Тема урока « Согласная буква М. Москва - столица России»Задачи: познакомить детей с буквами М, м; совершенствовать навыки чтения, формировать представление о духовно-нравственных основах российского народа, воспитывать уважение к истории России, любовь к природе.
Формируемые УУД: умение работать в паре, понимать смысл пословиц о родной стране, определять цели выполняемого задания.
Пропедевтика: достопримечательности Москвы, прошлое Кремля.
Ход урока
1.Включение в учебную деятельность
Посмотрите на ленту букв с.83
-На какие две группы они разделены?
-Что мы знаем о гласных и о согласных звуках?
2.Актуализация знаний
-Откройте «Азбуку» на с.83,прочитайте текст «Повар»
-Придумайте однокоренные слова к слову «повар».
-Послушайте стихотворение «Плохая привычка», почему она стала хорошей?
-Как вы считаете, зачем нужно избавляться от плохих привычек?
-Какому слову из стихотворения соответствует схема на доске? (кормушка)
-Прочитайте слова на доске: лес, лист, кленовые, осина, топор, калина, сосна.
-Определите, какие слова лишние. (Кленовые - это не предмет, топор - не растение.)
-Какой месяц сейчас?
-Как в октябре выглядит лес?
(На доске иллюстрация «Осенний лес».)
Составьте предложения про осенний лес.
Минутка отдыха. (1 слайд - листопад. Учитель читает стихотворение А. Кочергиной)
Листопад
Сыплет дождь золотой
В нашем парке, в саду.
По дорожкам осенним,
Не спеша я иду.
Звезды с кленов слетают-
Золотой звездопад…
И деревья роняют
Свой осенний наряд.
Покружатся листочки
И на землю падут,
А потом незаметно
К нам морозы придут.
Лужи с золотом листьев
Тронет первый ледок,
И седой паутинкой
Сад засыплет снежок
3.Определение темы урока и постановка целей
-Как с нами разговаривает кошка? (Мяу.)
-Какой звук слышим первым?
-Как мычит корова? (Му-у.)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим?
(«Согласная буква М, звуки [м], [м']»)
4.Работа по теме урока
-Рассмотрите рисунки на с.85 «Азбуки»
-Соотнесите слова со схемами. Дадим характеристику новым звукам.
Вывод: Согласный, звонкий, может быть мягким или твердым.
-Выберите слова с мягким звуком М. Мел, молоток, метро, муравей, Маша, Мила, Митя, Москва. Какие из них имена собственные?
-Отгадайте загадки. Проведем слого - звуковой анализ слов-отгадок.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую лизал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной-…(медведь)
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это?...(Мышка.)
Работа по «Азбуке»
- Рассмотрим иллюстрацию с.84. Что на ней изображено? (Кремль и собор В. Блаженного.)
- Сейчас мы с вами посмотрим важные исторические места Москвы.
( Презентация « Москва- столица России».)
- Прочитайте стих. А. С. Пушкина над иллюстрацией шепотом, а теперь вслух выразительно.
- Читаем текст. Какова Москва, какой становится с каждым годом?
- Кто из вас бывал в Москве, что запомнилось?
- Прочитайте пословицы и объясните их значение.
- С .85 – работа в паре (составить рассказ о Москве.)
- Прочитайте текст «На уроке». Поставьте к нему вопросы.
5. Развитие речевого аппарата
Артикуляционная разминка
Упражнения «Губы», «Сластена».
Скороговорка: Мед в лесу медведь нашел.
Мало меду, много пчел.
Физкультминутка.
6.Работа по Русской азбуке - плюс.
С.115 «Главный город» - читают хорошо читающие дети.
-Что увидел Димка? Какие имена собственные встретились в тексте?
7.Работа по теме урока.
-Откройте учебник на с.86. Читаем рассказ «Утром» по цепочке, затем хором.
-Для чего Клава открыла кран?
-Как он называется? (Водопроводный.)
-Почему, вымыв руки, нужно выключать воду?
-Вспомните сказку «Одеяло убежало, улетела простыня…»
-Кто автор и как она называется? (К. Чуковский. «Мойдодыр»)
-Почему нужно соблюдать чистоту? (Дети читают строки из сказки.)
-Расскажите о своем дне.
8. Развитие речи
Просмотр мультфильма о медведях, составление рассказа по серии картинок.
9. Подведение итогов урока
Рефлексия
-Дети, как вы считаете, достиг наш урок поставленных целей?
-Что вы узнали о Москве? Охарактеризуйте звуки, которые обозначает буква м.
- Кто хорошо работал на уроке?
- Кто считает, что может лучше?