторских произведений разных родов и жанров, многообразных по тематике и проблематике; умении с помощью взрослых анализировать их с точки зрения формы и содержания, инсценировать и иллюстрировать отрывки художественных текстов; навыках выбора книги для чтения из числа предложенных и увиденных.
Коммуникация
Активно участвует в беседах о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения. Составляет словесный автопортрет, отражая особенности своего внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества, собственные умения и достижения. Составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества. Рассказывает о своей семье (составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях) ориентируясь на наглядность и по представлению. Свободно и адекватно использует в речи слова, обозначающие названия стран и континентов, символы своей страны, своего города, населенного пункта. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социальные явления.
Музыка
Имеет представления об элементарных музыкальных жанрах, формах, некоторых композиторах, о том, что музыка – способ самовыражения, познания и понимания окружающего мира.
Художественное творчество
В рисунке и лепке выразительно передает то, что для него (мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо, отражая характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет. Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной литературе и природе простые сюжеты для изображения . Проявляет интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Физическая культура
Самостоятельно добивается успешных количественных показателей, стремится проявить максимальные физические качества при выполнении движений, оценивает их выполнение, общий результат.
Чтение художественной литературы
Читает наизусть 3-4 стихотворения, самостоятельно рассказывает хорошо знакомые сказки, рассказы.
Коммуникация
Умеет действовать по указанию взрослого: выполнять инструкции, данные словесно, точно воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения близко к тексту. Выполняет графические диктанты;
успешен в словесных играх с правилами (««Да» и «нет» не говорить…», «Слова на последний звук» и др.).
Познание
Конструирует из строительного материала по условиям с предварительным изображением постройки в схематическом виде.
Музыка
Переносит накопленный опыт слушания, исполнения, творчества в самостоятельную музыкально-художественную деятельность.
Художественное творчество
Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкцию. При создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании умеет работать по правилу и образцу Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками
Физическая культура
Бег:
сочетать бег с преодолением препятствий в естественных условиях;
пробежать 10 м. с наименьшим числом шагов;
бегать непрерывно до 2-3 мин;
пробежать 200-300 м со средней скоростью; медленно до 400 м по пересеченной местности;
пробежать быстро 20 м (2-3 раза) с перерывами; челночный бег 3-5 раз по 10 м;
пробежать как можно быстрее 30 м (примерно за 7,5-6,5 с).
Прыжки:
прыгать через короткую скакалку разными способами, на бегу;
пробежать под вращающейся длинной скакалкой; вбегать под нее, перепрыгивать несколько раз и выбегать;
прыгать через большой обруч, как через скакалку;
запрыгнуть с разбега в 3 шага на предметы высотой 40 см, спрыгнуть с них;
прыжки в длину с места, с разбега.
Спортивные упражнения:
скользить на ногах с невысокой горки;
пройти на лыжах не менее 600 м в среднем темпе, 2-3 км в спокойном темпе;
спуститься с горки на лыжах в низкой и высокой стойке, уметь тормозить;
сохранять правильную позу и равновесие при катании на коньках (на снегу, на льду), разбегаться и скользить на двух ногах, делать повороты в движении, уметь тормозить;
управлять велосипедом одной рукой; кататься на самокате.
Спортивные игры:
городки;
баскетбол;
футбол;
хоккей;
бадминтон;
Труд
Овладел всеми видами детского труда (самообслуживания, хозяйственно-бытового, труда в природе). Избирательно освоил некоторые виды ручного труда в соответствии с собственными гендерными и индивидуальными потребностями и возможностями.
Коммуникация
Составляет описательные и повествовательные рассказы, рассказы по воображению и использует эти формы в процессе общения. Проявляет творчество в процессе сочинения загадок, сказок, небылиц. Производит звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый -мягкий согласный).
Музыка
- выразительно исполнять музыкальные произведения (песни, танцы, инструментальные пьесы в оркестре);
- элементарно анализировать музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку.
Художественное творчество
Может:
- создать новое произведение, придумать варианты одной и той же темы, отталкиваясь от отдельных признаков действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определенной творческой задачи;
- подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану, внося в него некоторые коррективы.
В рисовании:
- понятно для окружающих изображать все то, что вызывает у него интерес (отдельные предметы, сюжетные картин¬ки, иллюстрации к книгам, событиям);
- передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет;
- путем смешивания краски создавать цветовые тона и оттенки;
- рисовать гуашью (по сырому и сухому);
- использовать способы различного наложения цветового пятна и цвет, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.
В лепке:
- создавать изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей:
- использовать разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный);
- лепить из целого куска пластического материала (моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать созданные изображения с помощью налепов и путем процарапывания узора стекой).
В аппликации:
- наклеивать заготовки;
- правильно держать ножницы, свободно пользоваться ими, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путем закругления углов;
- использовать технику обрывной аппликации;
- использовать приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой;
- выкладывать по частям и наклеивать схематические изображения предметов из 2-3 готовых форм с простыми деталями;
- составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике;
- отрывать от листа бумаги небольшие кусочки бумаги и наклеивать их.
В конструировании:
-различать и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);
- использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
- соединять несколько небольших плоскостей в одну большую;
- делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные кирпичи, бруски, подготавливая основу для перекрытий;
- отбирать нужные детали для выполнения той или другой постройки;
- варьировать при использовании деталей в зависимости от имеющегося материала;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий, передавая не только схематическую форму объекта, но и характерные особенности, детали;
- в работе с бумагой сгибать лист в разных направлениях.
Система мониторинга.
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы
Объект
(интегративные
качества) Содержание
(по образователь-
ной программе) Форма (перечень диагностических
средств, методик) Периодичность Сроки Ответственный Примечание
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, внимательность) Методика определения физических качеств и навыков 1 раз в год Апрель-май
Потребность в двигательной активности Наблюдение 1 раз в год Апрель-май
Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур Наблюдение 1 раз в год Апрель-май
Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Способен самостоятельно действовать.
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Наблюдение, беседа
Тест «Рисунок семьи» 1 раз в год Апрель-май
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Наблюдение 1 раз в год Апрель-май
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Наблюдение, беседа
Методика «Зеркало» - автор Гинзбург. 1 раз в год Апрель-май
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Наблюдение, беседа 1 раз в год Апрель-май
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Наблюдение, беседа
Методика Н.Л.Белопольской 1 раз в год Апрель-май
Соблюдает правила поведения на улице. Диагностическая методика ГБДД 1 раз в год Апрель-май
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Наблюдение,
Методика определения готовности к школе. Л.А.Ясюкова 1 раз в год Апрель-май
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Наблюдение 1 раз в год Апрель-май
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
о мире. Беседа 1 раз в год Апрель-май
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Методика определения готовности к школе. Л.А.Ясюкова 1 раз в год Апрель-май
Овладевший необходимыми умениями и навыками
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. По критериям, указанным в программе «Детский сад 2100» 1 раз в год Апрель-май
Результаты мониторинга отражаются в таблице.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы детьми ______ группы
Ф.И. ребенка Образовательные области
Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка
|
|
|
|
наши успехи |
|
|