Условия осуществления образовательного процесса.
4.1. Службы сопровождения управления ОУ.
1) «Центр сопровождения» (Руководитель - заместитель директора по ВР Крюкова В.А..)
Состав службы: социальный педагог-школьный инспектор Королева С.В., педагог-психолог Иофик Ю.В., учитель-логопед Гашимова И.Г.,социальный педагог Клементьев И.О.
2) Методический совет (Руководитель - заместитель директора по УВР Л.М.Васюцкая)- совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создаёт условия для развития их творчества. В состав Методсовета входят руководители методических объединений.
3) Психолого-медико-педагогический консилиум ( школьный ПМПК) в следующем составе: председатель консилиума - зам.директора по УВР Васюцкая Л.М., зам.директора по УВР О.М. Котова, социальный педагог-школьный инспектор Королева С.В., педагог-психолог Иофик Ю.В., секретарь консилиума - учитель-логопед Гашимова И.Г.
В школе традиционно проводятся заседания психолого-медико-педагогического консилиума.
Целью ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Задачами ПМПК образовательного учреждения являются:
— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
— выявление резервных возможностей развития;
— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Основные направления деятельности ПМПК:
- Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе.
- Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей коррекции.
- Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
- Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
- Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
В течение 2013-2014 учебного года был выполнен весь объем запланированных мероприятий (экспертно-диагностической, организационно-методической работы, психолого-медико-педагогической консультации), было проведено 6 заседаний ПМПК.
Количество детей, обследованных членами ПМПК, – 38.
Направлено на ПМПК – 37.
Основные причины обращений на ПМПК:
- проблемы адаптации учащихся;
- проблемы усвоения школьной программы;
- определение образовательного маршрута, обеспечивающего коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом индивидуальных возможностей развития.
Рассматривались следующие вопросы:
- Обсуждение программ индивидуальных консультаций учителя-логопеда и педагога-психолога в специальных коррекционных классах.
- Адаптация учащихся 5-ых классов к обучению в среднем звене.
- Адаптационный период в 1-ых классах.
- Определение программы обучения для учащихся.
- Уровень развития воспитанников дошкольного отделения, поступающих в 1-ый класс.
Для оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности, специалистами ПМПК была проделана следующая работа:
- Изучены личные дела учащихся, заключения ПМПК, характеристики;
- Осуществлялось наблюдение и обследование учащихся педагогом-психологом, учителем-логопедом;
- По результатам обследования даны рекомендации председателем ПМПК, специалистами для учителей начальной школы, учителей-предметников, воспитателей дошкольного отделения
- Налажен механизм взаимодействия всех участников образовательного процесса.
По структуре первичного дефекта больше всего преобладают дети с задержкой психического развития и речевыми нарушениями, затем идут нарушения эмоционально-волевой сферы и психические расстройства, далее – дети с нарушениями интеллекта.
Отмечается востребованность в логопедических и психологических занятиях.
Положительным моментом является увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в коррекционной работе. Ведется работа по раннему выявлению и коррекции недостатков в развитии детей.
На основании анализа работы и в соответствии с планом работы ПМПК всем специалистам консилиума необходимо продолжить работу по обеспечению диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении и воспитании и выявлению их резервных возможностей в развитии.
- Творческие Центры воспитательной работы, руководит заместитель директора по воспитательной работе Крюкова В.А.
1.Духовного здоровья ( руководитель Авраменко И.Н.)
Цель: формирование потребности в защите, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, духовное становление личности на основе народных традиций и Православия.
Формы реализации:
- лекции и беседы,
- встречи с работниками здравоохранения,
- встречи со священнослужителями,
- конкурс плакатов и газет,
-общешкольные социально-значимые акции,
- соревнования,
- организация работы детского волонтерского лагеря в п. Клин
Ответственный за номинацию «Доброе сердце».
2. Центр эстетической культуры и досуга ( руководитель Тишакова Е.И.)
Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к себе и другим людям, понимание смысла человеческого существования.
Формы реализации:
- КТД,
- заседание клуба «Озарение»,
- встречи с поэтами и музыкантами города,
- экскурсии,
- библиотечные уроки,
- практикум по культуре общения,
- конкурсы различного уровня.
Ответственный за номинацию «Любимец публики».
3.Гражданско-патриотический центр ( руководитель Кононенко Л.Н.)
Цель: сформировать потребность в необходимости соблюдения правовых норм общества, развитие патриотизма учащихся.
Формы реализации:
- работа вокруг имени школьного Героя А.В. Попова
- вечер встречи с выпускниками,
- сотрудничество с Великолукским домом ветеранов,
- акции «Обелиск у дороги», «Ветеран живет рядом».
Ответственный за номинацию « Юный герой».
4.Центр прикладного творчества ( руководитель Рудометкина С.А.)
Цель: способствовать развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Формы реализации:
- выставка работ учащихся,
- индивидуальные консультации,
- собеседования,
- работа мастерской «Подарок».
Ответственный за номинацию « ВиТа» (Вдохновение и Талант).
5. Экологический центр ( руководитель Дружинина И.В.)
Цель: воспитание экологической культуры.
Формы реализации:
-походы,
-акция « Чистый двор», «Сбережем зеленую ель»,
- работа в микрорайоне школы,
- устные журналы,
- исследовательская деятельность.
Ответственны за номинацию «Любитель природы».
6. Информационный центр ( руководитель Гороненкова Ю.В.)
Цель: информирование социума об успехах в деятельности школы и достижениях учащихся.
Формы реализации:
- круглый стол,
- экскурсии,
- проекты,
- публикации статей в периодических изданиях,
- оформление школьного сайта.
Ответственный за номинацию « Юный журналист - тьютор».
4.2. Финансовое обеспечение функционирования и развития ОУ
Школа имеет статус юридического лица, находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет. Бюджетное финансирование не покрывает всех финансовых нужд школы, поэтому определяются приоритеты, и задачи решаются постепенно.
Финансовое обеспечение функционирования и развития учреждения образования осуществлялось согласно законодательству Псковской области из средств областного субвенциального финансирования в части заработной платы учителей, административного и учебно-вспомогательного персонала, средств на учебные расходы, мероприятия, покупку материалов и основных средств в пропорции 3% от общего фонда.
В случае убедительного обоснования администрацией школы необходимости решить неотложные проблемы школа получает дополнительное финансирование
4.3. Материально-техническая база
В оперативном управлении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова» находится 4 учебных корпуса.
Корпус №1 - основной административный корпус, где проводится обучение учащихся среднего и старшего звена. Корпус №2 - обучаются воспитанники дошкольного отделения и начальной школы, корпус №3 (д/с «Мишутка») – размещается одна группы дошкольников. Корпус №4 – обучаются учащиеся начальной школы. Общая площадь школы четырех корпусов составляет 8003,1кв.м.
Общая численность учащихся и воспитанников – 757 человек.
В школе функционирует 43 учебных кабинета, 15 административных кабинетов и других помещений, 1 кабинет информатики, комплекс кабинетов технологии состоит из швейной мастерской, кабинета кулинарии, слесарной и столярной мастерских,2 спортивных зала, которые используются для проведения учебных занятий, спортивных секций и спортивных мероприятий в течение 6 дней в неделю. Для дошкольников имеются уютные спальни и игровые комнаты. В школе функционирует музей боевой славы и музей русского быта. Медицинское обслуживание учащихся проводится в 2 медицинских кабинетах. Регулярно проводится диспансеризация учащихся и учителей. Горячим питанием учащиеся обеспечиваются в двух школьных столовых с обеденными залами на 620 посадочных мест. Обслуживание столовых ведет МУП «Школьное питание». Имеется 1 актовый зал, 2 библиотеки, книгохранилище.
