Цель: - учить детей выражать чувства добрыми словами;
- формировать навыки вежливого обращения;
- воспитывать потребность в доброжелательном общении.
Задачи:
- воспитывать доброжелательность;
- умение видеть красоту в простом и обыденном;
- умение дарить тепло и доброту;
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
- развивать у учащихся эстетические и духовно-нравственные способности;
- воспитывать у детей чувство толерантности, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
I. Организационный момент.
Вед.: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:
Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам - «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам - «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! -
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Вед.:- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
Вед.: - Люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого. А что же значит простое, обыкновенное слово «здравствуйте»? У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Уч.: В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: «Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?» Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» – это значит будьте здоровы.
«Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
III.Основная часть.
1. Игра "Доскажи словечко"
Вед.: - А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Волшебные слова"?
1). Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
2). Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
3). Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)
4). Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5). И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
6). За день мы устали очень, скажем всем …(спокойной ночи)
7). Если о помощи просишь, помогут быстрее раз в сто,
Когда произносишь… (пожалуйста)
8). Друга встретил ты в обед, и сказал ему… (привет)
2.«Развесьте груши». - Знанием волшебных слов мы сумели раскрыть двери и попасть на волшебно - вежливую полянку! - Ребята, наше дерево вежливости уронило груши, давайте их развесим по местам на соответствующие ветки. ( приветствия, просьба, извинения, благодарность, пожелания)
3.Физкультминутка
(игра «Будь внимателен»)
Вед.: - Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста. Будьте добры, наклоните голову вперед. Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо. Будьте любезны, садитесь на свои места.
4. Уроки вежливости.
(Стук в дверь)
Вед.: - Войдите, пожалуйста.
Пус: - Здравствуйте! Извините, пожалуйста, за опоздание. Я пока готовился к вашему празднику, немного задержался. Уж очень хотелось вам, ребята, сделать что-то приятное. Вы меня помните?
Уч-ся: Заяц Пус!!!
Пус: - Ой, я же забыл превратиться в мальчика!!!
(Делает 3 поворота)
Петя: - Ну, а теперь, кто я?
Уч-ся: - Петя Зайцев!
Петя: - Вот теперь всё в порядке, можно и пообщаться. Я решил, что вы неслучайно решили провести такой хороший праздник, ведь мы на уроке литературного чтения уже изучили 2 урока вежливости. А давайте их повторим? А я за каждый правильный ответ вам вручу шарик, чтобы украсить ваш класс.
- Первый урок вежливости «Как надо здороваться».
Уч-ся: - Дети должны первыми здороваться со взрослыми.
- В школе надо здороваться со всеми учителями, а не только со своими.
- Невежливо приветствовать издалека. Подойди поближе и поздоровайся.
Петя: - Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки».
Уч-ся: - Нельзя дарить старые, плохие вещи!
- Никто не дарит то, что подарили ему самому.
- Дарить надо то, что порадует твоего друга.
Петя: - Молодцы, ребята!
Вед.: - Петя, а на уроке русского языка мы узнали ещё одно главное правило вежливости. Ребята, давайте его повторим?
Уч-ся: - Уметь разборчиво писать!!!
Петя: - Как хорошо вы всё знаете, поэтому я с удовольствием дарю вам эти шарики.
Уч-ся: - Спасибо.
Петя: - И ещё один сюрприз вам от меня и моих друзей – одноклассников – это видеорепортаж «Что такое вежливость».
Вед.: - Ребята, давайте, поблагодарим Петю за подарок, за то, что он украсил наш праздник. Мы очень рады, что ты к нам пришёл. Присаживайся.
5. Видеорепортаж «Что такое вежливость?»
Вед.: - Какой вам ответ понравился больше всего?
Вед.: - Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Вед.: - Скажите, пожалуйста, как называют человека, который соблюдает правила вежливости?
Вед.: - А какое качество ещё присутствует у таких людей?
6. Игра «Доброе солнышко».
Вед.: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доброе солнышко». В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело для вас сделали ваши родные, друзья или вы сами для них совершили за последнее время.
Вед.: - Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
7. Танец «Вальс».
Вед.: - А теперь продолжим наш праздник и порадуем наших гостей танцем «Вальс».
8. Стихи о вежливости.
Вед.: - Продолжим праздничную программу стихами о вежливости.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво -
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколь тебе уже лет.
9. Частушки.
Вед.: - Ну какой же праздник без Частушек?
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить.
Ты играй повеселее,
Балалайка - три струны.
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны.
IV. Итог занятия.
- Наш праздник подходит к концу, и при подведении итогов мы поиграем в игру «Да – нет». Я буду задавать вопрос, если вы знаете на него ответ, то поднимите две руки вверх, а если сомневаетесь или не знаете, то скрещивайте руки над головой.
1. Игра «Да – нет».
Вед.: - Как правильно здороваться, знаете?
- А что такое вежливость, помните?
- Как вести себя в гостях у природы?
- Как вести себя в транспорте?
- Волшебные слова знаете?
- А правила вежливости всегда соблюдаете?
2. Релаксация. (Украшение полянки цветами)
- Ребята, если вам понравился наш праздник, давайте сделаем волшебство на нашей полянке - поможем распуститься цветочкам.
3. Песня о добре.
1). Спроси у жизни строгой:
«Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Припев (2р.):
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
2). Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Припев (2р.):
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
3). Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что наша жизнь
Не детская игра.
Припев (2р.):
Ты прочь гони соблазны,
Устрой закон невластный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.