[b][i]«Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто»
Сократ[/i][/b]
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи.
[b]Школа является областной экспериментальной площадкой по отработке модели «Школа здоровья». [/b]
Педагогический коллектив школы совместно с Великолукской государственной академией физической культуры и спорта работает над созданием, реализацией и развитием целостной системы мероприятий в учебной и во внеклассной деятельности по формированию, сохранению и коррекции здоровья детей школьного возраста, освоении механизма организации необходимого режима, подбора нужных организационных форм, способов обучения, методик и здоровьесберегающих технологий.
[b]Цель проекта:[/b] повышение уровня здоровья обучающихся школы посредством внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, а также посредством активного привлечения их к занятиям физической культурой и спортом, улучшением их физической подготовленности и физического развития.
В нашем понимании здоровьесберегающие образовательные технологии - это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, что в комплексе влияет на образовательный процесс и его итоги. Мы считаем, что обязательными условиями получения реальных результатов должны быть: 1) наличие грамотной программы действий, составленной с помощью специалистов в области именно здоровьесберегающих образовательных технологий 2) подготовка педагогов, которые будут реально в школе заниматься этими вопросами. От каждого учителя в значительной степени зависит направленность вектора воздействия школы на здоровье учащихся: оно должно быть здоровьесберегающим (в оптимальном варианте - здоровьеразвивающим).
[b]Основными направлениями экспериментальной деятельности являются:[/b]
[i]1. Медико-гигиеническое
2. Физкультурно-оздоровительное
3. Просветительско-воспитательное
4. Профилактико-диагностическое[/i]
С целью отслеживания выполнения санитарных норм в школе разработана система санитарных рейдов, которые проводит комиссия в составе администратора, медицинского работника, валеолога.
Медработником школы по плану осуществляется диспансеризация учащихся, по необходимости проводятся прививки и витаминизация. В школе в полном объёме и своевременно проводится углубленный медицинский осмотр учащихся. Медицинский работник, валеолог и заместитель директора, курирующий данное направление, анализируют состояние здоровья и данные заболеваемости школьников. В школе делается полный анализ состояния здоровья учащихся: выделяется структура заболеваемости, отражается динамика заболеваемости. Медицинский работник и администрация школы располагают достоверной информацией о состоянии здоровья учащихся школы.
В школе оборудована столовая с дополнительно работающим буфетом, что способствует обеспечению рационального питания детей. Согласно с требованиями санитарных правил и норм организовано горячее питание для учащихся. Благодаря долевому финансированию питания школьников и активной разъяснительной работе классных руководителей горячим питанием охвачено 86% учащихся школы, из них 22 ребенка питаются бесплатно.
В начале каждого учебного года проводится гигиенический анализ расписания (в начальной школе), на основании анализа производится коррекция расписания. Расписание уроков утверждается органами Санэпиднадзора. Три раза в год проводится анкетирование школьников, с целью контроля объёма домашних заданий.
В первых классах организация учебного процесса происходит в строгом соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и с СанПиН. В начале учебного года сотрудниками Центра сопровождения совместно с педагогами отслеживается адаптация учащихся 1-х и 5-х классов к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей, результат дальнейшего обучения, эффективность стиля общения, возможность личностной реализации в школьной среде.
В учебном процессе и воспитательной работе используются методы и методики обучения, соответствующие возрастным особенностям ребёнка. Внедрение инновационных и экспериментальных форм работы производятся с позиции здоровья ребенка.
В планы учебных программ по природоведению (окружающий мир), биологии, химии, ОБЖ и физической культуре включены вопросы здоровьесбережения.
В начальной школе практикуются интегрированные уроки: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение.
Курс «Развитие творческих способностей», который введён в 1-4 классах, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития ребенка. Серьезная работа принимает форму игровой деятельности, положительный эмоциональный фон, использование физических упражнений, которые улучшают показатели психических процессов.
Педагогами школы разработаны программы факультативных занятий и элективных курсов, в том числе со здоровьесберегающей направленностью:
• Медицинская география
• География человеческих перспектив
• Экология современного человека
• Среда и здоровье человека
• О спорт, ты – мир!
• История единоборств
• Исследовательский проект (технология деятельности)
• Основы оборонно-физической подготовки
• Физкультура и здоровье
• Экология городского ландшафта
• Выбирая профессию
Школа осуществляет образовательную деятельность с обучающимися, находящимися на лечении в городских детских лечебных учреждениях: детский санаторий «Великолукский», детское отделение противотуберкулезного диспансера, детская городская больница, в детском социальном приюте.