Школьная библиотека имеет хорошую материально-техническую базу. Многолетняя работа по формированию целевого фонда позволила обеспечивать учебниками, художественной литературой, подписными изданиями все категории обучающихся, педагогов.Библиотечный фонд составляет: 35611 экземпляров, в том числе фонд учебников -14925 экземпляров, 20686 экз. художественной и методической литературы,выписывается 23 наименований периодическихизданий.
Общая площадь пришкольной территории четырех корпусов составляет 24054кв. м. На территории школы оборудованы футбольное поле, детские игровые площадки для группы дошкольников.
Учебно-материальная база школы достаточна для реализации учебных программ основного и дополнительного образования, вместе с тем, требует последовательного переоснащения, развития и укрепления. Большинство классов оснащено современными техническими средствами обучения: компьютерами, ноутбуками, интерактивными досками, проекторами, музыкальными центрами, DVD,копировальной техникой, сканерами.
Программное обеспечение на достаточном уровне. В рамках национального проекта «Образование» осуществлено подключение школы к сети Интернет. На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение. Безопасность работы обеспечена установкой лицензионных антивирусных программ, контент-фильтров.
Компьютерная техника и информационно-коммуникационные технологии используются для оптимизации управления образовательным процессом, а также в ходе учебно-воспитательной деятельности.
Регулярно осуществляется контроль соблюдения норм и требований СанПиН и техники безопасности.
Силами учителей, учащихся и родителей произведено благоустройство пришкольной территории: разбиты клумбы, окрашены бордюры, очищена территория от мусора.
4.4.Безопасность учащихся.
Отвечая требованиям времени, школа проводит работу по обеспечению безопасности учащихся. Здания школы оснащены системой безопасности (тревожная кнопка), системой пожарной сигнализации, системой видеонаблюдения с записью информации на электронный носитель. Организовано дежурство сторожей в ночное время (с 20.00до8.00).Имеющиеся вокруг школы металлические ограждения препятствуют доступу посторонних лиц на территорию школы и обеспечивают более высокую степень безопасности детей. В вечернее время и выходные дни ворота школы закрыты для проезда автотранспорта.
В целях обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса в школе систематически по плану проводятся следующие мероприятия: учебная эвакуация учащихся по сигналу тревоги (1 раз в полугодие); месячник безопасного поведения на дороге; обучение педагогического коллектива защите от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях; два раза в год проводятся плановые инструктажи с работниками школы по охране труда и противопожарной безопасности, проводятся инструктажи и фиксируются организованные выходы учащихся за пределы школы при проведении различных мероприятия.
В 2012 году был полностью переделан и утвержден во всех заинтересованных органах Паспорт антитеррористической защищенности на период до конца 2015 года.
4.5. Обеспеченность учебного процесса кадрами.
Структура кадрового состава педагогического коллектива школы свидетельствует о его высоком профессиональном потенциале.
Директор школы - Любавина Наталья Михайловна.
Административно-управленческий персонал школы – 6 человек.
Общая численность работников школы –88 человек.
Общая численность учителей (без совместителей) –42 человека.
Прочих педагогических работников – 19 человек.
Качественный анализ показывает, что:
Учителей, имеющих высшее педагогическое образование – 31 человек (74%)
Учителей высшей категории – 23 человека (55%),
первой категории – 13 человек(31%),
второй категории – 2 человека(5%),
без категории – 4 человека (10 %).
Количество внешних совместителей в 2013/14 уч. году – 3 человека.
Показатели по пунктам «образование» и « категория» (в %) по сравнению с 2011/12,2012/13 учебными годами остаются практически неизменными, что позволяет сделать вывод об их стабильности.
4.6. Используемые инновационные образовательные технологии.
В школе разработана инновационная программы «Инновационный подход к управлению методической службой школы».
Концепция модернизации российского образования определила основные направления развития:
- Совершенствование содержания образования с учетом новой образовательной парадигмы.
