182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №7»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД /  
Здоровье и спорт

[b]В современных условиях высокой технической оснащенности и психофизической интенсивности труда одним из главных лимитирующих факторов становится фактор здоровья. Валеологическая и спортивная работа в школе в 2007-2008 учебном году строилась на системном подходе к образованию, обновлении знаний по здоровому образу жизни у педагогов и учащихся в соответствии с современными взглядами на содержание предмета, с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.[/b] [u]Главные условия успешного обучения школьников предполагают развитие:[/u] • культуры физической (управление движением), • культуры физиологической (управление процессами в теле), • культуры психологической (управление своими ощущениями и внутренним состоянием), • культуры интеллектуальной (управление мыслью и размышлениями). [u]Приоритетными направлениями в валеологической и спортивной работе являлись[/u] • информационно-просветительская работа, • учебно-воспитательная работа, • диагностическая работа, • научно-методическая работа, • профилактическая и коррекционная работа. [b][i]Информационно-просветительская работа.[/i][/b] В школе использовались различные виды массовой пропаганды здорового образа жизни. На двух объемных стендах в вестибюле школы и на стенде возле спортивного зала постоянно вывешивалась и обновлялась информация: о профилактике туберкулеза, о вреде курения, о психологической подготовке к экзаменам, о соблюдении требований личной гигиены, памятки для родителей школьников; положения о соревнованиях, календарь проведения спортивно-массовых мероприятий, итоги конкурсов и соревнований и т.п.. Дополнительный стенд возле раздевалок спортзала знакомил учащихся с контрольными нормативами по физической культуре для каждой возрастной группы, там же были вывешены правила по технике безопасности. Периодично выпускалась мини-газета «1001 маленькое ЧУДО для ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ» (простые решения, дающие видимый результат). В них печатались чрезвычайно полезные советы, как оставаться здоровым и счастливым человеком на протяжении всей жизни. Все материалы газеты - результаты последних научных исследований. В учительской на стенде для педагогов вывешивалась другая информация: валеологические рекомендации к организации урока, протокол валеологического анализа урока, комплексы упражнений для физкультминуток и динамических пауз на уроках, протокол посещения урока физкультуры, интересные материалы о ЗОЖ из СМИ и др. Проведение дней и акций здоровья – школьная традиция. Например, в третий четверг ноября обязательно участвуем во Всемирном дне отказа от курения. В отчетном году это были выступления агитбригады юношей. Лаконично, образно, эмоционально они донесли до школьников убийственные цифры ядовитых составляющих табачного дыма, призывали не приобщаться к пагубной привычке курить. Плакаты, конкурсные сочинения на эту тему тоже помогали формированию у каждого учащегося убеждения «Я никогда не буду курить!» Тесное сотрудничество у школы с ЦМП «Красным крестом», Центром планирования семьи, помогающими вести просветительскую работу по профилактике СПИДа, туберкулеза, гриппа и других заболеваний, по пропаганде здорового образа жизни. Учителя физкультуры бережно хранят свидетельства спортивных достижений школы: кубки, грамоты, фотографии чемпионов – и использовали их для воспитания патриотов школы, города, страны. Налажена связь с магазином «Медтехника», в котором продаются ортопедические изделия «ПасТер». Образцы этих изделий демонстрировались ученикам и учителям. [b][i]Учебно-воспитательная работа.[/i][/b] Расписание уроков в школе составлено на основе здоровьесберегающих технологий. Организован ступенчатый режим повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям. В течение учебного года неоднократно поднимались вопросы по расширению здоровьесберегающих функций урока (совещания при директоре «Физиолого-гигиенические основы воспитания в школе», образовательный семинар «Методические подходы к обеспечению антинаркотической профилактической работы с учащимися через «предметное обучение», практикум «Стрессы на уроке. Как их избежать?»), решались конкретные задачи: о соблюдении норм домашних заданий; об обеспечении оптимального соотношения между физическим и информационными объемами урока; об обеспечении оптимальных взаимоотношений между учителем и учеником, учеником и учеником; о современном окончании урока и т.