Много внимания в школе уделяется развитию креативности учащихся. С этой целью разработана и успешно реализуется программа «Учусь творчески мыслить», целью которой является развитие творческого мышления, навыков командного взаимодействия, взаимопонимания, умения ставить и достигать цели. Программа направлена на реализацию психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности и реализуется на основе компьютерной технологии «REFEREHT» - ИНТЕРНЕТ. Направления программы: адаптация учащегося к учебной деятельности; воспитательная работа с подростками по преодолению девиации поведения; профориентационная работа; диагностика и коррекция типа воспитательных воздействий семьи; диагностика и коррекция систем отношений «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель», «педагог-администратор».
Для учителей школы, ведущих курс «Учусь творчески мыслить» проводятся семинары в школе и на базе ВЛГАФК.
Педагоги школы активно внедряют в процесс обучения школьников современные здоровьесберегающие технологии. Это включает в себя: создание гигиенических условий, обеспечивающих высокую работоспособность школьников и учителей; устранение интенсификации образовательного процесса, перегрузку учащихся информацией, требующей механического запоминания; педагогическую профилактику развития таких типично школьных заболеваний как нарушение осанки и близорукость; предупреждение формирования у учащихся школьных стрессов, гиподинамии, других дезадаптационных состояний, постепенно разрушающих здоровье учащихся. Учителя школы внедряют и применяют в работе личностно - ориентированные технологии. Внедрение инновационных и экспериментальных форм работы ведутся не с позиции слепого копирования, а с позиции здоровья ребенка. Результатом этой работы явилось создание памяток для каждого учителя по его деятельности на уроке с здоровьесберегающей направленностью, гигиенические критерии здоровьесберегающего урока, анализ и самоанализ урока с позиции здоровьесбережения.
Разработаны рекомендации для детей и родителей по снижению утомления, по правильному и безопасному выполнению физических упражнений, с учителями разучен комплекс упражнений для укрепления глазных мышц, мышц спины.
Организованы занятия специальных медицинских групп с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и нуждающимися в специальных методах оздоровления. Учителя физкультуры и классные руководители в достаточной мере, подробно вникают в ситуацию и предлагают альтернативные методы физического воспитания.
Физкультурно-оздоровительное направление является одним из приоритетных.
Традиционно в школе большое внимание уделяется разностороннему физическому развитию детей, как на уроках, так и во внеурочное время.
Во 2-4 классах каждая третья суббота в параллели – «Суббота здоровья». В этот день проводятся развивающие занятия, спортивные праздники и соревнования, прогулки, походы и экскурсии.
В учебный план начальной школы включены 3 урока физической культуры. Преподавание физкультуры в начальной школе проводится по 4 направлениям: уроки с элементами самбо и аэробики, плавание, ритмика.
При непосредственном участии преподавателей академии физкультуры для каждого из направлений разработано необходимое программное обеспечение.
Хореография, гимнастика и самбо взаимосвязаны, цель этих занятий: развитие гибкости, координации, силы, привитие эстетического воспитания. Занятия этими видами создает ребенку не только возможность разностороннего физического развития, но и в дальнейшем выбрать одно из направлений исходя из интереса и физических возможностей и продолжить дальнейшее обучение на профессиональном уровне.
В среднем звене созданы группы детей с углубленно-тренировочными занятиями борьбой самбо. В этой области имеются значительные достижения: наши спортсмены – победители и призеры городских и областных соревнований по самбо
1. Всероссийский турнир по самбо памяти подвига Героя Советского Союза Александра Матросова (9-11 февраля 2007 года).
- Шаманов Максим (8 «а» кл.) – 1 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Кокоулин Игорь (8 «а» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Волков Евгений (8 «а» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Васильев Андрей (6 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Бойчиков Ален (6 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Орехов Никита (5 «б» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Банайщик Александр (4 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
2. Турнир по самбо в честь победы Великого русского князя Александра Невского в Ледовом побоище среди юношей 1994-1996гг.р. г. Псков (31 марта 2007 г.)
- Васильев Андрей (6 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Банайщик Александр (4 «а» кл.) – 5 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Фёдор (4 «а» кл.) – 5 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (5 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
3. Первенство Псковской области спортивных школ по самбо среди юношей 1994-1995гг.р.п. Пушкинские Горы (5 мая 2007г.)
- Васильев Андрей (6 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Банайщик Александр (4 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Фёдор (4 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Бойчиков Ален (6 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
4. Турнир по самбо в честь Великого Российского поэта А. С. Пушкина среди юношей 1995-1996гг.р. п. Пушкинские Горы (30 мая-2 июня)
- Банайщик Александр (4 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Фёдор (4 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (5 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Чеботарёв Влад (4 «а» кл.) – 5 место (тренер - Кузьмина О. А.)