- Внедрение системы менеджмента качества образования и методов государственной итоговой аттестации.
- Профильное обучение в старших классах с целью вызвать интерес к определенной области деятельности, специализации для дальнейшего получения профессии (профориентация).
- Информатизация учебного процесса.
Опытно-экспериментальная работа позволяет решать проблемы образовательного учреждения и прийти к более высоким показателям деятельности школы. Основная идея опытно-экспериментальной работы по осуществлению инновационного подхода к управлению методической службой школы:
- создание организационно-методических условий повышения профессиональной компетентности педагогов;
- формирование команды единомышленников.
Цель программы:
- Совершенствование модели методической службы школы для создания оптимальных условий повышения профессиональной квалификации учителей.
- Создание условий для развития педагогических инноваций в образовательном учреждении.
- Развитие методической активности учителей.
Сроки реализации Программы:2013–2016 годы.
В ходе инновации решить следующие задачи:
- Апробировать эффективность предложенного инновационного варианта методической системы.
- Создать условия для продуктивного и эффективного внедрения достижений педагогической науки в практику педагогов школы.
- Способствовать развитию практико-ориентированных научно-педагогических исследований, направленных на повышение качества образования.
- Создавать условия для моделирования и практической проверки системы непрерывного педагогического образования.
В интерактивном обучении действует не педагог-предметник, а педагог широкого профиля. Каждый педагог работает в трех разных группах, учитывается его деятельность как предметника, классного руководителя и педагога – исследователя. Работая в кафедре, учитель включен в тренинги, которые предполагают формирование условий для выбора стратегии уверенного поведения, развитие креативности, умений и навыков психологической саморегуляции.
Одним из ведущих механизмов формирования современного ученика являются воспитательные технологии. Они реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, в работе патриотической направленности, кружках по интересам, традиционных школьных мероприятиях.
Мониторинг психологического состояния и развития (учащихся и педагогов школы), как один из видов инновационной деятельности, постоянно проводится психологом школы Иофик Ю.В., что позволяет анализировать уровень адаптации учащихся, уровень тревожности, психологическую подготовку к проведению итоговой аттестации, психологический климат в коллективе и т.п.
Своевременная диагностика аномалий речевого развития у обучающихся, коррекция нарушений устной и письменной речи, предупреждение и профилактика речевых нарушений, комплектование логопедических групп учащихся в системе ведется учителем-логопедом Гашимовой И.Г. В результате, количество детей, пользующихся услугами школьного логопункта и оставленных для продолжения коррекционного обучения на конец года, уменьшилось в 6 раз.
Таким образом, педагоги школы располагают широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в нашем общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы.
4.7. Дошкольное отделение.
8 лет при школе работает дошкольное отделение, которое включает в себя детей 5,5-6 лет и одну группу детей трехлетнего возраста. Всего в дошкольном отделении 98 воспитанников. Работа с детьми ведется по программе «Школа 2100». В подготовительных классах проводится непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, бескомпьютерной информатике, изобразительному искусству, физической культуре, технологии, музыке.
Для групп выделено по два помещения – кабинет для занятий и спальная комната. В учебных помещениях находится оборудование для развития продуктивной деятельности детей.
Воспитанники охвачены дополнительным образованием. Во вторую половину дня они посещают школьные кружки: «Сказки кота Мурлыки», «Малыши-крепыши», «Лепилка-мастерилка», «Болтунишки», «Планета сильных и ловких», «Театр кукол», изостудию «Капелька».
Для прогулок оборудованы детские площадки.
С дошкольниками работают опытные воспитатели: Н.И.Романова. М.Н.Григорьева, Т.С. Царева, С.И.Иванова, М.В.Медведева, Е.В.Смирнова. Р.В.Смирнова. Они считают, что главное в дошкольном обучении – это подготовка к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать самостоятельно и в коллективе, желание и привычка думать, стремление узнавать новое. Возглавляет работу дошкольного образования методист Н.А.Ершова.
|