В школе в течение последних лет сложилась система работы по здоровьесбережению школьников в учебно-воспитательном процессе. Школа активно сотрудничает с несколькими организациями города: Великолукской Государственной Академией Физической культуры и спорта, отделом по контролю за оборотом наркотиков, Красным Крестом и другими. В связи с этим:
разработано положение о санитарно-гигиеническом сопровождении урока, которое включает перечень мероприятий по поддержанию высокой работоспособности школьника в течение урока, рекомендации по использованию ТСО, методические пособия для учителей-предметников, классных руководителей.
для повышения устойчивости организма школьников к воздействиям внешней среды, снижения частоты острых и обострения хронических заболеваний проводится профилактическая витаминизация детей в течение учебного года, применение фиточаев;
для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, излишнего утомления в режиме учебного дня включены физкультминутки, на переменах проводятся динамические паузы, уроки ведутся в строгом соответствии валеологическим нормам, с чередованием видов деятельности, на занятиях физической культуры используются корригирующие упражнения, многие уроки физкультуры проводятся по принципу учебно-тренировочных групп; неуклонно снижается число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
с целью профилактики употребления ПАВ проводится цикл бесед с приглашением специалистов, регулярно проводятся радиопередачи соответствующей тематики.
Результаты анкетирования детей свидетельствуют об эффективности данной работы
табл.
Проводится работа по профилактике различных заболеваний, в том числе по профилактике заболевания СПИДом, для этого к работе привлекаются волонтеры, в числе которых есть выпускники нашей школы.
Валеологическое воспитание также осуществляется через следующие виды деятельности: факультативные курс «Сотвори в себе солнце» (5 класс), «Основы здорового образа жизни» (7 класс), «Основы медицинских знаний» (9 класс); в течение нескольких лет ученики школы становятся призерами и победителями городской олимпиады «Береги здоровье смолоду» Так в этом учебном году ученик 5 класса Медведев Артем занял 1 место, ученица 7 класса Игнатьева Ксения также заняла 1 место, а ученица 9 класса Форат Надежда – 2 место в своих возрастных группах.
В профилактической работе принимали участие ученики старших классов – готовили выступления агитбригады для учащихся среднего звена.
Основными показателями, оценивающими оздоровительную эффективность нашей деятельности, были:
изучение данных медицинских карт детей;
частота заболеваемости в течение года и число дней, пропущенных по болезни;
антропометрические данные;
показатели развития дыхательной системы;
показатели развития сердечно-сосудистой системы;
показатели работоспособности нервной системы;
показатели утомляемости детей в различные периоды учебного года;
изучение эмоционального и физического состояния учащихся;
показатели физической подготовленности, соотнесенные с индивидуальными особенностями развития двигательных качеств.
Динамика состояния здоровья учащихся.
Группы здоровья в соответствии с федеральными стандартами (табл.)
Группы здоровья по требованиям к занятиям физической культурой
(табл.)
Большая роль в работе по сохранению и укреплению здоровья школьников отводится урокам физической культуры и секционной работе по разным видам спорта.
На протяжении последних пяти лет в нашей школе ведется активная работа по теме «Реализация оздоровительных технологий в образовательном процессе начальной школы» под руководством доктора педагогических наук Спирина В.К.. Это позволило на уроках физической культуры успешно решать задачи спортивно-ориентированного физического воспитания учащихся. По результатам тестирования произошло формирование учебно-тренировочных групп на основе природной одаренности к выполнению скоростной работы и работы на выносливость, что позволило индивидуализировать процесс физического воспитания, обеспечить конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создать условия для обеспечения природосообразности тренирующих эффектов.
Физическое воспитание является важной частью всей системы воспитательной работы в школе, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому используются комплексные мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей: вводная гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на переменах, «Дни здоровья»; учащимся даются рекомендации по режиму дня, питанию, закаливанию.
На базе нашей школы работает более 20 спортивных секции от всех спортивных школ города. Учащиеся школы имеют возможность активно заниматься после уроков легкой атлетикой, футболом, спортивной аэробикой, велоспортом, спортивными играми, посещают тренажерный зал. Помимо этого ребята посещают и другие спортивные учреждения для занятий плаванием, боксом и другими видами спорта. Таким образом, 70% учащихся школы занимаются в различных спортивных секциях.
В течение всего учебного года ребята участвуют в мероприятиях Школьной спартакиады соревнованиях по мини-футболу, пионерболу, армрестлингу, кроссу, эстафетах. В результате, школа успешно выступила в 2009-2010 учебном году и в Спартакиаде школ города:
• Осенний кросс - 3 место
• Первенство города по волейболу (юноши) – 3место
• Первенство города по стрельбе – 3 место
• Олимпиада по физической культуре – 4 место (Королев К., 10 класс)
• Первенство города по армрестлингу – 1 место (Баев Д., 11 класс в категории до 56 кг)
• Первенство города по гиревому спорту – 2 место (Королев К., 10 класс)
• Весенний кросс – 1 место,
Мерчук Илья, 9 класс -1 место на дистанции 1000 м
• Первенство города по легкой атлетике – 5 место
Сергеева Анна, 9 класс – 2 место на дистанции 100м
Мерчук Илья, 9 класс - 1 место на дистанции 800 м
• Соревнования по футболу на кубок братьев Аленичевых – 1 место
• Спартакиада школ города 2008-2009 учебный год – 4 место
• Губернские состязания – 2009 - 4 место.
В результате большой работы по системе физического воспитания снизился процент заболеваемости учащихся, отмечается повышение уровня физической подготовленности учащихся всех классов.
|