Уважаемые родители!С 1 сентября 2011 года наша школа (1классы), перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 7 ФЗ «Об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://http://www.standart.edu.ru/
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы.
Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и обучающегося. Через ИС обучающиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (оздоровительное, духовно-нравственное, культурологическое , научно-познавательное , художественно-эстетическое, военно-патриотическое, проектная деятельность).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале). Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для обучающихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 21 - 25 часов в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится до 10 часов в неделю.
ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА/ на выпуске
1. Педагогическая готовность:
Навыки чтения.
Навыки счета.
Навыки письма.
Навыки рисования.
Звуковая культура речи (чистая речь).
Умеет развернуто ответить на вопрос.
Хороший словарный запас.
Хорошая общая осведомленность.
2. Интеллектуальная готовность:
Дифференцированность восприятия как основы мышления.
Планомерность восприятия (наблюдательность).
Развитое воображение.
Хорошая ориентировка в пространстве и времени.
Развитое наглядно-образное мышление:
-умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
-умение сравнивать их, видеть сходное и отличное.
Развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).
Хорошая память. • Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции).
Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).
Предпосылки абстрактно-логического мышления:
-способность понимать символы;
-способность сформулировать вопросы;
-способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы.
3. Мотивационная готовность:
Выраженность познавательных интересов.
Принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.
4. Эмоционально-волевая готовность:
Умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены).
Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня.
Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
Произвольная регуляция внимания:
-концентрация внимания;
-устойчивость внимания;
-переключение внимания.
Умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре).
Умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
5. Коммуникативная готовность:
Желание общаться со взрослыми и детьми.
Умение установить контакт с учителем.
Сохранение чувства дистанции.
Способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному).
Умение устанавливать контакт со сверстниками.
Умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём
Умение выполнять совместную деятельность.
Умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(4 КЛАСС)
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться
Любящий родной край и свою страну
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
Умеющий высказать свое мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Коротко о ФГОС НОО
Что такое Федеральный государственный стандарт
начального общего образования?
ФГОС - это общественный договор, соединяющий государственные, общественные и личные потребности и интересы.
ФГОС - это совокупность требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования, в том числе и к результатам освоения программы младшими школьниками.
Стандарт:
-учитывает образовательные потребности детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья,
-направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования,
-направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,
-направлен на становление гражданской идентичности учеников как основы развития гражданского общества.
ФГОС впервые в Российском образовании рассматривает родителей и лиц, их заменяющих, как участников образовательного процесса, что позволит семье обучающегося проявить активную жизненную позицию.
Поэтому следует обратить внимание на формирование в семье основ любви и уважения к школе, плодотворного взаимодействия и сотрудничества!
Уважаемые родители!
Администрация образовательного учреждения благодарит Вас за сотрудничество при введении Федерального государственного образовательного стандарта НОО в нашей школе и надеется на дальнейшее сотрудничество с Вами при реализации Стандартов нового поколения.