5. турнир по самбо в честь выдающегося полководца М. И. Кутузова (отбор на фестиваль спортивных единоборств СЗФО) среди юношей 1993-1995гг.р. п. Пушкинские Горы (14-16 сентября 2007г.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Банайщик Александр (5 «а» кл.) – 6 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 1 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
6. Турнир по самбо в честь освобождения г. Невеля от немецко-фашистских захватчиков среди юношей 1993-1995гг.р. г. Невель (5-7 октября 2007г.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 4 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
7. Первенство г. Пскова по самбо среди юношей 1993-1996гг.р. (13-14 октября 2007г.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 9 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 7 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 7 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
8. XI турнир по борьбе самбо «Память», посвящённый великолучанам, отдавшим жизнь в мирное время при защите Отечества, среди юношей 1993-1994гг.р., 1995-1996гг.р. г. Великие Луки (2-4 ноября 2007г.)
- Банайщик Александр (5 «а» кл.) – 6 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 4 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
9. Открытый Чемпионат и первенство Псковской области по самбо, посвящённый первому директору ИФК В.И. Марго, среди юношей 1993-1995 гг.р. г. Великие Луки (16-18 ноября 2007г.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 7 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 5 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 3 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
2008 год
1. Всероссийский турнир по самбо памяти подвига Героя Советского Союза Александра Матросова (9-11 февраля 2008 года).
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 1 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 1 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Банайщик Александр (5 «а» кл.) – 6 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 4 место (тренер - Кузьмина О. А.)
2. Турнир по самбо в честь победы Великого русского князя Александра Невского в Ледовом побоище г. Псков (15-16 марта 2008 г.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 1 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
3. Первенство города по борьбе самбо, посвящённое Дню Победы в ВОВ г. Великие луки (17 мая 2008г.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
4. Первенство Псковской области по самбо в честь великого российского поэта А. С. Пушкина среди юношей 1995-1996гг.р. п. Пушкинские Горы (24 мая 2008г.)
- Миронов Фёдор (4 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (5 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
5. турнир по самбо в честь выдающегося полководца М. И. Кутузова (отбор на фестиваль спортивных единоборств СЗФО) среди юношей 1994-1996гг.р. п. Пушкинские Горы (27 сентября 2008г.)
- Банайщик Александр (5 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Фёдор (4 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
6. Турнир по самбо в честь освобождения г. Невеля от немецко-фашистских захватчиков среди юношей 1994-1996гг.р. г. Невель (2008г.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 1 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Банайщик Александр (5 «а» кл.) – 1 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Жовтый Алексей (4 «в» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
9. Открытый Чемпионат и первенство Псковской области по самбо, посвящённый первому директору ИФК В.И. Марго, среди юношей 1993-1995 гг.р. г. Великие Луки (16-18 октября 2008г.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Бойчиков Ален (7 «б» кл.) – 1 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Васильев Андрей (7 «б» кл.) – 2 место (Тренер – Ткаченко А. В.)
- Банайщик Александр (5 «а» кл.) – 2 место (тренер - Кузьмина О. А.)
10. Открытый областной турнир по самбо, посвящённый десантникам 6-ой роты г. Псков (1 февраля 2009г.)
- Миронов Егор (6 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Банайщик Александр (5 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
- Миронов Фёдор (5 «а» кл.) – 3 место (тренер - Кузьмина О. А.)
С 1 класса учащиеся осваивают также азы аэробики и ритмики, переходя затем по желанию в учебно-тренировочные группы. В апреле 2009 года в городском «Параде гимнастики» наряду с профессиональными спортсменами, учащимися спортивной школы №1 «Атлетика» достойно выступили и наши спортсмены: группа фитнес-аэробики (учащиеся 1-4 классов, руководитель Нилова А.Н.) и танцевально-спортивный коллектив «Гейзер» (руководитель Глазычева М.А.).
В начале реализации программы проведённый нами мониторинг двигательной активности учащихся показывал неутешительные результаты. Только 38% учащихся занимались физкультурой и спортом помимо уроков физической культуры. Целью работы школы стало развитие спортивных секций, танцевальных коллективов, клубов непосредственно в школе, в которых смог бы заниматься каждый ребёнок. Результат – 68,5% учащихся посещают секции по различным направлениям. Для удобства посещения секций в школе созданы все условия. На базе школы работают не только спортивные секции преподавателей нашей школы, но и заключаются договора с тренерами спортивных школ. Учащиеся имеют возможность выбрать любое спортивное направление по своим интересам:
• Легкая атлетика
• Волейбол
• ОФП
• Баскетбол
• Каратэ
• Туризм и спортивное ориентирование
• Самбо
• Аэробика
• Шахматы
• Стрелковый клуб
21 апреля 2009 Занятость спортом учащихся в 2008/2009 учебном году. подробнее »»
21 апреля 2009 Состояние здоровья учащихся школы подробнее »»
|