п. Учителям рекомендовано при тематическом планировании разных предметов предусмотреть время на изучение вопросов сохранения здоровья. Постоянно ведется контроль за выполнением норм самообслуживания и физическим трудом учащихся. Полы в классах моют только технические работники, дети же следят за чистотой парт, ухаживают за цветами на школьных клумбах. Каждому классу определена одна конкретная неделя в летние месяцы, дети, по-возможности, под руководством педагогов работают 2-3 часа в день: пропалывают, рыхлят, поливают. Хотя работают дети на принципах добровольности, работающих всегда много и школа буквально утопает в цветах, выращенных с любовью. В октябре прошла валеолого-просветительская декада «Учимся быть здоровыми», во время которой младшие школьники соревновались на станциях «Светофор», «Режим дня», «Спортивная» и «Музыкальная», классы среднего звена боролись за победу в КВН, старшеклассники вместе со специалистами ЦМП, «Красного креста» участвовали в тренинге «Профилактика распространения ВИЧ-инфекции», прислушивались к советам на лекции «Мода и здоровье». Школа участвует во всех городских мероприятиях по ЗОЖ.. В городской олимпиаде по гигиеническому воспитанию учащиеся школы заняли в каждой возрастной группе призовые места: 5 кл. – III м. Печенкина Дарья 7 кл. – III м. Гусев Артем 9 кл. – III м. Зимина Ольга В городском смотре-конкурсе детских рисунков «Здоровый образ жизни» в номинации «Прививка защищает от инфекции» тоже наши победители: 4 кл. – I м. Кузина Александра 7 кл. – III м. Обертос Татьяна 9 кл. – II м. Стрелкова Софья В течение учебного года проведены беседы и занятия с учащимися на темы: «Осторожно, компьютер!» «Осторожно! Татуировка». «О вреде курения». «Грипп: эпидсезон рядом». «Гигиена органов зрения». «Вредные для здоровья привычки» «Профилактика туберкулеза» Для родителей прочитано 8 лекций «Факторы здорового образа жизни». [b]Урок физической культуры – основная форма физического воспитания – обеспечивает укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся.[/b] Организация уроков физической культуры ведется с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся. В зимний период уроки проводятся в спортивном зале, осенью и весной – на улице. Содержание предмета «Физическая культура» имеет следующую структуру: обязательный базовый компонент, который включает в себя знания, способы двигательной деятельности, способы физкультурно-оздоровительной деятельности и способы спортивной деятельности; дифференцированный вариативный компонент, который определяется исходя из региональных и национальных особенностей, а также запросов учащихся и возможностей общеобразовательного учреждения. В начале учебного года учителями физвоспитания совместно с фельдшером школы были выявлены учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья в подготовительную (42ч.) и специальную (14ч.) медицинские группы. Занятия в спецгруппе проводятся, как и уроки физкультуры, 2 раза в неделю по разработанным планам, направленным на укрепление здоровья, содействие правильному развитию и закаливанию организма. Они проходят в более медленном темпе, исключают максимальные усилия учащихся, прыжковые и акробатические элементы. Больше внимания уделяется упражнениям на формирование осанки, обучению рациональному дыханию, а также на освоение основных двигательных умений и навыков. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, занимаются совместно с основной и оцениваются наравне с учениками основной группы только по тем упражнениям, которые им не противопоказаны. Систематически на уроках физкультуры проводилась профилактическая работа по укреплению опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия), учащиеся получают и теоретические сведения на темы: режим дня и личная гигиена, значение физических упражнений для здоровья человека, закаливание, вредные привычки. В школе проводилась физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществлялись в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий в начальной школе, физкультурные минутки во время уроков (проводили учителя-предметники), подвижные игры на больших переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня. Летом 2008г. работал лагерь с дневным пребыванием детей, в котором отдохнули и поправили здоровье 100 детей школы. Для учащихся школы созданы условия для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам. Во второй половине дня проводились спортивные праздники, работали спортивные секции по волейболу, футболу, каратэ, легкой атлетике, стрельбе из лука, в которых занималось 263 ученика. На учебный год был составлен календарь проведения спортивно-массовых общешкольных и городских мероприятий, который включая в себя проведение соревнований по этапам. На первом этапе проводились школьные соревнования по различным видам спорта: волейболу, футболу, легкой атлетике, гиревому спорту, пулевой стрельбе, армреслингу, шахматам. Победители вошли в состав сборной школы и участвовали в спартакиаде города. [b][i]Спортивные достижения школы за 2007-2008 учебный год:[/i][/b] Шахматы – I м. команда: Михайлов Е. 11А Шатров Е. 11А Иванов Н. 9В Анисимова С. 11Б Катченкова М. 11 А Гиревой спорт II м. команда: до 58 кг м. Новиков А. 11А до 65 кг I м. Устинов И 11 А до 80 кг м. Шатров Е. 11А Иванов А. 9В 80 кг Iм. Никуленков А.11Б Волейбол (жен.) II м. команда: Бандукова Л. 11А Анисимова С. 11Б Кононова А. 10А Власенко А. 9Б Мацкевич Д. 9Б Романова Н 9Б Иванова Г. 9В Плавание V м. команда Блошкин В. I м. (50 м брасом) II м. (50 м вольным стилем) Иванова К. 6А II м. (50 м вольным стилем) II м. (50 м брасом) II м. (50 м на спине) Олимпиада среди 8-9 кл. – II место Мацкевич Д., 9Б Кузьмин Е., 9А II место по в/б III место по л/а (1000 м) II место по л/а (500 м) III место по теории «Шиповка юных» (1993-1994г.