Реализацию идей гуманизации, личностно-ориентированного образования мы связываем с системой социально-педагогического сопровождения, которая может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, система социально-педагогического сопровождения реализует в своей технологии важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.
В свете теории социально-педагогического сопровождения данная технология представляет собой сопровождение ученика в значимых для них системах отношений: ученики - родители, ученики – учителя, ученик – ученик , ученик – группа, я – гармонизация отношений к миру, окружающим, себе.
В школе работает Центр Сопровождения, включающий педагога- психолога, социального педагога, педагога- организатора по валеологии. Центром были разработаны и проводились с учащимися занятия по данному направлению.
Личностно-ориентированная система социально-педагогического сопровождения создает условия для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания, стимулирует ученикак совершению осознанных, нравственных поступков.
В результате работы по данному направлению нами была отмечена тенденция к снижению уровня негативных эмоциональных состояний. Возрос уровень культуры общения, справедливости, сочувствия, понимания, готовности помочь другим. Это показали проведенные акции «Милосердие», «Подарок солдату», «Ветеран рядом». Обучение преподавателей на заседаниях методических советов показывают как применять новые технологии для выработки у учащихся умений ладить с людьми, сформировать уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим. Занятия психолога и социального педагога сформировала у многих учеников умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.
Одной из особенностей жизни человека в условиях социальных потрясений является разрушение устойчивости социальных связей. Возрастает роль личностной позиции самого человека, вынужденного самостоятельно делать выбор и принимать решения, ориентируясь на собственную иерархию ценностей.
Для решения поставленных задач в области гуманизации был использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: логико-теоретический анализ научной литературы; диагностические методы (тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседы); обсервационные методы (включенное наблюдение, самонаблюдение, самооценка); методы статистической обработки эмпирических данных.
Духовность невозможна без душевности, проявляющейся в эмоциональной чуткости, сопереживании, милосердии, помощи ближнему.
В этом оказывает большую поддержку проведение ежемесячных бесед священнослужителя о. Владимира с учащимися школы. Участие в волонтерском движении показывает значимость работы отдельного ребенка для окружения.
В результате гуманизации образования в МОУ по результатам анкетирования надо отметить 79 % удовлетворенность учащихся учебно-воспитательным процессом и личностными достижениями.
В МОУ существует ряд условий для гуманизации образования:
– взаимосвязь работы по формированию гуманистического сознания с навыками гуманистического поведения, проявляющегося в межличностном гуманистическом общении между всеми членами школьного коллектива; преобладание психолого-педагогических методов в управлении на всех уровнях управленческой структуры.
– это личностно-ролевой подход к организации учебно-воспитательного процесса, приоритет деятельностного развития.
Основными качественными характеристиками форм организации учебно-воспитательного процесса являются следующие черты в работе:
• эмоциональная насыщенность учебного материала;
• обеспечение возможности открывать личностную значимость знаний;
• возможность и способность учителя обучать учащихся гуманистическим навыкам поведения;
• установление и развитие положительных взаимоотношений учителей с детьми.
• гуманистическая направленность администрации школы, способной сформировать творческий педагогический коллектив единомышленников.
• единство педагогического коллектива.
• это диагностическая работа; мониторинг уровня гуманизации учебно-воспитательного процесса с целью постановки задач на ближайшую перспективу.
|