В школу - по новому стандарту
С сентября 2011 года первоклассников во всех школах России будут обучать по новому образовательному стандарту. Что такое новый стандарт, и какие новшества он привнесет в наше образование?
Стандарты - это утверждения, которые выражают то, что учащиеся должны знать и уметь на определенных ступенях своей учебы. Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Наши ученики демонстрировали узкопредметные знания и слабо ориентировались в выполнении заданий практического характера. Назрела необходимость перемен, и поэтому с 2005 года началась разработка стандартов нового поколения, тем более что закон «Об образовании» требует обновлять стандарты каждые 10 лет.
Главное - уход от содержания к требованиям («три Т»)
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых под руководством А.М.Кондакова с привлечением широкого круга практических работников. Стандарт прошел апробацию в 14-и регионах РФ и утвержден в октябре 2009 года приказом Министерства образования и науки.
В школах новый стандарт образования будут вводить постепенно, и первыми по новому стандарту будут обучаться первоклассники набора 2011 г., до окончания школы. Всем остальным классам предстоит доучиваться по предыдущему стандарту.
Новый стандарт рассматривают как документ идеологический, педагогический, государственный, управленческий и уже сейчас называют «конституцией школьной жизни». Но в любом случае дети не почувствуют революционных изменений. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти, директорам школ, учителям. Поэтому учиться придется не только ребятам. В буквальном смысле слова «сесть за парты» и учиться по-новому придется всем - от учителей до руководителей, потому как стандарт 2009 года принципиально отличается от стандартов первого поколения.
Главной особенностью новых стандартов является уход от содержания к требованиям. Другими словами, если предыдущий стандарт представлял собой перечень тем, которые должен усвоить ребенок, то новый стандарт - это 3-уровневая система требований:
- к структуре программы;
- к результатам освоения программы;
- к условиям реализации программы.
Эта формула нового образовательного стандарта уже получила в педагогическом сообществе бытовое название «три Т».
Первое «Т» - требование к структуре основных образовательных программ.
Суть состоит в том, что каждая школа должна будет разработать новую образовательную программу в соответствии с требованиями стандарта. Это своего рода обязательства учреждения, которые оно берет на себя. В структуре программы школы обязательно должны быть: программа духовно-нравственного воспитания и развития детей, программа формирования универсальных учебных действий (развитие личностных качеств ребенка, умение сотрудничать, ставить перед собой цели и достигать их, самостоятельно работать с информацией, использовать полученные знания на практике и другие действия), программа коррекционной работы, программа формирования здорового образа жизни, планируемые результаты и система оценки.
В базисном образовательном плане каждой школы будет 80% обязательной части, куда войдут основные предметы: русский язык, математика и др. Это позволит сделать учебу прозрачной и обеспечит свободный перевод учащегося в другое образовательное учреждение (например, в случае переезда или вынужденного перевода). В 20% вариативной части войдут дополнительные дисциплины, которые выберут для себя школа и.родители (иностранные языки, хореография и др.).
Также в базисный образовательный план школы внесут 10 часов внеурочной деятельности (познавательная, научная, спортивная, художественная и др.). Это позволит усилить воспитательные функции школы. В муниципальных образовательных учреждениях подобные занятия будут бесплатными для учеников.
Выбирая школу для своих детей, родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании начальной школы.
Второе «Т» - это требование к результатам образования.
Если прежние стандарты были направлены на формирование знаний и умений школьников по определенным предметам, то новый стандарт ориентирует нас на то, что школа ответственна не только за узкопредметные знания, но и за развитие ребенка как личности. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
- метапредметных (универсальные учебные действия);
- предметных (система основных знаний).
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика. Таким образом, ребенок, выйдя из школы, должен быть готов к жизненному и профессиональному самоопределению.
Третье «Т» - это требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям. Ответственность за создание условий несут в большинстве случаев государственные структуры. Проще говоря - это обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования.
Договор - ответственность сторон
Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу будет заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где будут прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.
Таким образом, в связи с введением нового образовательного стандарта перед всей системой образования встают вполне конкретные зафиксированные требования, а перед родителями — права и обязанности. И общая задача государства, школы и семьи — делать все возможное для выполнения обозначенных требований и получить за это самую высокую оценку.
О Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)
Новые стандарты — это одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выдвинутой президентом РФ Дмитрием Медведевым:
- Переход на новые образовательные стандарты (ФГОС) с 1.09.2011г на всей территории РФ
- Развитие системы поддержки талантливых детей
- Развитие учительского потенциала
- Изменение инфраструктуры школьной сети
- Сохранение и укрепление здоровья школьников
- Расширение самостоятельности школ
Зачем вводятся ФГОС?
Для семьи – это возможность личностного и карьерного роста,
Для общества, профессиональных сообществ – знания и умения,
Для государства – воспитание законопослушных граждан.
Стандарты представляют собой общественный договор между семьей, обществом, государством.
Стандарт - набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования.
Стандарт – то, что система обязана обеспечить, предоставить. В том числе "стандартная" обязанность школы - чтобы ученикам хотелось в ней учиться.
Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований (три «Т»):
- требования к структуре основных образовательных программ (20% программы формируется школой самостоятельно, интеграция учебной и внеучебной деятельности);
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ (От усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося).
Структура основной образовательной программы –это несколько программ:
- программа формирования УУД (универсальных учебных действий),
- программы учебных предметов,
- программа духовно-нравственного развития,
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
- программа коррекционной работы,
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Стандарт - это система гарантий работнику сферы образования.
Гарантия права на труд. Гарантия хороших, удовлетворяющих его, позволяющих ему самореализоваться, качественно и результативно трудиться условий труда. ФГОС предусматривают систему мер по совершенствованию учительского корпуса: педагогическая практика и стажировки на базе инновационных площадок, повышение квалификации, современная психолого-педагогическая подготовки (базовые центры подготовки педагогов), обновление процедуры аттестации (компетентностный подход).
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика. Эти часы распределены по 5-ти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
Преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
|