р. юноши) – I место команда: Барканов А, 7Б Иванов Н., 9В Кузьмин Е., 9А Гаврилов А., 9А Голубев Д., 9В Тимофеев А., 9Б Эта же команда защищала честь города, участвовала в областных соревнованиях. Заняла VII место из двадцати одного. «Шиповка юных» (1993-1994г.р. девушки) - II место команда: Иванова Д., 7Б Боронахина А., 6Б Иванова К., 6А Балашова К., 8А Кубок братьев Аленичевых – футбол (30.05.2008г.) – III место (мальчики 1997-1998г.р.) Спартакиада среди лагерей с дневным пребыванием детей – II место (кубок). [b]Вся работа по физическому воспитанию в школе велась по комплексной программе физвоспитания учащихся I-XI классов с опорой на Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», рекомендации областных научно-практических конференций «Здоровые дети – здоровая Россия», в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы», Уставом школы, Положениями УО г. В.Луки и положениями школьных соревнований.[/b] [b][i]Диагностическая работа.[/i][/b] При зачислении детей в первый класс осуществляется запуск валеологического мониторинга. Психолог школы изучила базовые психотипы классов, основные группы восприятия в классе, что позволило учителям 1-х классов осуществить личностный подбор обучающих технологий под конкретную учебную группу. В течение учебного года валеологом и психологом школы изучалась диагностика отношения к своему здоровью у детей и учителей через анкетирование и соцопросы (*для совещания при директоре – по питанию; * для выявления отклонений в состоянии здоровья детей – с «трудными»; * среди учащихся 7-11 кл. – с целью исследования распространения одурманивающих веществ среди учащихся школы; * среди учащихся 5-х классов – к совещанию при директоре «О преемственности в обучении») [b][i]Научно-методическая работа[/i][/b] Валеолог школы во 2-4 классах начальной школы работала в течение года по учебно-методическому комплексу «Все цвета кроме черного», подготовленному в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту». Научный руководитель проекта – член-0корреспондент РАО, лауреат премии Президента России М.М.Безруких. Занятия проводились в каждом классе 1 раз в месяц по разработанному плану. Задачами занятий были не только формирование у детей представления о ценностях здоровья, но и развития коммуникативных навыков, формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих. Для учащихся 1-х классов была разработана валеологическая программа «Азбука питания», которая была осуществлена на «Уроках здоровья» у первоклассников. [b][i]Профилактическая и коррекционная работа[/i][/b] В школе осуществляется мониторинг санитарного состояния учебных помещений, столовой, рекреаций, естественной и искусственной освещенности внутри учебного помещения (чистота оконных стекл, доступность проникновения солнечного света, достаточность искусственного освещения). Комиссия в составе мед. работника, валеолога и зам. директора по хоз.части периодически проводила рейды, результаты которых доносились до определенных служб для устранения недочетов. Обучение навыкам бесконфликтного общения, коррекции систем притязаний, ценностей, потребностей, образа жизни проводилась на уроках здоровья «Конфликт. Как его решить?», «Как сказать НЕТ и отстоять свое мнение», «Как помириться после ссоры», «Как научиться разговаривать с людьми». Осуществлялось плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровье учащихся и учителей с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений. В течение учебного года осуществлялся контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов, С-витаминизация) фельдшером, валеологом, администрацией школы, лично директором. Вопрос о школьном питании был темой совещания при директоре, внепланово корректировалась эта работа на административных планерках с приглашением зав. школьной столовой. Учителя-предметники снабжены комплексом упражнений для снятия усталости у учащихся, профилактики близорукости, сколиоза. Введено в практику выполнение физкультминуток во время уроков (через 10 и 30 мин. с начала урока). Организованы 3 перемены по 15 мин. для длительных динамических пауз. Для начальной школы приобретены обучающие тренажеры для подготовки детской руки к письму (для правой и левой).


наши успехи
    Поздравляем!

    Поздравляем!

    Поздравляем!

    Поздравляем!

    Поздравляем!

    Поздравляем!!!

    Поздравляем!!!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.